Царство творчества во Дворце пионеров

16 Апрель 2011 1426
Юные творцы.
Юные творцы. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Золочёные, хотя и поблёкшие от времени, строгие буковки сообщают, что здание, которое мы видим перед собой, - это дворец. Хотя, увы, на таковой оно совсем не похоже. Серое и прямоугольное. Приземистое какое-то. Нет в нём того пышного величия, которое априори полагается дворцам. Зато есть синяя табличка, которая сообщает, что это - Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества». Ну а в народе - Дворец пионеров.

Первое впечатление и "мёртвое время"

Снуют дети, за ними - родители, вежливый сонный вахтёр в своей будочке. На стендах - яркие фотографии детей, танцующих и смеющихся. Справа - рисунки в защиту домашних питомцев, место сбора денег на стерилизацию бездомных животных, коробочка для пожертвований больному ребёнку, слева - детское творчество ко Дню космонавтики и выставка «Пасхальная ассамблея», где всё соткано, сплетено, вырезано, связано, сшито и нарисовано на пасхальную тематику.

- Вы к нам всё же в «мёртвое время» пожаловали, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Пинчук. - Детей в это время мало: малыши уже ушли, а те, кто постарше, ещё не явились.

Но всё же поручили меня методисту отдела декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства Светлане Зеленской. Жду её, осматриваюсь по сторонам.

В мрачных коридорах никого. Две сонные мамаши на стульчиках у стенки не считаются. Но иногда какая-нибудь дверь с шумом открывается и выпускает в коридор весёлую толпу ребятни. На стенах - листки объявлений: «Русский узор», набор учащихся 6-16 лет, обучение бесплатное». Студия «Узелковая фантазия». Тоже набор. И тоже бесплатно. Даже странно как-то читать это слово: «бесплатно». Подозрительно.

- Сначала в изостудию «Этюд», - бодро, с улыбкой сообщает Светлана Ивановна, явившись со связкой ключей. - Пойдёмте!

Художники, пианисты, вязальщицы

Там, куда мы вошли, пахнет красками - акварелью и гуашью. Навалены кучи всякой ветоши, нужной художникам. Умиляет методический материал на шкафах и полках: уточки-птички, зверьки, горшки с цветами. Творческий процесс неторопливо, но вдохновенно продвигается. За мольбертами - студенты, прибежавшие к учителю в обеденный перерыв «мёртвого времени», и юный художник Игорёшка. Он, ёрзая на табурете и стеснительно ковыряя кисточкой в ухе, сообщает, что ему только шесть и в школу он не ходит. Затем демонстрирует своё «богатство»: баночки с красками, которые открывает зубами, и картину, пока ещё не законченную.

- Вот это я, а это - стул мой, а это - книги мои, - разъясняет малыш. - Всё моё. И картина моя.

Никто не спорит. Все весело смеются. И мальчугану это нравится.

И снова двери по коридору.
В те, что открыты, осторожно заглядываем, с остальными справляемся при помощи ключей, что на связке у Зеленской.

Мир игрушки, хоровая студия, группы по керамике, ансамбль «Соловушка». А вот здесь, в ярко-жёлтом, солнечном зале, дети занимаются хореографией. Зеркала, награды, фотографии победителей на стенах. Пока никто не видит, пристраиваюсь у балетного станка. Ну чтобы хоть на какие-то доли секунды почувствовать себя балериной. Светлана Ивановна весело пристраивается рядышком.

Вокальная студия, здесь - ещё один «певчий» класс, а в этом кабинете курносая чернявенькая девчушка учится быть пианисткой. Смущается. Уходим.

В классе, где корпят над художественным вязанием, светло.
И выставлены образцы детских кружевных работ. Работа эта для аккуратных, терпеливых, уже «взросленьких». А вот в «Капитошке», школе раннего развития, занимаются малыши с трёх лет. Всё здесь яркое, мебель - миниатюрная, буквы алфавита - огромные.

- Приводите к нам своего малыша, - рекомендует педагог, перепутав журналиста с родительницей, «наводящей справки». - И чем раньше, тем лучше.

Заводят меня и в специализированную библиотеку для руководителей кружков, где они могут получить своевременную и разнообразную методическую помощь. Здесь пахнет старыми книжками и хочется спать.

- Что у нас тут интересно? - риторически спрашивает грустный библиотекарь. - Пожалуй, самое интересное, что мы не финансируемся и вынуждены за свой счёт покупать необходимую современную литературу.

А ещё полка есть, тоже интересная. С талантами дворца, в котором давно уже нет пионеров. Зато есть стипендиаты Совмина.

В экономическом кружке ребятня придумывает всякие экономические проекты. Того и гляди придумают, как нам на полуостров инвесторов завлечь. Ну а в компьютерном классе - одна ученица. И один педагог. Немного компьютеров и заумные словечки мелом на доске. Два из них знакомые: «zip» и «rar» - архиваторы такие.

Танцовщицы, рукодельницы, гимнастки

Куда уютнее и приятнее в классе, где обосновался кружок конструирования и моделирования одежды. Кстати, оказалось, что ведёт его Анна Пинчук вместе с педагогом, которого когда-то «вырастила» сама. Так вот, в кабинете этом - яркие отрезы и швейные машинки, шапочки-бусинки, вышивки-кисточки, мережка и безликие куклы-мотанки. А ещё - куклы-манекены в костюмах народов, проживающих в Крыму. Целая галерея! Сюда, по словам моего экскурсовода, приходят на экскурсии даже сотрудники Этнографического музея.

- Рождение стилизованного костюма - долгий и кропотливый труд, - говорит Светлана Ивановна. - Ведь сначала нужно совершить с детьми этнографический поиск, изучить культуру народов Крыма, а потом уже приниматься за шитьё. Бывает, что только какой-нибудь сложный орнамент ребёнок вышивает целый год.

Рядом с национальными костюмами - современные бальные платья. Они покороче, современно смелые. Сделаны на конкурс «Лоскутная мозаика». Девчонки стараются, выдумывают причудливые фасоны юбок, а потом шьют их... для себя.

Рукодельниц хватает. Но всё же, кажется, их меньше, чем танцовщиц. Так, в коридоре перед студией акробатического рок-н-ролла «Мастерс» шум и толкотня. Родители переодевают детей. Те разминаются или капризничают. Секции современных спортивных танцев пользуются огромной популярностью у школьников. Но больше у школьниц. Немало и гимнасток. В ожидании занятий они мягко и деловито прохаживаются, тоненькие такие, с туго собранными на затылке пучками волос. Заглядываем в гимнастический зал. Он красивый, современный, чистый. Тут даже международные соревнования проходят. И в другом, актовом, зале танцуют. Всюду кубки, дипломы. Коллективы огромные. Ну а в вестибюле на всеобщее обозрение выставлены в фотографиях достижения детские, самые разные.

И многие другие

Студии хоровая, кукольная, вокально-джазового пения и чтецов. В подвальном помещении - флористическая студия: петухи, избушки, кораблики, рассветы, церквушки и жар-птицы - всё здесь сотворено из природных материалов. Из песка, шишек, соломы, камешков. Всё собирают педагог и его подопечные и «сундучат». Авось пригодится, чтобы потом удивить и порадовать.

Пока ходим и смотрим на всё это изобилие кружков, секций и направлений, в которых можно развивать чадо, Светлана Ивановна рассказывает, что когда-то во Дворце пионеров занимался танцами и её сын. Потом, посчитав, что не мужское это занятие, перебрался в кружок радиоэлектронного приборостроения. Но вскоре опять вернулся к танцам, где встретил любовь.

- Так что «Санта Барбара» отдыхает, - шутит Зеленская. - Знаете, мы гордимся тем, что ребёнок, придя к нам в шесть, остаётся с нами, во дворце, до восемнадцати лет, а то и дольше. Он меняет кружки, пробует себя в чём-то новом, но не уходит.

- Чтобы родителям было проще определиться с выбором кружка для ребёнка, мы каждое первое воскресенье сентября проводим день открытых дверей, - поясняет, улыбаясь, Анна Пинчук, к которой мы заглядываем после экскурсии по Дворцу пионеров. - Детей много. Нельзя сказать, что в процентном соотношении сейчас их меньше. Проводим конкурсы, выявляем юные таланты, досугом детским занимаемся. И если раньше к нам ходили только дети пионерского возраста, сейчас жёсткого возрастного ценза нет. Это хорошо. Но всё же действенной рекламы нам не хватает, увы.

Как и финансирования. О котором здесь говорят: мол, вопрос неоднозначный. Бюджетных средств не хватает, они расходуются на «коммуналку» и зарплату. Остальные «финансовые задачи» приходится решать родительским комитетам.

- Ну а почему всё-таки Дворец пионеров, если вовсе не дворец и пионеров тут нет?

- В память о прошлом, - отвечает Анна Валентиновна, как-то грустно улыбаясь и зябко кутаясь в шерстяной платок.

Ирина КОВАЛЁВА.