Кому закон не писан

18 Январь 2012 792

Законопроект о высшем образовании, который должен определить судьбу украинских вузов, студентов и преподавателей на ближайшие десять лет, был зарегистрирован в Верховном Совете спустя почти три года с начала его создания - в декабре 2011-го, буквально накануне праздников. Предполагалось, что законопроект будет рассмотрен и утверждён на ближайшей сессии украинского парламента. Документ уже был внесён в повестку дня, когда главное научно-экспертное управление Верховного Совета Украины после тщательного рассмотрения проекта рекомендовало вернуть его на доработку. А в парламенте были зарегистрированы ещё два альтернативных законопроекта, один из которых был предложен к рассмотрению ровно за сутки до Нового года.

Учёные сомневаются

Эксперты заявили, что законопроект не согласован с базовым законом «Об образовании». Например, образовательно-квалификационный уровень «специалист», который, согласно законопроекту, должен быть ликвидирован, сохраняется в базовом законе. Специалисты посчитали сомнительным и положение законопроекта, в котором говорится, что «вне конкурса в государственные и муниципальные высшие учебные заведения лица зачисляются в случаях, предусмотренных законодательством». И пояснили, что главным критерием при поступлении должен быть исключительно уровень знаний. Что же до возможного предоставления льгот для некоторых категорий абитуриентов, то следовало бы предоставить Кабинету министров Украины право ежегодно устанавливать для категорий социально не защищённых граждан (инвалидов, детей-сирот, выпускников сельских школ и проч.) квоты, в рамках которых они могли бы конкурировать между собой при поступлении.

В заключении главного научно-экспертного управления указано, что все замечания к законопроекту не уместились на шестнадцати листах, но и этого достаточно для вывода, что документ не может быть принят в предложенном варианте. Эксперты предлагают вместо принятия нового закона «О высшем образовании» внести изменения и дополнения в уже существующий документ.

Альтернатива появляется

Народные депутаты-оппозиционеры Арсений Яценюк и Леся Оробець умудрились зарегистрировать альтернативный законопроект о высшем образовании 30 декабря 2011 года. Они уверяют, что в отличие от предложенного министром образования и науки, молодёжи и спорта Дмитрием Табачником законопроекта разработанный ими документ расширяет свободу преподавателей, студентов и вузов.
В частности вузы, согласно документу, получают право собственности на своё имущество и результаты научно-технической деятельности, а также получают возможность свободно распоряжаться внебюджетными средствами.

Третий законопроект, разработанный народным депутатом от Партии регионов Юрием Мирошниченко, также был зарегистрирован в праздничные дни. В пояснительной записке к законопроекту автор предлагает обеспечить автономию украинских вузов, привлечь работодателей к формированию содержания образовательных программ, расширить академические свободы профессорско-преподавательского состава, устранить причины, затрудняющие интеграцию системы высшего образования в европейское образовательное пространство.

Примечательно, что оба альтернативных законопроекта не проходили общественных слушаний. Именно поэтому, по словам главы парламентского комитета по науке и образованию Максима Луцкого, их нельзя рекомендовать депутатам для утверждения, и за основу в любом случае должен быть принят министерский вариант.

Тем не менее профильный комитет принял решение, в соответствии с которым ни один из трёх существующих законопроектов не будет рассматриваться на январской сессии парламента. По словам Луцкого, в ближайшее время специалисты изучат альтернативные законопроекты с тем, чтобы наиболее удачные положения включить в основной документ наравне с последними предложениями студенческого сообщества.

Студенты беспокоятся

Тем не менее молодёжь обещает продолжить акции протеста вплоть до отзыва «законопроекта Табачника» из парламента. Представители нескольких общественных молодёжных организаций распространили заявление, в котором в частности говорится: «Обещая на словах двукратное повышение стипендий, Минобразования этим документом оставляет за собой право увеличивать плату за обучение для контрактников, ограничивает студенческое самоуправление и автономию вузов, нивелирует результаты внешнего независимого оценивания знаний и вводит новую санкцию - возможность отчислять студентов за «академический плагиат» (что следует считать последним - в проекте не прописано)».

По мнению авторов заявления, документ в случае его принятия «сохранит то состояние застоя в сфере высшего образования, которое мы наблюдаем уже очень многие годы, а также усилит контроль над руководителями вузов со стороны профильного министерства. В то же время возможности действенной реформы образовательной отрасли в документе не предусмотрены».