ВНО-2011: чем меньше перемен, тем лучше

26 Июнь 2011 1189
Ирина Зайцева. Фото предоставлено Украинским центром оценивания качества образования.
Ирина Зайцева. Фото предоставлено Украинским центром оценивания качества образования.

Вчера на Украине завершилась основная сессия внешнего независимого оценивания знаний абитуриентов. Об особенностях прохождения ВНО-2011 и нововведениях, которые ожидают желающих поступить в вуз в будущем году, нашей газете рассказала директор Украинского центра оценивания качества образования Ирина ЗАЙЦЕВА.

- Мне очень понравились два момента в организации тестирования в Крыму, - рассказывает она. - Во-первых, списки участников были прикреплены к стеклу на входе пунктов проведения ВНО. То есть уже перед предъявлением документов участники тестирования не только видели свою фамилию в списке, но и знали номер аудитории, в которую им нужно идти. А кроме того, именно крымчане предложили класть личные вещи, которые сдаются на хранение, в отдельный файл. Это особенно ценно с учётом уже имевших место инцидентов: иногда после сдачи тестов абитуриенты по ошибке забирали чужой мобильный телефон. Думаю, что такие усовершенствования пойдут всем только на пользу, мы обязательно предложим другим регионам использовать опыт автономии.

- В этом году русский язык впервые был включён в перечень предметов, по которым проходит тестирование. Много ли абитуриентов воспользовались этой возможностью?

- Изъявили желание сдавать тесты по русскому языку около шести тысяч человек, что составляет 2-3 процента от общего количества желающих пройти тестирование. Много это или мало? Думаю, что в условиях, сложившихся сегодня в нашей стране, это немало. Дело в том, что сертификат ВНО по любому предмету ценен как документ, предъявляемый при поступлении в вуз; к сожалению, в настоящее время количество специальностей, которые требуют сертификата по русскому языку, очень ограничено. Это только русская филология либо «двухкомпонентная» специальность, где русская филология сочетается с другим предметом - скажем, немецкий, русский языки и зарубежная литература. Хотя, принимая во внимание тот факт, что у нас в стране реального двуязычия русский язык является доминирующим языком СМИ, было бы неплохо, к примеру, поступающим на специальность «журналистика» предъявлять сертификат как по украинскому языку и литературе, так и по русскому языку и литературе.

- В Симферопольский региональный центр оценивания качества образования около сотни участников ВНО подали заявления на участие в дополнительной сессии, и примерно 50% этих заявлений были отправлены на рассмотрение комиссии, которая должна убедиться в их достоверности. Получается, если документы вызвали некие сомнения, значит, абитуриенты пытаются каким-то образом схитрить?

- Скорее, они пытаются не упустить шанс поступить в вуз в этом году. Проверки касаются в основном медицинских справок, которые подтверждают, что человек не смог принять участие в основной сессии ВНО по состоянию здоровья. Но справка справке рознь. Именно поэтому министр образования и науки, молодёжи и спорта Украины Дмитрий Владимирович Табачник по нашей просьбе направил министру здравоохранения Украины письмо с просьбой непременно ввести в регламентные комиссии региональных центров оценивания качества образования представителей управлений здравоохранения. Эти специалисты могут точно сказать, действительно ли заболевание, которое значится в справке, мешало участнику ВНО сдавать тест.

- Помимо липовых медицинских справок, член комитета Верховного Совета Украины по образованию и науке, народный депутат Украины Леся Оробец называла и другие способы обойти тестирование. Например, имитация учёбы за границей, «чернобыльское» удостоверение, полученное за несколько месяцев до начала ВНО, и контракт на военную службу, который можно расторгнуть сразу после поступления......

- Это не столько возможности обойти тестирование, сколько способы попасть в высшее учебное заведение, не предъявляя сертификат ВНО. Однако все такого рода документы очень тщательно проверяются. Скажем, у человека, который предъявил документы о том, что он обучался за границей в то время, когда на Украине проходило внешнее независимое оценивание, гораздо больше шансов быть максимально проверенным, чем у того, кто претендует на поступление в вуз на основе сдачи традиционно требующихся у нас документов. Да, случаи предъявления фальшивых документов при этом вполне могут быть, но только единичные - говорить о массовости нет никаких оснований. К тому же право поступления без предъявления сертификатов ВНО и так есть у всех абитуриентов, которые закончили школу до 2007 года. Примечательно, кстати, что около трети тех, кто имеет такое право, всё же предпочитают сдавать тесты. А абитуриенты, окончившие школу несколько лет назад, в отличие от некоторых выпускников последнего времени не выбирают специальность, образно говоря, «методом тыка» (вот, мол, подам документы в пять вузов, авось куда-нибудь попаду), а делают это абсолютно осознанно, опираясь на уже имеющийся у них профессиональный опыт.

- То есть абитуриентов, которым всё равно, куда поступать, лишь бы получить «корочку» о высшем образовании, всё-таки большинство?

- Скажем так, их больше, чем хотелось бы. Я много раз сталкивалась с тем, что люди подают документы в вузы, которые вообще никак не связаны между собой по профилю. Сегодня абитуриентам разрешено подавать документы в пять вузов на три специальности. На мой взгляд, можно было бы ограничиться и тремя вузами. Впрочем, общественными организациями такая позиция может быть расценена как ограничение конституционного права на равный доступ к образованию.

- Тогда можно снять вообще все ограничения и предложить подавать документы во все без исключения вузы страны.

- Это как раз тот случай, когда ситуацию можно довести до абсурда. Но вот если бы нам удалось апробировать тест на общеучебную компетентность, то с его помощью можно было бы профессионально ориентировать человека и сказать ему: обрати внимание - более всего ты склонен вот к этой профессии....

- Думаю, что те, кто подаёт документы на пятнадцать совершенно разных специальностей, и без того знают, к чему они больше склонны, они просто пытаются подстраховаться.

- Этого, конечно, исключать нельзя. И тем не менее кто-то всё-таки прислушается и к такого рода рекомендациям. Упомянутый тест хорош тем, что он очерчивает для личности перспективу. Да, ты можешь пойти на эту специальность, но особых успехов в ней скорее всего не добьёшься, а вот в другой сфере ты можешь себя реализовать по максимуму. Это будет системная, структурированная, профессиональная подготовка человека к выбору профессии. Ведь не секрет, что сегодня абитуриент чаще выбирает будущую специальность не в соответствии со своими способностями и желаниями, а руководствуясь принципом «что может мне предложить тот или иной вуз». Так что разработка тестов общеучебной компетентности - это хороший путь, по которому целесообразно идти.

- Вступительная кампания начинается 1 июля, и приёмные комиссии при зачислении абитуриентов на курс будут учитывать не только результаты ВНО, но и средний балл аттестата о полном среднем образовании. Директор Центра тестовых технологий мониторинга качества образования Игорь Ликарчук отмечает, что в результате число «золотых» медалистов в школах выросло чуть ли не вдвое, и в школах снова начали фиксировать вопиющие случаи взяточничества......

- Действительно, в прошлые годы многие «золотые» медалисты не смогли подтвердить свой уровень знаний во время прохождения ВНО. Но ведь и они поступают в вуз прежде всего по результатам ВНО - аттестат при этом решающей роли не играет. Скажем, если по результатам теста медалист едва набрал 140 баллов, то присоединение нескольких баллов за хорошие оценки в аттестате его не спасёт. А учитывать средний балл аттестата при поступлении, на мой взгляд, нужно хотя бы потому, что иначе мы дискредитируем саму идею общего среднего образования. Если никоим образом не учитывать балл аттестата, старшеклассник будет учить только три предмета, которые необходимы ему для поступления, а про остальные забудет.

- Так, может быть, главная проблема заключается в том, что современные абитуриенты хотят получить не знания, а дипломы о высшем образовании?

- Совершенно верно. Это комплексная проблема, и чтобы её решить, нужно в том числе и поднимать престиж рабочих профессий. Есть много отличных специалистов, для которых высшее образование вовсе не является необходимостью. Они получили достойную профессию, прекрасно делают свою работу и зарабатывают - в отличие от безработных экономистов с высшим образованием - хорошие деньги. Вы правы и в том, что высшее образование в нашей стране перестало быть элитарным, и в том, что дипломы о высшем образовании не должны раздаваться просто так. Не все должны учиться в высшей школе - это не нужно ни одному государству.

- В этом году процедура регистрации на прохождение тестирования претерпела значительные изменения. С какими новшествами столкнутся абитуриенты в будущем году?

- Я считаю, что чем меньше мы будем менять в процессе внешнего независимого оценивания знаний, тем будет лучше. Мы не раз говорили, например, о том, как было бы хорошо, если бы абитуриент мог зарегистрироваться и пройти ВНО не только раз в году, а несколько раз в течение года, когда ему это удобно. Например, в США тесты проходят четыре раза в год, с учётом формирования очередной группы желающих. Но там такая услуга является платной, и люди отдают за это деньги из своего кармана. Представляете, что будет, если мы объявим, что переводим тестирование на платную основу? Хотя в таком решении я вижу и положительные стороны: по крайней мере у нас не было бы такого количества абитуриентов, которые не являются на прохождение тестов. Ведь у нас примерно 10% из тех, кто зарегистрировался для прохождения ВНО, просто не приходят на пункты тестирования. Стоимость проведения одного теста для каждого абитуриента - 77 гривен, и если умножить их на количество тех, кто не явился на тестирование, получится внушительная сумма, которая выделена из государственного бюджета и по сути потрачена впустую. Если же человек будет платить за независимое оценивание сам, то он, прежде чем зарегистрироваться, хорошо подумает. И подаст заявку на прохождение тестов не по пяти предметам, два из которых чаще всего выбираются, чтобы просто подстраховаться, а только по трём - обязательным для поступления на предполагаемую специальность. Но в нашей стране пока внедрить эту схему сложно - по разным причинам.

- Значит, можно сказать, что в будущем году процедура регистрации и прохождения тестирования останется без изменений?

- Пожалуй, да. Изменятся только сроки прохождения внешнего независимого оценивания из-за проведения «Евро-2012». Первый матч в Киеве пройдёт 8 июня, и мы должны успеть закончить проведение ВНО к этому времени. Есть постановление Кабинета министров Украины об окончании следующего учебного года до 31 мая 2012 года. Сейчас на основании этого документа утверждаются график окончания учебного года в учебных заведениях различного типа и соответственно график проведения внешнего независимого оценивания в следующем году. Мы внесли предложение провести ВНО-2012 с 14 мая по 7 июня и пока ожидаем, утвердит ли эти сроки правительство.

А как у них?

В Москве разразился громкий скандал вокруг сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ). Сотрудники правоохранительных органов задержали учащихся вузов, которые заменили на ЕГЭ некоторых выпускников одной из столичных школ и получили за это деньги. Студентам оказалось легко выдать себя за школьников, поскольку вместо тщательной проверки документов перед ЕГЭ проводилась перекличка.

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко заявил, что провинившиеся студенты будут отчислены, а результаты написанных ими работ будут аннулированы. Директор школы, в которой произошёл инцидент, написала заявление об уходе, а позднее специально созданная комиссия по расследованию происшествия приняла решение об увольнении ещё шести человек. В чёрный список попали руководитель пункта приёма экзамена, его ассистент, организаторы и дежурный на входе.

Ещё один скандал разгорелся по время сдачи ЕГЭ по математике. Сначала тесты появились в Интернете за день до экзамена, а потом бланки были выложены сразу после начала ЕГЭ. Кроме того, в день экзамена в одной из социальных сетей работала группа так называемой самоподготовки. Выпускникам предлагали сфотографировать задание экзамена, отправить MMS на сайт и через час-другой получить ответы. Услуга стоила от 300 рублей до тысячи. В день экзамена на сайте побывали 165 тысяч человек.

В Омске на экзамене по литературе прямо в бланке ЕГЭ одна из школьниц написала следующее (дословно): «Внимание, все бланки я испортила, так как 1) я - дура (бесспорно), 2) я - тупая (тут тоже не поспоришь), 3) я не готовилась к литературе, так как поступаю на математический факультет».