«Её творчество наполнено неизбывной и великой любовью к людям»

24 Январь 2012 1266

Слова писателя Владимира Шахнюка ёмко, точно характеризуют суть того, что сделала и оставила нам известный далеко за пределами Крыма прозаик Мария Глушко (18.01.1922 - 23.03.1993).

Её романы, повести, рассказы, статьи о коллегах по литературному цеху (ветеранах, молодых дарованиях) привлекали и привлекают внимание читающих людей и библиотекарей в их числе как особую категорию ценителей писательского мастерства.

Марию Васильевну коллеги и книгочеи помнят как одного из самых популярных литераторов 60-90-х годов ХХ столетия. Сегодня, к сожалению, в библиотеках осталось мало её книг, а их создано более двадцати. Каждую с нетерпением ждали, они не задерживались на полках в магазинах, в библиотеках тем более - передавались читателями из рук в руки. Особенно были популярны «На всю жизнь», «Ночной троллейбус», «Потому что люблю», «Живите дважды», «Это мой сын», «Мадонна с пайковым хлебом», которые издавались в Крыму, Москве, Киеве. О талантливой землячке мы беседуем с заслуженным работником культуры Украины, лауреатом республиканской литературной премии имени Анатолия Домбровского Любовью ГЕРАСИМОВОЙ, которая не просто хорошо знала писательницу, а была дружна с нею.

- Мы, пропагандисты литературы, очень любили встречи с писательницей. Просто прикипели к ней душами. Приведу высказывание писательницы Светланы Ягуповой: «Мария Глушко являла собой тот тип женщин, которые в любом возрасте вызывают восхищение. Время не властно над ней, она умела схватить его за узду, остановить мгновение. Стройная, длинноногая, почти всегда в строгом костюме, чуть ли ни с военной выправкой, чудесным образом доставшейся от отца генерала, белокурыми волосами, уложенными на затылке валиком, - и в 60, и в 70 она выглядела спортивно, моложаво, так и не успев приобрести старческий облик. ...Очки, прокуренный басок, властные интонации, прямолинейный стиль поведения - всё это создавало ей имидж не столько писательницы, сколько «железной леди», руководящего работника. Впрочем, она и была им. Много лет стояла у руля Крымского отделения Союза писателей Украины».

- Мария Васильевна ведь не была крымчанкой по рождению?

- Родилась она на Дальнем Востоке в семье военного. Детство и юность Марии проходили в разных городах, а Симферополь стал городом её оседлой жизни. Здесь прошла молодость писательницы, здесь проявился талант и писательство стало смыслом жизни. Здесь выросли её дети, отсюда ушли в жизнь. Здесь обрела друзей. Симферополь стал для неё самым близким кусочком земли - родиной. В конце 40-х годов прошлого века молодая преподавательница русского языка и литературы принесла в Крымское отделение Союза писателей свою первую рукопись. Героями произведений тех лет были коллеги - педагоги. Потом она искала и находила прообразы своих героев в среде рабочих, тружеников села, учёных. Писательница всё серьёзнее и основательнее затрагивала в своих произведениях актуальные проблемы окружающей жизни.

- По её произведениям даже снимали фильмы. Напомните, по каким именно?

- В Москве по мотивам повести «Елена Николаевна» сняли картину «Каждый вечер после работы», а по роману «Год активного солнца» - одноимённый двухсерийный телефильм.

- А вы помните её самый популярный роман в те годы?

- Конечно. В 1990 году «Роман-газета» представила одно из лучших её произведений «Мадонна с пайковым хлебом» - о великой силе духа людей в годы военного лихолетья. Мария Васильевна писала: «Мы знаем цену миру, потому что устали от навязанных нам войн. Наши деды воевали в империалистическую, отцы - в гражданскую, на долю нашего поколения выпала Великая Отечественная, и это осталось в наших сердцах навсегда. На войну ушли дорогие и близкие мне люди: отец, муж, брат. А я ждала ребёнка...
У каждого, кто пережил войну, своя память о ней. Мне война запомнилась толпами женщин, стариков и детей на станциях, терпеливым страданием на лицах людей, стенами вокзалов и станций, облепленными писанными от руки: «Разыскиваю семью из Витебска...», «Валя, папы в Пензе нет, я еду дальше...», «Потерялся мальчик в синей матроске, зовут Вовочка...». Мария Васильевна создала роман о пережитом в те годы. «Лик мадонны войны тёмен и некрасив, она живёт на пайковом хлебе, и не выжать ей из груди и капли молока для младенца-заморыша, которого уже теперь, едва он успел родиться, не в легенде, а в действительности распинает война голодом и холодом, на которого направляют смертоносный груз бомб».

- Помню, с каким почтением относились к Марии Васильевне коллеги. Молодёжь ласково, по-домашнему называла её «мама Маша».

- Было за что: Глушко была стержнем писательской организации, поддержкой начинающим. Как вспоминает поэт и прозаик Владимир Терехов, «разгадав и почувствовав талант и характер, поддерживала подопечного, как мать помогает своему чаду, влюблённо и взыскательно. Не приголубливала, не баловала, не опекала, а отчитывала, наставляла, требовала и защищала. В критических ситуациях не оставляла одного». Не оставила и его в сложное время. Активное и упорное многомесячное участие Марии Васильевны в спасении книги «За перевалом перевал», приговорённой к уничтожению, убедило писателя - краеведа и эколога - в своей правоте, помогло не упасть духом и упорно отстаивать свою позицию. Книга «выжила», а недавно получила второе рождение в новом издании.

- Как отнеслась писательница к переменам в приснопамятные 90-е годы?

- Пережила катастрофу распада страны очень тяжело. Она впервые стала сомневаться в необходимости своих книг («отнюдь не шедевров», как говорила сама), стала мучительно осознавать, что не так уж незыблемы моральные законы и каноны, по которым жила всю жизнь она и люди её поколения. А тут ещё смерть мужа, семейные неурядицы...... Её потрясло предсмертное стихотворение Юлии Друниной «Судный час», поскольку во многом было созвучно состоянию её души: «Покрывается сердце инеем -/ Очень холодно в судный час...». Свои печальные размышления она не перекладывала тяжестью в головы и сердца других людей. Она держала их в себе. Незадолго до смерти написала стихотворение:

Всё утрачено, всё прочитано,

Передумано, пересчитано.

Непрощённых обид кибернетикам

Не учесть в своих кабинетиках.

Что любимое - не разлюбится,

Нелюбимое - не полюбится,

Не забудется - не забудется,

Ничего больше в жизни не сбудется.

«Всё приходит и уходит, - размышляла в одном из своих произведений писательница. - Уйдём и мы. Останется на Земле только то, что мы смогли и успели сделать для людей».

Оставленное потомкам светлым человеком, талантливым прозаиком Марией Глушко, как определили время и читатели, является настоящим литературным достоянием. Память о ней надо бережно хранить, передавать молодёжи. Чтение её произведений - школа жизни для юных поколений, потому что в них незамутнённая правда, та истина, без которой темно и безрадостно.

* * *

Симферопольская библиотека, что на улице Маршала Василевского, носит имя Марии Глушко. На 90-летие писательницы, 19 января, здесь собрались те, кто был знаком с «мамой Машей» - гордостью крымской литературы и её берегиней, молодые писатели, школьники.

Ученики

Среди тех, кому Мария Глушко дала «путёвку» в литературу, талантливые поэты Владимир Савенков, Валерий Митрохин, Валерий Субботенко, Владимир Бушняк. Под её «крылом», как выразилась Светлана Ягупова, стал мастером слова и лидером писательского Союза Анатолий Домбровский. Глушко открыла для крымчан сначала евпаторийского, а затем московского писателя Владислава Бахревского, «крымского Маршака» Владимира Орлова.

Литературная среда

Среди коллег Марии Глушко - целая плеяда талантливых прозаиков и поэтов, сформировавшаяся в послевоенные годы: Маргарита Мигунова, Марианна Новикова, Станислав Славич, Николай Тарасенко, Алексей Малин, Анатолий Милявский, Александр Лесин, Борис Серман, Владимир Орлов, Елена Криштоф.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.