Детство под градусом

2 Июль 2011 783
За «счастливое детство» из горлышка.
За «счастливое детство» из горлышка. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

С приходом летних каникул во дворах стало людно и весело. Днём детвора играет в футбол, казаки-разбойники. А вечером у детишек постарше другие забавы. Они собираются большими компаниями на скамейках у подъездов, распивают спиртные напитки и горланят песни. Жильцы домов в ужасе закрывают окна. От разговоров подростков «о жизни» сон пропадает напрочь.

Спорт или спирт?

Сделать замечание порой опасно: захмелевшая молодёжь грозит повыбивать стёкла морализаторам. Вот и приходится ночами слушать рассказы подростков о том, кто «круче попустил учителя», кто больше выпил на спор водки. При этом беседы за рюмкой у подъезда ведут дети из вполне благополучных семей. И родители у них не алкоголики, и детьми они вроде бы занимаются, но откуда у ребят такое пристрастие к спиртному и нецензурной лексике, которой хватит на двенадцатитомный словарь мата, остаётся загадкой.

Психологи считают, что все беды кроются как раз в том, что родители «вроде бы занимаются» своими детьми. Во время учебного года все проблемы ребёнка удобно спихнуть на учителей: мол, пусть они мучаются с ним в школе. А летом, когда у школьников нет домашних заданий, родители радуются, что хоть на часок чадо оторвалось от компьютера и гуляет на свежем воздухе. Чем ребёнок занимается на улице, интересуются единицы.

Упрямая вещь статистика подсказывает, что развлечение дети находят сами и всё чаще в бутылке. Алкоголизм молодеет с каждым годом. Наркологи говорят уже не столько о подростковом алкоголизме, сколько о тяге к спиртному у детей 10-12 лет. Начинается всё с безобидной, на первый взгляд, «слабоалкоголки» вроде «Лонгера». Такой коктейль из водки и сока кроме опьяняющего эффекта негативно влияет на желудок и кишечник. И хотя закон запрещает продажу спиртных, в том числе и слабоалкогольных, напитков и табачных изделий лицам до 18 лет, из ларьков эту продукцию никак не могут выселить. На вопрос, зачем отпускает такой товар детям, продавец ответила: «Я не продам - продадут другие».

Повышенный интерес детей к спиртному провоцирует агрессивная реклама. Открыто рекламировать алкогольные напитки запрещено, поэтому компании-производители прикрываются темой здоровья. Уже давно никого не удивляет, почему репортажи о боксе и хоккее сопровождаются рекламой водки, а о футболе - пива. «Мы не продукт рекламируем, а бренд», - заверяют производители. Спонсируя различные спортивные соревнования, музыкальные фестивали и даже фильмы, компании-производители ориентируются прежде всего на молодёжь, которая, забывая, где бывает бесплатный сыр, с радостью носит «халявные» футболки и кепки с алкогольными и табачными брендами.

Михаил Сегалов, психотерапевт, психоневролог, врач народной медицины, заместитель председателя комитета по вопросам народной и нетрадиционной медицины при Минздраве АРК, поясняет, что алкогольная или наркотическая зависимость может сформироваться ещё в младенчестве, если мать в период кормления младенца грудью употребляет алкоголь или наркотики. Отсюда и грустная шутка современности: говорить, пить и курить нынешние дети начинают одновременно. Такое бывает в маргинальных семьях.

Пьяный Дед Мороз

- Недавно я консультировал семейную пару, которая была обескуражена поступком своей пятилетней дочери, - рассказывает Михаил Сегалов. - Девочка схватила со стола рюмку водки, налитую взрослому, и выпила её залпом. Разумеется, у ребёнка было отравление, а у родителей - шок. Связано такое поведение ребёнка с рекламой. Эта девочка и другие дети видели пьяных Дедов Морозов. А Дед Мороз, как известно, прообраз Николая Угодника. Если исходить из глубинной психологии по Карлу Юнгу, то в нашем бессознательном определяющую роль играют не половые инстинкты, а религиозно-культурологические обряды, ритуалы. В случае с Дедом Морозом удар нанесён как раз по ним. В сознании ребёнка Дед Мороз или его американский брат Санта-Клаус - прообразы чего-то светлого, доброго и замечательного.... И вдруг рекламные ролики и фильмы показывают ребёнку другую сторону медали: любимый волшебный персонаж представляется в образе пьяного мужика, который, напялив на себя балахон и прицепив бороду, ходит с мешком, куда складывает пустые бутылки. Идёт сбой программы, малыш может сам этого не осознавать, но в глубинном подсознательном, которое формировалось веками, откладывается информация: раз так себя ведёт кудесник и чудотворец, значит, это нормально. Такой механизм запускает реклама, а дети становятся жертвами информационных вирусов.

Психотерапевт Михаил Сегалов считает, что рецепты борьбы с детским алкоголизмом уже переходят в сферу социальную и законодательную. И закон здесь надо не искажать, а соблюдать. Рекламу брендов следует отменить, потому что так или иначе - это реклама алкогольных напитков и опьянения. Она устремлена в будущее, так как действует на современных детей. Люди, выросшие в Советском Союзе, этот пиар не воспринимают. Они, привыкшие к дефициту, знают, что хороший товар в рекламе не нуждается. Чтобы втянуть ребёнка в зависимость, не обязательно рекламировать наркотик, достаточно показать само состояние, эффект.

«Салонное слабоумие»

- В психиатрии существует понятие «салонное слабоумие». Оно связано с элитарностью, принадлежностью к определённому слою общества, когда человек известный, богатый и гламурный говорит, по сути, какие-то плоские, глупые вещи, - поясняет Михаил Сегалов. - Однако он это делает с очень умным видом, с удивительной значимостью и чувством собственного достоинства и превосходства над другими. Миллионы наших сограждан, которые живут от стипендии до стипендии или от пенсии до пенсии, видят на экране другую жизнь, разодетых с ног до головы тусовщиков. Естественно, среди них могут быть и люди уважаемые, достойные, чего-то добившиеся в этой жизни, заработавшие свои капиталы, но их преподносят с позиции «салонного слабоумия». Такие передачи плодят агрессию, ненависть, раздражительность, особенно среди молодых людей.

Причину детского алкоголизма нужно искать в родителях ребёнка. Это не обязательно наследственность. Важно и то, как родители относятся к животным. Когда на улице много бездомных кошек и собак, а родители разводят шиншилл, лаек, как живых кукол приводят в дом животных, не созданных для жизни в квартире, это тоже сказывается на психике детей. Многое зависит и от того, какая дома библиотека и фонотека, как проводят досуг родители. Ребёнок принимает за норму отдых на природе, занятие спортом или полный дом подвыпивших гостей. Праздник в таких семьях ассоциируется у детей с попойкой в баре или дома, а спиртное становится обязательным атрибутом веселья.

Кстати

По данным Всемирной организации здравоохранения, причиной смерти трети жителей планеты является алкоголь, каждый пятый в развитых странах умирает от курения. Эти данные не мешают производителям табачной и алкогольной отраслей задействовать тему здоровья в своей маркетинговой политике.

В тему

В Верховном Совете Украины 23 мая 2011 года зарегистрировали законопроект, запрещающий розничную продажу пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, столовых вин с 23 до 6 часов, кроме торговли на разлив в ресторанах, кафе, барах и других предприятиях общественного питания. По словам депутатов, основным потребителем этих напитков в ночное время является молодёжь. При этом количество преступлений, совершённых в ночное время в состоянии алкогольного опьянения, постоянно растёт.

Юлия ЦИСАРЬ.