Мама или инкубатор?

11 Июль 2011 972

Рождаемость падает, смертность растёт. Статистика безжалостно фиксирует факты, удручающие не только демографов, но и всё общество. Каждая пятая супружеская пара в стране - бездетна. Это их осознанный выбор - не иметь детей - или бесплодие? В первом случае - пусть живут, как решили. Во втором - нуждаются в помощи. Общество очень болезненно реагирует на прогрессивные методики. Они же плодятся: дети из пробирки, дети из живота суррогатных мам. Можно купить донорскую яйцеклетку, донорскую сперму, можно взять напрокат чужую женщину, и она выносит вам вашего ребёнка.

«Отрезанный ноготь не жалко»

Лиза пьёт сок маленькими глотками. Беременные женщины вообще едят и пьют как-то особенно - сосредоточенно, вдумчиво, вбирая необходимые плоду полезные вещества.
- Ну и что здесь особенного, скажите на милость? - мы с Лизой обсуждаем тему суррогатного материнства. Ей эта тема близка. Она вынашивает уже второго ребёнка для второй бездетной пары. А до этого была донором яйцеклеток. - Такая же клетка, как у ногтя, например. Ты когда ногти обрезаешь, не рыдаешь ведь?
А яйцеклетка ещё и пользу кому-то принесёт.
Лиза пьёт сок маленькими глотками и рассуждает о суррогатном материнстве, как будто речь о самой обычной работе.
- Раньше было выгоднее, безусловно. Первые сурмамы вообще за одну беременность квартиры умудрялись получать. Сейчас уже на поток дело поставлено, и больших бабок не срубить. Я на этот рынок пришла не так давно. Пойми, много же нужно условий. Чтобы уже были свои дети, лучше, если сурмама замужем, и чтобы здоровье соответствовало, и возраст, да много чего. Думаю, что вот этого выношу, потом, может, ещё одного - и хватит. Нет, я не ощущаю этого ребёнка своим. Свой у меня Женька. Его люблю, он - мой сын. А эти, которых вынашиваю, они - не мои. Вообще чужие. И генетически, и психологически.
Лиза внимательно и вдумчиво пьёт сок маленькими глоточками, готова отвечать на вопросы. Но чувствую, что исчезло желание эти самые вопросы задавать. Почему-то присутствует чувство какого-то страха. И стакан с соком кажется чашей с цикутой.

Как всё начиналось?

С проблемой бесплодия люди столкнулись ещё в древние времена. Уже тогда возникла идея суррогатного материнства. Впервые такой случай был описан в Ветхом Завете: служанка Агари была приглашена в качестве суррогатной матери для ребёнка Авраама, у которого жена не смогла забеременеть. Рабынь и наложниц во многих странах мира часто использовали как суррогатных матерей. Разумеется, в то время было возможно использовать только «традиционное суррогатное материнство». Генетическими родителями ребёнка являлись отец-«заказчик» и сама суррогатная мать - оплодотворение проводилось естественным путём.
Первым успешным искусственным оплодотворением с последующей программой ЭКО было появление в 1978 году в Англии Луизы Браун - первого ребёнка «из пробирки». Использование ЭКО, вынашивание и рождение суррогатной мамой генетически чужого ребёнка (гестационное - «полное» суррогатное - материнство) впервые успешно провели в США в 1986 году.
На Украине процесс внедрения методов вспомогательной репродуктивной медицины (ВРТ) начался в 80-х годах прошлого столетия. В Харькове было проведено лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения - в 1991 году на свет появилась девочка Катя. Также в Харькове первый раз на территории СНГ была выполнена программа суррогатного материнства.
Так что мы если не впереди планеты всей, то уж не позади всех - это точно. Есть чем гордиться. Или всё же подождать, не делать поспешных выводов?

Сурмама в законе

Юридическая сторона вопроса в большинстве стран до сих пор недостаточно урегулирована.
К примеру, суррогатное материнство полностью запрещено в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Франции и некоторых штатах Америки. В таких странах как Бельгия, Греция, Ирландия, Финляндия использование суррогатных мам для лечения бесплодия не регламентируется законом, хотя и имеет место. В нескольких странах разрешено использование суррогатного материнства без вознаграждения суррогатной матери.
Использование суррогатных мам в программах лечения бесплодия, и в том числе на коммерческой основе, разрешено законом в большинстве штатов Америки, Южно-Африканской Республике, Российской Федерации, Грузии, на Украине.
На Украине существует хорошо урегулированное законодательство по суррогатному материнству, инсеминации, донорству спермы и донорству яйцеклетки, применению других репродуктивных технологий для лечения бесплодия. У нас суррогатное материнство, в том числе и коммерческое, полностью законно.
В новом Семейном кодексе Украины закреплено положение о том, что в случае переноса другой женщине эмбриона, зачатого супругами, родителями ребёнка являются именно супруги. Закрепляется возможность использования супругами при ЭКО донорских ооцитов, при этом эмбрион в любом случае будет считаться происходящим от супругов. Таким образом, супруги, которые дали согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий, обладают в полном объёме родительскими правами и обязанностями по отношению к детям, которые родились в результате этих методик. Медицинскую сторону данного вопроса регламентирует приказ Министерства здравоохранения Украины.
Некоторые продвинутые эксперты считают, что подобный подход к программам суррогатного материнства является разумным и логичным, принимая во внимание специфику договорных отношений между сурмамой и родителями и в особенности исходя из интересов ребёнка. Представляется, что наилучшие условия для его развития могут быть созданы именно его биологическими родителями, но никак не суррогатной матерью.

И немного цинизма. Беременным это нравится

Итак, они сошлись в одной точке: проблема бесплодия, передовые репродуктивные технологии, наличие современных клиник и квалифицированных специалистов, либеральность семейного законодательства Украины и красота украинских женщин. Всё это привело к возникновению спроса на очень специфические услуги - суррогатногое материнство и донорство яйцеклеток. Бедность побудила сотни молодых и здоровых гражданок незалежной ответить на постоянно растущий спрос предложением. Правда, ещё одна особенность отечественного законодательства - его несовершенство - несёт участникам «репродуктивных сделок» не возможность счастливого родительства или неплохого заработка, а риски получить совсем не то, чего хотелось.
Почему бездетные иностранные пары становятся пациентами украинских клиник, понять несложно. Стоимость услуг по воспроизводству на Украине значительно ниже, чем в западных клиниках. А в некоторых странах подобные технологии просто запрещены. В Германии, например, за их использование врачу грозят большой денежный штраф и даже лишение свободы на срок до трёх лет.
То ли дело Украина. Несколько приказов Министерства юстиции регламентируют процедуру оформления актов гражданского состояния в отношении новорождённых, появившихся на свет от суррогатных матерей.
И всё же, несмотря на либеральность украинского законодательства, участники «детородных контрактов» не застрахованы от рисков. Если ребёнок родится с патологией и заказчики от него откажутся, гонорара сурмаме не видать. Не получит она его и в том случае, если на момент родов заказчики вздумают развестись и никому из них малыш уже не будет нужен.
Если сурмаму обманут, она может оставить малыша в клинике. В конце концов он всё-таки не её. А теперь будет государственный. Таким образом сурмамы «улучшат» демографию? Пополнятся ряды сирот. А их и так у нас немало. Но это - издержки производства. Цинично? Но кто ж утверждал, что будет иначе?
Не только псевдомамаши рискуют, могут пострадать и заказчики. Представьте, что сурмама в приливе любви и нежности отказывается отдать генетически чужого малютку. Или трезво решает с помощью шантажа поднять планку гонорара. Это уже головная боль генетических родителей ребёнка. Особенно иностранцев. Для них перспектива утонуть в судебных дрязгах в чужом государстве, к тому же ещё далёком от статуса правового, - настоящий кошмар.
Нет гарантий у бездетной пары и их будущего малютки в том, что по окончании программы он появится на свет, скажем, без ВИЧ-инфекции, сифилиса или другого серьёзного заболевания. Вдруг в начале программы обследование сурмамы было проведено небрежно? Или она подхватила инфекцию уже после имплантации эмбриона.

Чьи они, сколько их?

Выражение «статистика знает всё» в данном случае неверно. Никто не знает, сколько на Украине родилось детей от суррогатных матерей. Сколько из них остались на Украине, а сколько покинули её пределы с родителями-иностранцами. Были ли случаи отказа?
Хотя, по некоторым данным, через два десятка украинских клиник по репродукции проходят более ста сурмам в год. В рагсах «суррогатных младенцев» регистрируют давно и успешно. Специалисты клиник утверждают, что далеко не все «заказчики» - иностранцы. Богатые граждане нашей страны всё чаще прибегают к услугам мам-инкубаторов. Не всегда при этом страдают бесплодием. Просто жёны «новых украинцев» не хотят портить фигуру беременностью, страдать от боли во время родов. У богатых свои причуды, знаете ли.
Об имидже Украины за рубежом заставил говорить и недавний случай с задержанием на украинской границе французских граждан. Они пытались нелегально вывезти двухмесячных двойняшек, рождённых украинской суррогатной матерью. Малышей спрятали под сиденьем в фургоне. Тогда французов отпустили под залог, а девочек отправили в больницу. Сегодня семья воссоединилась. Но в Верховном Совете уже зарегистрирован законопроект, запрещающий иностранцам пользоваться услугами суррогатных матерей на Украине.
Неужели одумались? Не верится, чтобы такой прибыльный бизнес кто-то согласится свернуть добровольно. Уйдёт «в тень» и всё.
Народный депутат Екатерина Лукьянова, автор законопроекта, утверждает:
- Это наши дети, наши женщины. Мы настолько развратили общество, что продаём своих детей, как бы там ни было, мы продаём услуги только такого характера. Получается, чем славится Украина? Вместо того чтобы продавать самолёты, мы продаём детей.
Её предложение радикальное: запретить подданным других государств пользоваться услугами украинских репродуктивных клиник. Это изменение в законодательство уже напугало профильных врачей. Ведь именно зарубежные деньги позволяют развивать это направление медицины в нашей стране.

Рекорд

Мировой рекордсменкой по суррогатному материнству считается жительница Великобритании 38-летняя Кэрол Хорлок. У неё две своих дочери, а сейчас она вынашивает девятого ребенка для очередной пары. Она планирует ещё раз стать суррогатной матерью и затем завершить эту карьеру. Но опыт Хорлок, по мнению психологов, скорее исключение из общего правила. Несмотря на то, что на Украине особых медицинских или юридических сложностей с суррогатным материнством нет, женщина, однажды выносившая чужого ребёнка, по оценкам экспертов, редко согласится на это опять.

* 318_s.txt 318.txt 318.txt.tmp 458_s.txt 470_s.txt 470.txt articles_s.sql db_optim.sh email etc home kp_full.sql kp_full.sql.tmp kp_source.sql logs pbkp_admin@www.kp.crimea.com.tar PBKP_CONTENT pbkp_filippov@c-pravda.ru.tar pbkp_glavred@c-pravda.ru.tar pbkp_glavred@kp.crimea.com.tar pbkp_glavred@kp.crimea.ua.tar pbkp_glavred@pravda.crimea.ua.tar pbkp_lena@c-pravda.ru.tar pbkp_MySQL_kp_db.sql pbkp_nalog@c-pravda.ru.tar pbkp_nalog@kp.crimea.com.tar pbkp_nazaruk@c-pravda.ru.tar pbkp_nedelya@c-pravda.ru.tar pbkp_obuhovskaya@c-pravda.ru.tar pbkp_o@c-pravda.ru.tar pbkp_oleg@c-pravda.ru.tar pbkp_oleg@kp.crimea.com.tar pbkp_oleg@pravda.crimea.ua.tar pbkp_polko@c-pravda.ru.tar pbkp_popova@c-pravda.ru.tar pbkp_postm@c-pravda.ru.tar pbkp_postm@kp.crimea.com.tar pbkp_postm@kp.crimea.ua.tar pbkp_postm@pravda.crimea.ua.tar pbkp_prihodko@c-pravda.ru.tar pbkp_pupkova@c-pravda.ru.tar pbkp_pupkova@kp.crimea.com.tar pbkp_reclama@c-pravda.ru.tar pbkp_reclama@kp.crimea.com.tar pbkp_ryabchikova@c-pravda.ru.tar pbkp_vasilieva@c-pravda.ru.tar PBKP_XML_LISTING pbkp_zalyan@c-pravda.ru.tar phpexec.log public_html script_files www zzz *

Суррогатное материнство - это лечебный метод, при котором эмбрионы, полученные в цикле ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), переносят для вынашивания беременности в матку женщины, генетически не связанной с переносимыми ей эмбрионами.
В цикле суррогатного материнства яйцеклетки бесплодной женщины оплодотворяют спермой её мужа и переносят в матку суррогатной матери.
В основе суррогатного материнства лежат те же принципы, что и в циклах с использованием донорских яйцеклеток.
Женщина, у которой получают яйцеклетки, проходит цикл ЭКО. В то же самое время матку суррогатной матери готовят к имплантации препаратами эстрогенов и прогестерона. Яйцеклетки извлекают во время несложной амбулаторной процедуры под лёгкой анестезией. Яйцеклетки оплодотворяют спермой мужа пациентки и культивируют на протяжении нескольких дней. В день переноса эмбрионы с наивысшим потенциалом имплантации помещают в полость матки суррогатной матери.

Наталья АСТАХОВА.