Старый новый фильм

21 Апрель 2011 716
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита».
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита».

На экраны с опозданием на целых семнадцать лет вышел фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» по одноимённому роману Михаила Булгакова, жанр которого режиссёр определил сразу в трёх ипостасях: драма, комедия, детектив.

Одновременно с Москвой премьера состоялась 7 апреля и в Симферополе. В числе первых её увидели журналисты, члены клуба любителей кино при кинотеатре «Спартак». В зале был замечен художественный руководитель Академического русского драматического театра им. М. Горького Анатолий Новиков, из чего можно предположить возможную реанимацию спектакля «Мастер и Маргарита» на симферопольской сцене с молодыми артистами.

Знаменательно и промыслительно, что картина пришла к нам накануне юбилея Булгакова - в мае исполнится 120 лет со дня рождения писателя.

Фильм оказался в невыигрышной ситуации: каждый, кто смотрел более поздний киновариант Владимира Бортко, конечно же, будет сравнивать с ним.
А любое сравнение, как известно, хромает. Да и литературная основа такая, что её голыми руками, что называется, не возьмёшь, талант талантом не перешибёшь.
У каждого, кто любит роман, безусловно, своё видение героев, и вряд ли оно совпадёт на все сто процентов с представлениями режиссёров и актёров, какими искусниками они ни были бы. Но любопытство, безусловно, приведёт в зал. И мы увидим Понтия Пилата в исполнении Михаила Ульянова (в картине Бортко им был Кирилл Лавров), Воланда в обличье Валентина Гафта (Олег Басилашвили), Маргариту представляет неземная в своей загадочности Анастасия Вертинская (Анна Ковальчук), Мастера - Виктор Раков (Александр Галибин). Коровьев - Фагот заговорит мягким голосом виртуоза в любой роли Александра Филиппенко (Александр Абдулов). В компании с ними оказались Сергей Гармаш (кстати, это первая его роль в кино) - поэт Иван Бездомный, Лев Дуров - Левий Матвей, Сергей Никоненко - Лиходеев, Леонид Куравлёв - Никанор Босой, Владимир Стеклов - Азазелло, Виктор Павлов - Кот Бегемот, Вячеслав Шалевич - Иосиф Каифа, Александра Захарова - Гелла, Спартак Мишулин - Арчибальд Арчибальдович. Центральная смысловая роль - Иешуа Га-Ноцри - досталась Николаю Бурляеву, которого мы хорошо помним совсем мальчишкой в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», повлиявшей не только на творчество актёра, но и на всю его дальнейшую жизнь. От созданного им образа исходят чистота и свет, покой и умиротворённость. Нет эпатажной надрывности и обречённости, которой наделил свою роль Сергей Безруков. Получили гармоничный дуэт с усталым, всё понимающим, страдающим от собственного бессилия персонажем Михаила Ульянова. Их диалог, музыка Альфреда Шнитке рождают бурю чувств, пульсацию мысли.

В фильме Юрия Кары линия любви Мастера и Маргариты лишь подсветка происходящему. Они не беспомощны, просто наивны в своей всепоглощающей любви, в которой видят единственный смысл существования. Неважно, на земле ли, за её ли пределами. Они безоглядно предаются в руки властителя тьмы, но в запредельной жизни им навстречу идёт Иешуа....

Конечно, реалии нынешние далеко увели нас от 1994 года, когда достигшее нынче апогея только начиналось и никто не знал, к чему приведут бури конца века минувшего и начала нынешнего. С тех пор много воды утекло, многое переменилось. А многое осталось неизменным. В обществе.
В психологии людей. В обречённости при видимости выбора. Чаша весов добра и зла никак не может остановиться.

Следуя букве рукописи, не подверженной тлению, Юрий Кара снимал не нечто похожее, а описанный в ней особняк Маргариты - здание на Остоженке, где теперь размещается военное представительство Египта. А сюжет, описанный Мастером, - в Израиле, а не в Крыму, где мучился на кресте Иешуа-Безруков.

Спорных моментов в картине хватает. Жаль, что не приведёшь в кинозал детей: слишком много обнажёнки. Вряд ли уместны на балу Ленин, Сталин и Гитлер. Это чисто режиссёрский ход, по одной ему ведомой логике. Или вопреки ей.

Конечно, в два прокатных часа, до которых Юрию Каре пришлось сократить оригинал, который идёт три с половиной часа, не уложиться, поэтому картина получилась в определённой мере схематичной. Но не скороговоркой. Поэтому даже не читавший литературную основу не будет недоумевать, теряя сюжетную линию. Кто не знаком с романом, скорее всего, захочет его прочитать. И правильно сделает.

Какими именно сценами пришлось пожертвовать режиссёру, узнаем, когда фильм появится на цифровых носителях и на ТВ. Тогда и сделаем окончательный вывод о фильме. Не сравнивая его с более поздней, но оказавшейся более ранней версией Владимира Бортко. Хотя сделать это сложно: нет-нет, да и собьёшься на это, сам не понимая зачем.

Выход многострадальной «полочной» картины доказал, что не горят не только рукописи, но и плёнка. Мистика, не мистика - поди знай....

Людмила ОБУХОВСКАЯ.