Как выжить в 2012 году?

25 Январь 2012 683

Главной экономической тенденцией 2011 года на Украине стал рост крупных финансово-промышленных групп. Прослойка малого и среднего бизнеса становится тоньше, и у его представителей, если, конечно, их не пугает мысль о «конце света», есть варианты: уйти «в тень» либо, приняв новые правила игры, приспособиться к сосуществованию с крупными корпорациями. Предлагаем несколько советов, как маневрировать на бизнес-поле.

Дружить с государством

Государство в 2012 году останется главным инвестором экономики. После выигрыша тендера большая часть средств достанется крупным финансово-промышленным группам, а малому и среднему бизнесу перепадут субподрядные работы. Кроме того, налаженные отношения с чиновниками способны обеспечить получение информации о результатах проверки конкурентов и возможность влиять на формулировки в решениях госорганов. Глава Всеукраинского объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса Оксана Продан уверена, что соблюдение этого правила крайне желательно.

- Если бы у нас правильно работали правоохранительная и судебная системы, никаких поддержек не нужно было бы. А так, одних бьют, чтобы другие боялись, - считает она.

Идти на Запад

Внутренний рынок Украины сокращается. Для выхода на внешний рынок достаточно найти надежного зарубежного партнёра. Прибыль в иностранной валюте - страховка на случай дестабилизации курса гривны. Следует учесть, что иностранцам, традиционно подозрительно относящимся к украинскому бизнесу, нужно доказать прозрачность своей деятельности.

- Их будут интересовать прозрачная финансовая отчётность украинских компаний, умение общаться на одном финансовом языке, - резюмирует управляющий партнёр консалтинговой компании EBS Елена Вольская.

Во избежание ловушек мошенников лучше сразу же просить у иностранного компаньона отчёт аудиторов о финансовой деятельности предприятия. Кроме этого, желательно проверить по международной базе компаний историю бизнес-деятельности потенциального партнёра.

Экономить на автомобилях

Другой момент - экономия. Директор «Проект-менеджмент бизнес консалтинг» Виктор Палий считает, что главный ресурс для этого - в правильной организации процессов компании.

- Бизнесмен всегда сможет сэкономить, если организует в компании эффективный порядок, основанный на компетентной логистике, - говорит эксперт.

Практика последних посткризисных двух лет показывает, что в самую последнюю очередь украинские предприниматели отказываются от покупки дорогих автомобилей, часов, картин. Но подобные траты придётся отложить, если нет желания потерять весь бизнес.

Не разбрасываться кадрами

Опыт 2009-2011 годов показывает: многие бизнесмены пожалели, что под впечатлением падения рынков провели массовое сокращение штата. Когда пик кризиса миновал, выяснилось, что поддерживать предприятие на плаву некому. Между тем в выигрыше оказались предприниматели, которые не постеснялись вовлечь весь коллектив в поиск путей повышения прибыльности. Оказалось, что именно от рядовых сотрудников можно получить новые идеи. Очевидно, что на такой шаг способны только гибкие, энергичные руководители.

Обращаться к журналистам

Актуальная проблема - атаки на бизнес через возбуждение уголовных дел. По словам директора Антирейдерского союза Андрея Семидидько, такой подход не требует от рейдеров значительных финансовых затрат и изматывающих судебных тяжб, которые ранее затевали рейдеры в ходе корпоративных войн.

Собственникам бизнеса в новом году придётся научиться оперативно реагировать на атаки недоброжелателей. Специалисты по бизнес-консалтингу рекомендуют каждому предпринимателю организовать мобильную бригаду в составе адвоката, нескольких крепких ребят, способных отбить физическую атаку на предприятие, и представителя СМИ.

- Думаю, предприниматели поймут: другого выхода, кроме как на всю страну кричать о рейдерских атаках, не будет, - считает Семидидько. - Пока же за помощью к прессе обращаются единицы.

Мнение эксперта

- Только до 10% предпринимателей продолжают заниматься торговлей в киосках. Остальных вытеснил крупный бизнес. По нашим оценкам, малый бизнес занимает 5-6% ВВП Украины. Если учесть теневую экономику, то мы можем сказать, что у нас около 30% населения занято в малом бизнесе. В Европе - более 50%, в Америке - 90% населения, - констатирует глава Всеукраинского профсоюза работников малого и среднего бизнеса Наталья Кожевина.

Алексей ЕРМОЛИН.