Художник, оживлявший сражения

Автору панорамы «Оборона Севастополя» Францу Рубо - 155 лет

15 Июнь 2011 1272
Франц Рубо. Фото с сайта www.sev-museum-panorama.com
Франц Рубо. Фото с сайта www.sev-museum-panorama.com

Он не участвовал ни в войне на Кавказе, ни в Бородинской битве, ни в сражении на Малаховом кургане. Но его произведения, настолько талантливые, чёткие, выписанные, до сих пор передают ощущения тех эпох. Французу из Одессы, кем-то метко прозванному «художником, оживлявшим минувшие сражения», Францу Рубо - 155 лет.

Кавказские мотивы

Мальчугану, родившемуся в городе у моря 15 (по другим данным 17) июня (по новому стилю) 1856 года, была уготована коммерческая стезя. Папа Алекс Рубо, перебравшийся из Марселя в Одессу, торговал книгами, мама Мадлен Сенек - хозяйка дома моделей. Но маленький Франц больше всего на свете любил рисовать: в 9 лет он стал учеником Одесской школы рисования, по окончании которой легко поступил в баварскую Королевскую академию художеств (Германия). Впрочем, учась за границей, Франц Рубо о малой Родине - Российской Империи - не забывал: все каникулы проводил в путешествиях по ней, делая зарисовки.

Особенно полюбился Кавказ. А вскоре представилась возможность написать его: тифлисский музей «Храм Славы» заказал серию из 18 картин - история кавказских войн. Как истинный художник-баталист Франц Алексеевич стал изучать историю сражений, часто выезжал на места былых боёв. Один из сюжетов - «Штурм аула Ахульго» (взятие русскими войсками считавшейся неприступной резиденции Шамиля в Дагестане) настолько увлёк Рубо, что помимо картины он создал и панораму - до той поры не распространённый в России вид искусства. Работу оценили: Баварская академия художеств присвоила Рубо почётное звание профессора, а для России он стал основоположником русской школы батальной панорамы.

Увы, первая панорамная работа Франца Рубо пострадала в 1924 году во время наводнений в Ленинграде, сейчас четыре её сохранившихся фрагмента хранятся в Дагестанском краеведческом музее в Махачкале.

Бой 6 июня

Чтобы создать свою вторую панораму, Франц Рубо на несколько месяцев поселился в Севастополе: к 50-летию обороны города во время Крымской войны 1854-55 годов волею императора было решено увековечить для потомков героев тех лет. И вновь, как и на Кавказе, Рубо тщательно изучает и местность, и факты, встречается с очевидцами событий. «Художник должен всегда оставаться правдивым», - считал баталист. Сделав наброски, Франц Алексеевич уезжает в Мюнхен, где в своей мастерской при помощи ещё трёх художников и двадцати лучших студентов Баварской академии художеств создаёт полотно и предметные планы. А в это время в Севастополе уже строится специальное здание для них.

Панораму «Штурм 6 июня 1855 года» (ныне «Оборона Севастополя 1854-55 годов») торжественно освятили 14 (27) мая 1905 года. Лишь один из 349 дней обороны города представлен на панораме, но настроение солдат, матросов, офицеров, врачей, сестёр милосердия, дух защитников города того времени передан с неимоверной точностью. Именно после открытия панорамы в Севастополе Франца Рубо назвали художником, который «своим талантом оживляет минувшие сражения».

И сегодня, двигаясь по смотровой площадке панорамы, словно переносишься в то время. Вот после ночной вылазки возвращаются разведчики Пётр Кошка и Фёдор Заика. Как всегда, не с пустыми руками - ведут пленённого француза. Вот Даша Севастопольская с коромыслом на плече у бруствера Малахова кургана даёт напиться солдатам, которым через минуту в бой. И хирург Николай Пирогов, и рукопашная за батарею Петра Жерве, и «душа обороны» адмирал Павел Нахимов... Конечно, от панорамы, созданной Рубо, осталась лишь часть, остальное погибло во время уже второй обороны Севастополя - в 1942-м. Но то, что удалось спасти благодаря самоотверженности наследников традиций Павла Нахимова и Петра Кошки, стало основой для воссоздания панорамы на новом холсте. Московские художники во главе с Василием Яковлевым, а после его смерти - с Павлом Соколовым-Скаля, с помощью архивных фотографий, описаний, реставрации сохранившихся фрагментов, воссоздали работу Франца Рубо - к 100-летию первой обороны города. Восстановлено и разрушенное фашистами здание панорамы. «Вчера Исторический бульвар Севастополя заполнили тысячи трудящихся краснознамёного города-героя, моряки Черноморского флота, многочисленные гости, прибывшие из разных городов Союза. Все они собрались на митинг, посвящённый открытию панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов». На трибуне руководитель П. Соколов-Скаля: «Мы стремились обогатить известное полотно Рубо. В этом нам помогли севастопольцы, которые любовно отнеслись к труду, критически оценивали его», - 17 октября 1954 года писала об открытии панорамы «Крымская правда». Наверняка Франц Рубо был бы благодарен за спасение панорамы. Ведь это не только титанический труд его и товарищей, но и память о героях города.

Последняя панорама

Через пять лет после создания панорамы «Штурм 6 июня 1855 года» француз из Одессы стал действительным членом Петербургской Академии художеств.
В это время он уже работал над новой панорамой по императорскому заказу - к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Как и раньше, автор выбрал лишь эпизоды Бородинской битвы - кавалерийская схватка у батареи Раевского и отражение русской пехотой атаки французской кавалерии у деревни Семёновской. Лишь эпизоды, пусть и одни из решающих в сражении, но как всё-таки удалось художнику, не видевшему атак и гибели солдат, передать патриотические чувства, охватившие народ перед вражеской угрозой. Сейчас эта работа, конечно, тоже отреставрированная, стала основой Музея-панорамы «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте в Москве.

Третья панорама стала последней в творчестве Франца Рубо. Вскоре после её открытия он уехал в Германию на лечение. Как оказалось, навсегда. Первая мировая, революция, гражданская война в России закрыли для художника дорогу на малую Родину. Панорам в его творчестве больше не было, а к картинам «Живой мост», «Кавказская разведка» и другим уже в Мюнхене добавились мирная «Соколиная охота» и тревожная, кровавая «Данте и Вергилий в окопе. Первая мировая война». Художника не стало 13 марта 1928 года. Но в панораме, входящей теперь в Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя, немало портретов её первого создателя. К примеру, в экспозиционном зале Франц Рубо (работа советского художника Василия Гранди) на фоне увеличенного контурного рисунка панорамы. А неподалёку один из спасённых фрагментов панорамы «Штурм 6 июня 1855 года», на нём Франц Алексеевич изобразил Дашу Севастопольскую. И словно передавая связь времён, создатели экспозиции поместили фрагмент с изображением героини первой обороны на фоне фотоколлажа, рассказывающего о разрушениях в Севастополе уже во время второй обороны.

На фото:

Здание панорамы, разрушенной фашистами в июне 1942 года.

Даша Севастопольская. Спасённый фрагмент панорамы Рубо.

Исторический факт

5 июня 1855 года началась четвёртая вражеская бомбардировка Севастополя. За сутки на город обрушилось 72 тысячи снарядов. После артподготовки 6 июня союзники пошли на штурм Малахова кургана, I, II бастионов (французскими дивизиями - более 30 тысяч человек) и III бастиона (английскими дивизиями - около 15 тысяч человек). Защищали Корабельную сторону около 20 тысяч наших воинов. Вражеский штурм был отражён. Потери противника составили до 12 тысяч, в том числе три генерала. Наши потери - около 5 тысяч человек.

Только цифры

Полотно панорамы «Штурм 6 июня 1855 года» работы Франца Рубо длиной 115 метров и высотой 14 метров. Натурный план - 900 квадратных метров. В годы второй обороны Севастополя спасено 86 фрагментов панорамы (2/3). На спасённых фрагментах насчитывалось более 6 тысяч повреждений. Панорама «Оборона Севастополя 1854-55 годов» - единственная на Украине и одна из почти 60 панорам в мире.

В тему

Вечером 25 июня 1942 года фашисты сбросили на здание панорамы фугасные бомбы, часть его была разрушена, полотно загорелось. Вот строки из акта того времени: «С начала войны власти решили эвакуировать картину о первой героической обороне Севастополя 1854-55 годов, представляющую собой величайшее произведение мирового искусства. Но обследования специалистами определили, что вывезти панораму нельзя в силу её ветхости - снятие привело бы к разрушению картины. Тогда были приняты меры к сохранению. Возле здания не было ни одного военного объекта. Никакого повода для разрушения панорамы у немецкого командования не было».

Среди подписавших акт - художник С. Анапольский, одним из первых бросившийся в огонь спасать произведение искусства. Вместе с ним резали полотно на куски и вытаскивали их на бульвар курсанты курсов средних командиров береговой обороны капитана А. Ломана и пожарная команда (командир В. Резниченко). 28 июня фрагменты панорамы вывезены на лидере эсминцев «Ташкент» (командир В. Ерошенко) в Новороссийск. По пути корабль атакован фашистской авиацией, сброшено более 300 бомб. Но, несмотря на повреждения, он прибыл к месту назначения. Фрагменты работы Франца Рубо позже доставили в Москву. А «Ташкент» погиб 2 июля в Новороссийске у причала.