Буриданово проклятие

17 Январь 2012 593

Прошлый год Украина завершила в целом ровно и без сенсаций. Прогресса в обретении европерспективы достичь не удалось, да никто и не надеялся. Зато непростая процедура открытия украинских рынков для европейской продукции в обмен на дозированную благосклонность носителей демократических ценностей не прервана. И это при том, что Тимошенко таки в тюрьме. Прогресс налицо. Скидку «на братство» в газовых переговорах с Россией тоже пока не выторговали. Зато газовый вентиль никто не трогал и переговоры, о которых наша газета подробно рассказывала, ещё не завершены. Вроде бы всё шло по плану. Но не успели закончиться новогодние праздники, как Москва применила не раз испытанное на непонятливых партнёрах «оружие возмездия» - главного санитарного врача Геннадия Онищенко.

Ничего себе начало

Первым на санитарную атаку ответил украинский МИД, о храбрости коего благодарные потомки сложат легенды, а о профессионализме - анекдоты. Главный дипломат Украины посоветовал главе Роспотребнадзора извиниться.

Затем дружный хор профильных чиновников объяснил, что Украина, передавая функции контроля над качеством продуктов питания ветеринарной службе, имела в виду следование передовому опыту европейских стран, в частности Дании, а вовсе не то, что подумал Онищенко.

Сгладить неловкую ситуацию и погасить начавшееся брожение умов попытался первый заместитель главы парламентской фракции Партии регионов Михаил Чечетов.

- Во время избирательной кампании бывают такие перехлёсты в высказываниях, что чёрт ногу сломит, - сказал Чечетов. - Я не думаю, что высказывания этого чиновника и его позицию разделяет официальная власть - президент и премьер-министр РФ. Поэтому давайте не возводить глупость и безнравственность одного человека в ранг государственной политики.

Увы, дальнейшие события с ограничением доступа на российский рынок украинских сыров и мясной продукции показали, что считать украинцев датчанами в Москве не согласны. А если вспомнить случайную оговорку российского премьера Владимира Путина, перепутавшего украинский «Нефтегаз» с уже приобретённым (путём тарифных войн и с применением Онищенко) «Белтрансгазом», становится понятно, что украинской стороне было бы куда разумнее изучать опыт не Дании, а соседней Белоруссии.

Украинские «оппы»-2012

В наступившем году, как и в прошедшем, оппозиция занимается тем, что у неё лучше всего получается, - организацией театрализованных представлений и внутренними разборками. Рекламируя готовность бороться с действующей властью в едином порыве и сомкнув ряды, особого единства борцы с режимом как раз и не демонстрируют. Слишком явно претендовавшая на роль преемницы Наталья Королевская огребла выговор за нарушение партийной дисциплины и едва не лишилась почётного звания оппозиционерки, а в самом семействе Тимошенко тоже не всё благополучно. Тихое бегство на историческую родину британского тусовщика Шона Карра, не привыкшего к перипетиям украинских политических баталий, никого особенно не удивило. А вот эмиграция отца семейства в Чехию, где, кстати, обнаружился загодя прикупленный коттедж и опять же заблаговременно оформленный бизнес, после заявлений Тимошенко-младшей о том, что семья в едином порыве продолжит дело матери, выглядело немного неловко.

Своё толкование странной истории с предоставлением политического убежища совсем неполитическому супругу Юлии Владимировны сделал политолог, директор социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко.

- Сегодня новые лидеры - это лидеры улиц и площадей. Они не нуждаются в публичной легитимации, им не нужны телеканалы, не нужен Савик Шустер, - отметил эксперт. - Но настоящие новые лидеры могут появиться только в среде «обиженных режимом Януковича». Это могут быть совершенно неожиданные фигуры, такие, как Александр Тимошенко, который даже в страшном сне не представлял, что будет заниматься политикой, и, наоборот, всячески дистанцировался от деятельности своей супруги. Обиженные люди будут говорить о власти, не выбирая выражений, по поводу и без повода, что отличает их от политических активистов, которые зачастую выжидают подходящего момента для выступлений.

Пока остаётся неизвестным, догадывается ли сам Александр Тимошенко о том блестящем революционном будущем, которое ему уготовано.

- Лидерам из среды «обиженных» не нужны ресурсы. Это политики уровня Яценюка и Тигипко стараются наперёд просчитать все возможные траты и свести бюджет своей деятельности ещё до её начала, - подчеркнул Небоженко. - Разве в прошлом году для майданов и акций протеста требовались колоссальные средства? Люди просто собрались в нужном месте в нужное время, и это уже само по себе стало ресурсом, которым при желании могли бы воспользоваться «обиженные». Лех Валенса в своё время сказал, что он просто забрался на бочку, чтобы выступить перед профсоюзом, а спустился вниз уже знаменитым. Думаю, «слезть с бочки знаменитыми» смогут многие, но важно, что они будут делать дальше.

Что касается ресурсов, то они-то как раз у семьи Тимошенко пока имеются. А вот согласится ли отец семейства по собственной воле полезть с ними «на бочку» - большой вопрос.

Для давления на Януковича с Запада эвакуация Александра Тимошенко и рекламируемое создание за рубежом некоего общественного движения выглядят логично. Однако повышения рейтинга БЮТ-«Батькивщины» внутри страны ожидать не стоит, считает директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко.

- Тимошенко по-прежнему остаётся заложницей той стратегии, которая привела её в тюрьму. Юлия Владимировна всегда была эффективной в пиаре. Она типичное дитя постмодерна, которое старается казаться, но не быть.
В результате она стала заложником самоподдерживающейся иллюзии, которая рухнула в тот момент, когда её отсекли от реальных источников влияния на общество. Её способность создавать образ «спасительницы страны» зависела от контроля и влияния на медиа, а медиа требуют денег, а деньги в нашей стране прямо связаны с доступом к власти. Авторитет Тимошенко покоился не на способности создавать идеологию, соответствующую настроениям эпохи, защите интересов различных социальных групп, а на умении манипулировать посредством медиа, - отмечает Романенко. - Потому попытка развернуть масштабную пиар-кампанию на Западе без соответствующей организационной и идеологической работы с массами не даст никакого эффекта для БЮТ.

Предостережение

- Главный вызов, вставший перед Украиной 1 января 2012 года, - Таможенный союз в рамках ЕЭП. Все инициативы по имперской интеграции в СНГ до этого носили характер подготовительной риторики, - указывает политолог, шеф-редактор проекта «Однако. Украина» Семён Уралов. - Теперь, когда мы оказались зажаты между двумя геоэкономическими союзами, Украина фактически обретает статус экономического и политического изгоя. Когда между двумя большими экономическими системами оказывается раздираемое политическими кризисами государственное образование, судьбе этого образования не позавидуешь. И дело вовсе не в нелюбви в Москве или Брюсселе к украинскому государству. Такая изоляция - историческая неизбежность. Если искать исторические аналогии, то в схожую ситуацию попала межвоенная Польша, которая оказалась зажатой между СССР и Третьим рейхом. Поэтому главный вызов, который стоит перед Украиной и её элитами, - успеем ли мы заскочить в последний вагон интеграции в рамках Таможенного союза и всеми правдами и неправдами занять место в «имперском ядре». Потому что если Украина не займёт места в «имперском ядре» Таможенного, а затем Евразийского союза, то нас ожидает усиление процессов распада государства. А распад государственных институтов, как известно, - первое условие для гражданского конфликта. При плохой геополитической конъюнктуре этот распад может обернуться трагедией для тысяч человеческих судеб.

К предостережению эксперта стоит прислушаться. Стоит также признать, что главный украинский выбор состоит отнюдь не в выборе вектора интеграции, а в согласии либо несогласии интегрироваться в ТС и ЕЭП с Россией. Правда в том, что, в отличие от Буриданова осла, Украине доступна только одна кормушка. А опасность, если выбор не будет сделан вовремя, угрожает не меньшая.

Вечная проблема выбора

«Буриданов осёл» - парадокс интеллектуального детерминизма, приписываемый французскому философу XIV века Жану Буридану. Согласно Буридану, при выборе одного из возможных решений воля контролируется разумом. Она действует лишь в том случае, если разум предпочтёт одну из возможностей как наилучшую и даст импульс воле, которая и выберет эту возможность. Но если разум сочтёт все имеющиеся возможности равноценными, то воля не будет действовать: осел, помещённый на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, умрёт от голода, ибо разум не сможет побудить его волю к выбору.

Философия: Энциклопедический словарь.
- М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина, 2004.

Николай ФИЛИППОВ.