Лауреат престижной премии

14 Январь 2012 574

В Москве, в Центральном Доме художника, прошла церемония награждения лауреатов старейшей российской независимой литературной премии Андрея Белого. В числе награждённых наш земляк Андрей Поляков, признанный лучшим в номинации «Поэзия».

Учредил премию в 1978 году коллектив редакции ленинградского самиздатовского литературного журнала «Часы», назвав её в честь выдающегося русского поэта Андрея Белого, оставившего заметный след и в поэзии, и в прозе, и в гуманитарных исследованиях. Материальное содержание премии - один рубль, бутылка водки (в просторечии водку, как известно, часто называли «белым») и яблоко в качестве закуски. Несмотря на определённый игровой элемент, премия сразу стала заметным явлением литературной жизни: её с признательностью приняли такие мэтры литературы, как прозаики и поэты Андрей Битов, Саша Соколов, Евгений Харитонов, Геннадий Айги, Ольга Седакова, Елена Шварц, литературоведы Борис Гройс, Михаил Эпштейн, Владимир Малявин.

После некоторой паузы в начале 90-х с 1997 года премия обрела второе дыхание, добавила четвёртую номинацию - «За заслуги перед литературой» - и присуждается регулярно.

Симферополец Андрей Поляков отмечен за сборник стихов «Китайский десант», построенный по принципу чайнворда, когда строки и слова соединяются друг с другом смысловыми звеньями. Рифмы выстраивают неожиданные цепочки, поражающие сочетанием внешней простоты и внутренней сложности.

Литературоведы и собратья по перу отмечают необычный строй поэзии талантливого крымчанина, особый мир, в который он погружает читателей. В этом мире деревья, поэтические и богословские тексты, ангелы, философы и джазмены прекрасно уживаются, не только не мешают, но и дополняют друг друга, создавая многомерное гармоничное пространство.

Полякова недаром называют поэтом-философом, сложности ритма, синтаксиса которого не затмевают музыкальности, пластичности, лёгкости восприятия образов. Он не может не завораживать собственными мыслями, настроением. Признавшись однажды: «Трудно с вами, буквы дорогие,/ мёртвые мои, немолодые...», он преодолевает эти трудности, оживляя буквы, наполняя их смыслом. Читаешь строки-заклинания: «Эй! любимый язык/ не умрёт - /замурлыкает/ кошка-язык! <...> Слушай:/ русский язык не умрёт:/ будет всё хорошо/ в жёлтом шорохе/ мёртвой/ листвы!/ Желтоватая бледность/ листвы/ прошумит по углам/ букварями!» и веришь, что так и будет. А как же иначе, если поэтический род пополняется такими приверженцами точного образного слова.

Политику комитета по премии ясно выразил Дмитрий Кузьмин: постоянное балансирование между авторами с давно сложившейся репутацией и новейшими литературными открытиями, а саму премию - как «настолько объединительную и инклюзивную, насколько это было возможно для конкретных людей в конкретную эпоху, и далее всегда стремившуюся играть максимально широко по всему полю». Знакомясь со списком лауреатов премии, трудно не согласиться с литературным критиком, писателем, академиком Российской академии современной литературы Вячеславом Курицыным: «Свой авторитет премия Белого заслужила именно умением углядеть новое в новом, награждениями грядущих, а не состоявшихся классиков».

Поздравим грядущего классика Андрея Полякова - гордость крымской литературы.

Людмила МИЛИНА.