• Общество
Где ночевал Диоген?
Где ночевал Диоген?
Диоген в бочке. Рисунок Т. Г. Шевченко.

Как это где? - удивится «продвинутый» читатель. - Кто не знает, древнегреческий философ-киник Диоген Синопский сознательно пренебрегал жизненными благами и демонстративно ночевал в бочке! Об этом даже в учебнике написано: «Он был беден и жил в пифосе (бочке) на главной площади города» (А. И. Шалагинова, Б. Б. Шалагинов. История Древнего мира. Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Министерством образования и науки Украины. Киев: «Педагогічна преса»). Вот об этом мы и поговорим. Однако по порядку.

В наши дни, как известно, писательским ремеслом на кусок хлеба не заработаешь. Тем более на Украине, тем более писателю «російськомовному». Нужно создать какой-нибудь «бестселер», наподобие брутального «Чорного ворона» (Васыль Шкляр) или «Записок українського самашедшего» (живой «класик сучасної української літератури» Лiна Костенко), получить за свой труд премию, потом, выдвинув смехотворные условия, от неё скандально отказаться, и... успех (тираж) обеспечен! Но всё это возможно при единственном условии: твоё творение должно быть написано «державною мовою»! Поэтому я, «російськомовний письменник», член «Національної спілки письменників України», с готовностью согласился на предложение преподавать в гимназии историю Древнего мира. Как-никак за плечами был не только филологический факультет, но и проштудированные в молодости сочинения Н. Карамзина, В. Ключевского, С. Соловьёва, даже отдельные тома Т. Моммзена(!), собственные книги, десятки научных литературоведческих и культурологических статей, но самое главное - с младых ногтей полюбившийся замечательный учебник Ф. П. Коровкина «История Древнего мира». Несколько десятков лет он неизменно находился в портфелях советских, а потом - российских школьников.

Чудовищные сотни тысяч километров

Но,... взявшись за гуж, я очень скоро понял, что самонадеянно свои силы переоценил, ибо, чтобы преподавать, как указано в аннотации, по учебнику, получившему «наивысшую оценку среди всех семнадцати учебников по предмету «История» и утверждённому приказом МОН Украины от 28.04.2006 г., нужны какие-то особые качества. Человек моего возраста, пока ещё не утративший профессиональной памяти, имеет право сравнивать. И, сравнив, делать соответствующие выводы. Вывод же при знакомстве с указанным учебником напрашивается один-единственный: это чудовищно! Представить себе хотя бы на минуту, что подобное издание (учебник!) мог увидеть свет в проклинаемые современными «демократами» годы «совка»? Этого не сможет самое разнузданное и больное воображение.

И дело не в наборных ошибках и компьютерных сбоях, из-за которых на соседних страницах: «Еллинистические государства» и «Эллинистический мир» (с. 196,197). Впрочем, нынешние грамотеи вообще не различают и благополучно путают эти литеры - Е, Э, Є. Речь совсем об ином.

Говоря об империи Александра Македонского, авторы издания, получившего «наивысшую оценку», недрогнувшей рукой пишут: «Расстояние между отдельными частями империи составляло сотни тысяч километров» (с.196). Если читатель не сумел сразу «въехать», то поспешу уточнить. По логике, «сотни» должно означать как минимум две сотни. Для наглядности изображу это число цифрами: 200000 километров! И для тех, кто очень давно изучал географию, напомню, что длина окружности земного шара составляет 40010 км, а расстояние до Луны - 384467 км! Это у Гоголя было: «Хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». А в «империи Македонского», выходит, хоть 333 года скачи......

Грузите селитру бочками

Следующие фрагменты учебника ещё прелестнее. На с. 53 сказано: «В Египте умели выплавлять стекло из песка и соды. Только сначала оно было непрозрачным». Прекрасно помню, как полвека тому назад, узнав о составе стекла, сам пытался в консервной банке в домашних условиях это самое «стекло» выплавить. Опыт не удался. Слава Богу, что тогда под руки не попался учебник Шалагиновых, потому что на с. 93 там приведена ещё одна «легенда», которая гласит: «Один финикийский корабль вёз из Египта селитру и по дороге причалил к берегу. Чтобы приготовить себе еду, моряки поставили котлы на куски селитры. Когда же селитра разогрелась и соединилась с песком, образовался поток странной густой жидкости, которая потом застыла и превратилась в полупрозрачную массу - стекло».

Что делать, если, говоря об истории Древнего мира, приходится вспоминать не только географию, но и химию. И коль скоро под рукой не найдётся учебника по химии, то можно воспользоваться услугами всеведущего Интернета, чтобы узнать, что... «греки и римляне не знали селитры и встречающееся у древних авторов название nitrum употреблялось для обозначения налётов соды. Первое упоминание о селитре в европейской литературе встречается у Гебера в VIII ст.»! Кроме всего прочего, «при хранении в больших количествах, например, на полях, отмечены случаи взрыва от удара при попытке разрыхления». Поэтому представить себе финикийский корабль с грузом селитры за тысячу лет до Рождества Христова не способно самое буйное воображение!

Плагиат по «золотому сечению»

Авторы учебника по-школярски заставляют древних греков смешивать понятия «золотой середины» и «золотого сечения» и утверждают, что те, «сооружая храмы, придерживались правила «ничего чрезмерного», или правила «золотой середины» (с. 169). Фразеологизм «золотая середина», восходящий к римскому поэту Горацию, подразумевает благоразумие, взвешенность, образ действий, чуждый крайностей и риска. Он применим не к точным геометрическим параметрам, а только к параметрам интенсивности или качества (мало-средне-много, плохой-средний-хороший). А «золотое сечение» отрицает симметрическое равновесие и обозначает «божественную пропорцию», по которой большее относится к меньшему, как целое - к большему, и выражается постоянным иррациональным числом 1,618...... Аналогично число «пи» (3,14) характеризует отношения параметров любой окружности.

Старый учебник незабвенного Ф. П. Коровкина я вспоминаю не из личных симпатий, а потому что, оказывается, и господа Шалагиновы неравнодушны к наследию заслуженного специалиста.
И неравнодушие это демонстрируют на страницах своего учебника систематически, но...... Как бы это сказать помягче? Как-то уж очень пристрастно. Примеров - хоть пруд пруди, судите сами. Первая цитата - Коровкина, вторая - Шалагиновых: «К северо-востоку от Египта, в Азии, протекают две большие реки - Евфрат и Тигр. Они берут начало в горах южнее Кавказа и впадают в Персидский залив» (с. 56) - «На южных склонах Кавказских гор берут своё начало две большие реки Тигр и Евфрат, которые впадают в Персидский залив» (с. 74). «На севере Индии находятся высочайшие в мире Гималайские горы, покрытые вечными снегами» (с. 66) - «На севере Индии находятся самые высокие на Земле Гималайские горы» (с. 104). «На юго-востоке Пелопоннеса находится область Лаконика» (с.118) - «В Южной Греции на полуострове Пелопоннес находится область Лаконика» (с. 146). «В середине I тысячелетия до н. э. на Апеннинском полуострове жило не меньше двенадцати народностей, говоривших на разных языках» (с.171) - «Когда-то на Апеннинском полуострове жило много племён, говоривших на разных языках» (с. 205). «Консулы судили римлян, а во время войны командовали войском» (с.173). - «Консулы были судьями, а во время войны - военачальниками» (с. 208).
«В 216 году до н. э. у селения Канны вновь встретились римская и карфагенская армия» (с.180) - «Летом 216 г. до н.э. возле городка Канны римское войско встретилось с армией Ганнибала» (с. 214).

Почувствуйте разницу, как талдычит современная реклама! Только соображения экономии газетной площади не позволяют умножить подобные примеры. Это - лучший из семнадцати учебников! Что же тогда представляют собой остальные?

Какой там пифос!

Да, а как же Диоген, спросите вы? С ним всё в порядке. Рассказ о нём в тексте даже сопровождён известным рисунком «Диоген в бочке», выполненным... Т. Г. Шевченко! Конечно, спору нет, на Украине Шевченко - «это наше всё», но по существу его рисунок - это яркий пример исторического анахронизма. На нём Диоген изображён лежащим... в рассохшейся (как же иначе, ведь бедняк) дубовой бочке! Хотя сами авторы в тексте уточнили, что он жил в «пифосе». Ну, великий Кобзарь гимназий, как известно, не кончал, в Греции не стажировался. И образцом для своего рисунка брал, скорее всего, картину художника академической школы И. Ф. Тупылёва «Александр Македонский перед Диогеном» (1787). На ней также вместо греческого глиняного пифоса - дубовая бочка. Но авторы учебника по истории Древнего мира должны быть точными и потому обязаны были найти более подходящие иллюстрации. К примеру, работы с одинаковыми названиями «Диоген», принадлежащие Ж.-Л. Жерому (1860), Д. У. Ватерхаусу (1882).

Такая демография и своя география

По роду своей деятельности мне также пришлось проверять конкурсные ученические сочинения, посвящённые 9 Мая. И я был весьма обескуражен, когда пришлось читать следующее: «Во Второй мировой войне (заметьте, уже давно не Великой Отечественной!) Советский Союз потерял 38 миллионов человек, из них - 30 миллионов украинцев»! А когда подобные цифры повторились в работах ещё и ещё раз, стало ясно, что это не описки и подобная «статистика» должна иметь какой-то определённый источник.

- Где вы взяли эти цифры? - спросил я учеников.

- Нам учительница украинского языка сказала.

Пришлось обратиться к «первоисточнику».

- А це так нам на курсах професор казав, - индифферентно ответила молодая «вчителька».

- Да как же это может быть? Какие 30 миллионов, если по переписи 1939 года вас, украинцев, было чуть более 28 миллионов!

- Ну, я не знаю, але ж мабуть держава не марно йому гроші сплачуєть. Він же професор.

Ох, знаем мы этих ваших «прохвесоров»! Один из них может написать об «українськом походженні Діви Мариї», другой - о роли «запорізьского козацтва в Троянскій війні». И это не полемический перегиб. Достаточно полистать печально знаменитые откровения «доктора», «кандидата», «профессора», «проректора», «председателя», «учёного» Валерия Бебика: «Мы имеем все основания для выводов, что Украина, на самом деле, является прародиной большинства мировых религий»; «...малой родиной арийской элиты шумеров была территория современной Украины».

«Приняв во внимание, что троянцы были выходцами из Украины, всё становится на свои места. Они пришли в Анатолию (современная Турция) со своими мифами, формами общественного устройства и материальной культуры. Следовательно, Троянская война проходила не в Трое (Анатолии), а в Приазовье?»

«Таким образом, мы убеждаемся, что между Энеидой, Шумером, Троей, Египтом, Грецией и Римом история протянула прочную цивилизационную цепь. И на ней явно просматривается родовой штамп «made in Ukraine»!

Неплохо было бы вспомнить печально знаменитое «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков» («Ahnenerbe»). Потому что, когда на Украине начнут ржавым кронциркулем измерять черепа и заставят заполнять в анкете графу: «Чем занимались ваши предки до Рождества Христова?», тогда уже будет не до смеха».

А благодарных последователей «учёному» Бебику искать долго не придётся. Их уже исподволь готовят с помощью учебников, об одном из которых речь шла выше. В ряды этих рекрутов дружно встанут и почитатели творчества поэта-мученика Василя Стуса, который в свободное время тоже занимался этнополитическими расчётами: «Росіяни становлять серед міського населення України 27% (і це при 16,9%, які вони складають на всього населення республіки), або на 10,1% більше від норми, тобто живе їх у містах понад норму 4 227 769 чоловік, займаючи законне місце для українців. Отже, тільки через росіян 4 227 769 українців не мають змоги жити в українських містах».

И в конце концов, не клятые ли москали лишили законной жилплощади античного Диогена?

Потому отпала у меня охота преподавать по учебникам, изданным в Киеве, иссякло желание состоять в одном творческом союзе с «коллегами», которые презрительно называют тебя то «руським», то «росийськомовным», и так как заявление о своем выходе из НСПУ я уже подал, то и подпишу свои заметки следующим образом:

Евгений НИКИФОРОВ,

бывший учитель истории, бывший член Национального союза писателей Украины.

Кстати

Античный мир - это и наше, крымчан, прошлое. Потому нельзя пройти мимо страницы, посвящённой Херсонесу. Говоря об его стенах, башнях и воротах, авторы утверждают, что «...их изображение можно увидеть на деньгах Украины - 1 гривне» (с.178). Но, хоть все глаза прогляди, ничего подобного на купюре достоинством в 1 гривну не увидишь! На обоих современных цветовых вариантах банкноты - одно и то же изображение: «Град Володимира у Ки

єві». Надо полагать, авторы такой мелкий номинал держали в руках ещё в ту пору, когда на него хоть что-то можно было купить. Но те «оливковые» и «зелёно-коричневые» купюры, на которых действительно изображался фрагмент херсонесских руин, были изъяты из обращения ещё в 2003 и 2004 годах, т. е. до выхода в свет означенного «учебника»! Что должны думать ученики, поверившие авторам и попробовавшие разыскать указанное в учебнике?

   

Комментариев

0
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы иметь возможность оставлять комментарии
Комментариев нет, оставьте первый
ОПРОС

16:54

Удавалось ли вам решить свои проблемы, напрямую обращаясь к ответственным работникам?

  • Да, удавалось.

  • Чаще да, чем нет.

  • Чаще нет, чем да.

  • Не удавалось.

Предыдущий опрос

Как вы считаете, должна ли Государственная Дума и Совет Федерации официально отменить акты 1954 года о передаче Крыма в состав Украины?

77%

Да, должны.

15%

Нет. Достаточно результатов референдума.

8%

Хрущёв? Кто это?
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПОПУЛЯРНОЕ
НАЙДИТЕ НАС НА FACEBOOK