Лоза гнётся, но не ломается

23 Июнь 2011 2754
XIX век. Сбор винограда. Фото из архива ГК НПАО «Массандра».
XIX век. Сбор винограда. Фото из архива ГК НПАО «Массандра».

Виноделие Крыма имеет многовековую историю и теряется в седой древности. За сотни лет отрасль, которая и сегодня занимает одно из ведущих мест в крымской экономике, знала периоды взлётов и падений. И начались гонения на виноградную лозу задолго до принятия печально известного «сухого закона». На основании археологических, исторических и литературных данных попробуем приподнять завесу таинственности над одной из старейших отраслей сельского хозяйства нашего полуострова - искусством производства целебного виноградного вина.

Нет у виноградников начала

Французский путешественник Дюбуа де Монпере отмечал, что в пещерных городах Качинской и Бельбекской долин сохранилось множество каменных помещений, которые своим видом дают основание предположить, что ещё в глубокой древности они были предназначены для приготовления вина.

Доказано, что в Херсонесе, возникшем в VI веке до н. э., горожане занимались виноградарством и виноделием и вели торговлю вином с таврами и скифами. Очень высокую культуру виноградарства и виноделия в этом районе подтверждает каменная плита, которая служила основанием памятника Агасиклу (Агасиклету), с надписью на ней: „«Народ почтил статуей Агасикла, размножившего виноградники на равнине».

Активно осваивая Крым, греки, а затем и генуэзцы, поддерживали виноделие на самом высоком по тем временам уровне. Крупный город Крыма - Судак (Сугдея) - второй по величине после Феодосии (Кафы) - вёл интенсивную торговлю вином, продавая свои вина под названием «сурожских» в славянские земли.

Завоевание Крыма турками привело к упадку виноградарства и виноделия - селения, окружённые виноградниками, оказались частично покинуты, частично заброшены - и только со временем христианами и татарами вновь стали приводиться в порядок.

По свидетельству Мартина Броневского - посланника польского короля Стефана Батория (1578 год) орошались виноградники, обширные сады и в Бахчисарае.

Виноделие в этом районе начало развиваться в средние века. Во всех древних городах, монастырях и поселениях археологи обнаружили вырубленные в земле тарапаны - давильни, в которых из винограда получали сок, топча его ногами (пресс придумали гораздо позже).

Учёные подсчитали, что только одна усадьба в IV-VI веках могла произвести до 60 тысяч литров вина. Хранили его в огромных керамических ёмкостях пифосах, в скалах также вырубали специальные погреба с гладкой внутренней поверхностью и каменной крышкой.

Вином активно торговали, через генуэзских купцов крымские вина попадали в Европу. Даже во времена Крымского ханства виноделие в этом районе не исчезло. Ведь ханы получали от продажи вина особый налог, а кто же не любит золото. Но после выхода христиан в 1778 году в Россию эта отрасль пришла в упадок, некому было обрабатывать виноградники. Вновь виноделие начало развиваться в Бахчисарае после присоединения Крыма к России.

В отличие от южного берега и восточной части Крыма в Бахчисарае изготавливали ординарные вина сухие и крепленые, из высокоурожайных сортов Рислинг, Алиготе, Ркацители, Каберне-Совиньон, Бастардо Магарача.

Непревзойдённые по своей красоте посадки фруктовых деревьев и виноградной лозы окружали город Сугдею. Вообще же по свидетельству Броневского на всем полуострове умели готовить и готовили отличное вино.

Целый ряд войн в XVIII веке, театром действий которых явился Крым, привели к упадку виноградарства и виноделия. Выселение греков, армян и других народов, промышляющих виноделием, окончательно ухудшили состояние отрасли. Историкам пришлось констатировать: к моменту присоединения к России Крым находился в опустошённом и разорённом состоянии.

В российских руках

Но после этого переломного события за восстановление виноградарства и виноделия в Крыму взялся князь Григорий Потёмкин, который не сомневался в важности этого дела. В своём ордере правителю области Каховскому В. В. от 15 июля 1785 года Потёмкин предписывал: «„Особенно иметь наблюдение о казённых садах, чтоб час от часу умножаем был виноград в оных, равным образом и помещиков, коим розданы сады, обяжите, чтоб они всеместно старались о размножении винограда».

Светлейший князь Потёмкин, заботясь о пользах Отечества и стараясь подавать жителям разных стран все возможные способы к открытию новых источников народного богатства, выписал в 1784 г. из Венгрии токайские лозы и вверил оные почве Таврической. Но для насаждения их были избраны места, лежащие на севере от цепи гор, почему и неудивительно, что на сей раз успех не соответствовал благим видам царского наместника.

Из дел видно, что токайские лозы, посаженные в 2-х местах (в том числе в урочище Фундуклы - ныне имение аббата Милио), находящиеся вправо от дороги, которая ведёт из Симферополя в Карасубазар, стали преуспевать тогда только, когда Паллас позаботился о перенесении их в Судак, т. е. на полуденную сторону гор.

Егор Бимбалазарь (уроженец Венгрии, 1785 г.) завёз в Крым более 20.000 лоз и 4 виноградника (виноградаря), которые обязались по прошествии 4-х лет непременно возвратиться в своё Отечество. Невзирая на то, что в делах именно говорится только о двух местах, в коих посажены были выписанные князем Потёмкиным из Венгрии лозы, г-н Бимбалазарь уверяет, что из лоз, им привезённых, посажено было 6000 при деревне Фундуклы, 5000 близ Старого Крыма, 6000 на Каче и 5000 в Судаке.

Сады Фундуклысский и Старокрымский впоследствии были отданы г-ну Анастасъеву, а Судакский был разведён на горе, которая отделяет долину Судакскую от Таракташской и Ай-Савской. Последний сей сад был поручен смотрению коллежского асессора Банка, которого князь Потёмкин призвал из чужих краёв для разведения в Судаке виноградных садов, для улучшения виноделия и устроения водочного завода».

В подмастерьях у Европы

Медленно, с большими затратами и трудностями развиваются молодое крымское виноградарство и виноделие. Встаёт вопрос подготовки кадров.
И Пётр Иванович Кёппен в своей книге «О виноделии и винной торговле в России» пишет: «С распространением в России виноградарства более и более усматривалась необходимость в содействии со стороны Правительства успехам сей новой ветви народного богатства. Чувствовали надобность в наставлении как разводить лозы и ходить за ними, как выделывать вино и сберегать оное. Первый изрёкший такое был В. Фрибе, и вскоре за ним то же самое повторили и другие».

Уже в 1798 г., как мы видели выше, и сама экспедиция Государственного хозяйства вышла с докладом к государю Павлу Петровичу, который (13 февраля) и утвердил предположения оной об учреждении при Тереке, на Дону и в Тавриде казённых училищ виноделия, но благие намерения экспедиции тогда не были приведены в исполнение.

По образовании министерств, Министр Внутренних Дел граф В. П. Кочубей испросил (16 декабря 1802 г.) Высочайшее разрешение на первый случай двух виноградных училищ, одного в Крыму, а другого на Кавказской линии. Цель сих училищ состояла единственно в образовании для России хороших виноградарей, бочарей и виноделов, выделка же виноградных водок предоставлена на произвол частных винокуров».

В это время было создано первое в России и в Крыму Судакское училище виноградарства и виноделия. Оно было организовано в 1804 г., и не случайно местом для училища, по рекомендации известного академика Далласа, было выбрано урочище Ачиклар у подножия горы Святого Георгия. Вот что пишет об этом училище М. Баллас в своей книге «Виноделие в России», изданной в Санкт-Петербурге в 1895 г:

«В распоряжение училища отведено два участка земли - один в Козской долине, а другой в Судакской, пространством в 36 десятин. На постройку было единовременно отпущено 15 тыс. руб. и на содержание его ассигнована ежегодная сумма в 5 тыс. рублей, прессы и лозы на сумму около 4 тыс. руб. были выписаны из Франции, преподавание было вверено двум французским виноградарям и одному кависту. Во главе училища был поставлен П. С. Паллас, которому временно было предложено как управление им, так и другими казёнными садами. На первых порах комплект учеников (от 10 до 15) был набран из военно-сиротских отделений, а 20 рабочих - из рекрут, причём детям этих садовых служителей, в случае обнаружения наклонности их к садовым работам, позволялось поступать на вакансии учеников. Сюда же принимались воспитанники Воспитательного дома, 16-17-летнего возраста, с жалованьем по 80 рублей в год и с прибавкой через 4 года в 25 рублей. На основании устава этого училища, люди, пробывшие в нём в течение 10 лет в звании мастеров, получали 1 десятину виноградного сада в вечное владение, «употребляя для сего самые делаемые от казны при училище насаждения». Училище это с уходом Палласа из Судака в 1809 г. перешло в ведение Таврического губернатора. В 1824 г. смотрителем его был сделан барон Воде, немало потрудившийся на поприще улучшения культуры виноградарства и виноделия. К сожалению, училище это, вследствие нерасположения князя Воронцова к этой части Крыма, просуществовав до учреждения такого же в Магараче, прекратило своё существование, а всё обзаведение с погребами, водопроводами и местом, на котором сооружения эти были воздвигнуты, стоившее правительству до 350 тысяч рублей, были подарены в 1847 г. некоему Соломке».

В разное время виноградные лозы завозились в училище из Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Греции и Венгрии. Кроме этого были завезены лозы из Астрахани - в основном кишмишные и сорта Кизляра.

Сохранились сведения о количестве выработанного в училище вина:

• с 1807 по 1812 г. - 445 вёдер.

• с 1812 по 1817 г. - 1503 ведра.

• с 1817 по 1822 г. - 1793 ведра.

• с 1822 по 1827 г. - 2615 вёдер.

• в 1827 г. - 1108 вёдер.

• в 1828 г. - 443 ведра.

• в 1829 г. - 1803 ведра.

Это белые вина: Зантийское, Коринфское, Рейнское, Дрейменнер, Иоганисберг, Рейн Вейн, Французское, Таврическое, Вейндеграв и другие.

Из красных в училище производили Зантийское №1 и №2, Зантийское жёлтое, Коринфское, Венгерское, Рейнское, Асмангаузен, Французское Бордо, Бургиньон Чёрный, Французское Кларет, Французское белый Кларет, различные сорта на манер Шампанского и другие.

На основании договора работающие в Крыму французские специалисты получали: винодел - 1000 ливров в год, виноградари - по 700 ливров в год.

Эра царского успеха

Несмотря на значительные усилия и затраты дело слабо двигалось вперёд. И только с основанием в 1812 г. Императорского Никитского ботанического сада и назначением князя М. С. Воронцова Новороссийским генерал-губернатором, началась, можно сказать, новая эра виноградарства и виноделия в Крыму. Воронцов писал: „«Как частный человек по долгу и по вкусу старался я помогать и давать пример по части виноделия. Из здешнего края вся Бессарабия, забугская южная часть Херсонской губернии и весь Крым природою приготовлены для больших успехов по сей статье сельского хозяйства».

В 20-е годы XIX столетия в Крыму возникло множество винодельческих хозяйств, но с уверенностью можно утверждать, что самым крупным в это время в Крыму было винодельческое хозяйство графа Воронцова в Ай-Даниле, которое вёл французский винодел Гаузер, приглашённый графом из Шампани. Кроме виноградников и подвалов в имении был и свой винокуренный завод. Историки приводят свидетельство очевидца, посетившего имение „«Ай-Даниль» в 1837 году: „«Государь Николай I не может надивиться и довольно нарадоваться перемене, происшедшей с Крымом со времени его путешествия 1816 года. Тогда кое-где только у татар были необработанные виноградники, теперь по всему Крыму по долинам - везде виноградники, а Южный берег весь засажен виноградными лозами и производит вина на миллионы рублей. Крым скоро заставит мир забыть, что есть Шампань и Бордо. Разводя виноград, многие винодельцы строят здесь огромные погреба для хранения вина, видно, что его много.

Ай-Даниль - богатейший и первый рассадник винограда всех возможных сортов, восхищал наши глаза своими разноцветными кистями на стеблях по дороге. Тут, у большого каменного погреба хозяин этого места граф Михаил Семенович Воронцов просил государя попробовать виноделия ай-данильского. На большом столе разложено было более тридцати сортов разноцветного винограда - и почти столько же было поставлено бутылок разного вина. Государь попробовал мускатного вина. Я также спросил рюмку - и в жару это было лучше нектара для меня. Вина ай-данильские лучшие в Крыму». (С. Юрьевич. Дорожные письма, 1837 год.)

На Парижской всемирной выставке 1866 года среди выставленных русских вин крымские вина были признаны выдержанными наиболее усовершенствованным способом.

На Венской всемирной выставке 1873 г. первыми между русскими винами признаны были вина Императорского Никитского сада. Выставленные им «Траминер» и «Мускат» получили высшую награду - почётный диплом. Затем в равной степени были отмечены вина князя Воронцова, Княжевича, Фундуклея, а Судакская долина выставила лучшие вина своих знаменитых виноделов Паскевича и Ланцкого. Наибольшим успехом на этой выставке пользовались сладкие мускатные вина, которые по отзывам специалистов нисколько не уступали лучшим образцам венгерских и токайских вин.

В зоне повышенного внимания

Виноделие и виноградарство всегда находились в России в зоне повышенного внимания. Государство видело отдачу от этих двух отраслей сельского хозяйства и старалось всемерно им помогать. Очень интересная заметка опубликована в журнале «Виноградарство и виноделие» №4 за 1904 г. в разделе «Хроника». «В настоящее время рассматривается вопрос об утверждении в законодательном порядке положении о съездах виноделов», писали в то время «Биржевые ведомости».

Южный берег Крыма уже в конце XIX - начале XX веков начал вырисовываться как район качественных крепких и десертных вин. Первые опыты спиртования вин, проведённые в «Магараче» в 1888 г., дали положительные результаты. Владельцам подвалов потребовался спирт. Чтобы каждый собственник не решал вопрос частным порядком, в дело вмешались ялтинские городские власти.

Об этом свидетельствует статья из журнала «Виноградарство и виноделие» №7, 1905 г., которая называлась «Корреспонденция из Ялты»: «На состоявшемся 29 и 30 апреля текущего года чрезвычайном земельном собрании сделано два следующих постановления:

1) Возбудить ходатайство относительно сохранения существующей организации учреждения, ведающего филлоксерное дело в Крыму и способов борьбы с нею, представив вместе с тем доклад Управы по этому вопросу на обсуждение предстоящего съезда садовладельцев губернии, представителем на который от Ялтинского уезда избран Гласный Н. Н. Бекетов.

2) Открыть в Ялте и Алуште склады ректификованного виноградного спирта, получившего в настоящее время, с переходом многих хозяйств в уезде к производству ликёрных и крепких вин, довольно широкое применение.

В виде облегчения для владельцев виноградников возможности получения виноградного спирта земская управа возбудила ходатайство перед акцизным ведомством о разрешении Ялтинскому земству открыть в Алуште и Ялте склады ректификованного спирта, но без ограничения, как это требуется утверждённым Министром финансов правилами о подобных складах... Склады будут открыты в текущем году в Ялте - в подвальном этаже земского училища, а в Алуште - в подвальном этаже земского ночлежного дома».

С 1907 года в число предметов, преподаваемых в Московском сельскохозяйственном институте, был введён курс виноделия. После окончания теоретического курса и прохождения лабораторных работ студенты, особенно заинтересовавшиеся виноделием, направлялись на практику в винодельческие районы: Кахетия- Цинандали, Крым - Массандра, Абрау - Дюрсо.

Большой урон виноградарству и виноделию российского Крыма был нанесён двумя войнами - гражданской и Великой Отечественной. На восстановление хозяйства от послевоенной разрухи ушло около 20 лет.

Так в 1963 году в Бахчисарае был основан винзавод на базе уже существовавшего завода вторичного виноделия, где производились розлив уже полученного вина и его доработка. К этому времени в Бахчисарайском районе была создана база для своего винзавода - многочисленные виноградники, где профилируются такие сорта винограда, как Алиготе, Ркацители, Каберне-Совиньон, Рислинг, дающие возможность выпускать сухие и креплёные вина.

В 1974 году было налажено производство вин, включающее все операции от начала производства вина до его розлива. Благодаря тому, что на винзаводе работают высококвалифицированные специалисты, вина Бахчисарая получили заслуженное признание.

Период развития отрасли длился до 1985 года, до тех пор, пока непродуманная правительственная политика борьбы с пьянство не обрушилась дамокловым мечом на благодатные плантации. Один неправильный шаг привёл не только к значительному сокращению площадей под виноградниками и уменьшению объёмов винодельческого и коньячного производства, но и серьёзно подорвал экономику полуострова. Полностью залечить нанесённые тогда раны не удаётся до сих пор.

На фото:

Выкручивание «Воронцовской старики» в XIX веке.

Виноградники предгорной зоны Крыма.

Наталия ГОНЧАРОВА.