Доверьте ребёнка «Ёжику в тумане»

15 Апрель 2011 1260
Ирина Анюхина
Ирина Анюхина Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Учёные бьют тревогу: современные мультфильмы учат детей насилию и агрессии и не прививают никаких морально-этических норм. Так что не спешите радоваться, пристроив дитя к телевизору, в котором «живут» рисованные монстры. Какие мультфильмы опасны для формирующейся психики? Что выбрать: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли позволять детям смотреть анимационные фильмы? А может, именно при помощи детских телепрограмм проводится крупномасштабное «промывание мозгов»? Об этом мы беседуем с практическим психологом УВК школы-лицея №3 имени А. С. Макаренко Ириной АНЮХИНОЙ.

- Мультипликационные фильмы не случайно любимы детьми. Яркие и зрелищные, простые и образные, они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультфильмов демонстрируют самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Мультфильм - это эффективное средство воспитания ребёнка. Но, увы, во многих современных мультиках явно и подробно отражены сцены насилия: герои бьют и калечат друг друга, нередки военные сцены - разрушения и взрывы. Наблюдая ежедневно «мультяшные драки», дети, особенно младшего возраста, «впитывают» преподносимые с экрана принципы жестокости, насилия, безответственности. Им начинает нравиться агрессия, а насилие становится лучшим выходом из положения. Особенно подвержены подобному влиянию мальчики. Очень вредны детям японские анимации. Они будят воображение контрастами, поскольку часто сделаны с оттенками чёрного и белого цветов, но мир-то у нас не чёрно-белый.

- Нельзя, чтобы мультфильм был чёрно-белым? А как же «Ёжик в тумане»?

- В нашем «Ёжике в тумане» чёрные, белые и серые тона направлены на то, чтобы погрузить ребёнка в состояние расслабленности, осознания некоего единения с природой. Картинка сочетается со звуковыми эффектами: пением птиц, хрустом каких-то веточек. И это совершенно другой чёрно-белый, он привлекает внимание, но не наносит вреда. Когда же мы говорим о современной анимации, то количество одновременно сваливающихся спецэффектов, затрагивающих разные анализаторы, здесь часто бывает травматичным для детской психики. Особенно для подростков. В их организме происходят гормональные изменения, из-за которых психика становится неустойчивой, подвижной. И в силу этой подвижности они легко принимают какие-то негативные эмоции как свои. Но опасными могут быть и яркие цветные мультфильмы. Особенно те, в которых нет словесного сопровождения. Те, где только картинка и музыка.

- Например, «Том и Джерри»?

- Именно. Какова идея фильма? Есть два героя: один - якобы положительный, другой - относительно отрицательный. Может ли ребёнок в три года, пять лет или даже в десять оценить, какие поступки положительные, а какие - отрицательные? Если это никак словами не оговаривается, то нет. Для малыша только визуальный ряд - непонятная информация, которую он воспринимает, опираясь на свой маленький опыт, увы, не всегда положительный, а приобретённый в результате общения с другими ребятами. Объясняю: опыт этот не ассоциируется с тем, что говорила мама, что, мол, нельзя драться, бросать мусор и обижать маленького, а чаще ассоциируется с тем, что происходит с малышом в детском саду и в школе, где могут обидеть, накричать, что-то отобрать. И когда ребёнок просматривает мультфильм вроде «Тома и Джерри», то у него закрепляется негативный стереотип поведения. Не вырабатываются нормы и правила о том, что нехорошо. Наоборот, вызывает положительные эмоции то, что Том и Джерри подрались.

- В «Ну, погоди» тоже дерутся и тоже нет словесного сопровождения......

- Да, и в этом фильме есть достаточно спорные серии. Но когда он только появился на экранах, ребятня реже смотрела телевизор в одиночестве. Все мультфильмы, которые родители показывают своим детям, они должны посмотреть сами. И для себя определить, какие эмоции он вызывает. Есть мультфильмы, такие, как «Ну, погоди», которые ребёнок должен просматривать с кем-то из взрослых. Например, момент, когда волк пинает урну после того, как уезжает милицейский наряд, нужно прокомментировать: мол, смешно, но так делать нельзя. Или «Кот Леопольд». Хорошо, что там есть: «Давайте жить дружно», но кот опускается до той модели поведения, которую ему демонстрируют мыши, - он мстит. Конечно, нельзя сказать, что это однозначно плохо, поскольку ребёнок должен уметь защищать себя. И достаточно объяснить, что кот не хотел обидеть мышей, он защищался, что иногда проявление агрессии может быть защитной реакцией, что нужно быть не только терпеливым, но уметь дать отпор.

- Вспомните «Красную шапочку» - там странная мама отправляет дочку в лес.

- Эта сказка пришла к нам с Запада. И здесь много не соответствующих ментальности нашего народа моментов: непонятна мама, которая отправляет маленькую девочку в лес, зная, что ей там угрожает опасность, непонятны охотники, которые пришли и разрезали волку брюхо. Да, мультфильм жёсткий, но если его смотрит ребёнок пяти-шести лет, а мама комментирует, то опасаться нечего.

- Какие мультфильмы следует смотреть дошколятам и младшим школьникам?

- Хороши все наши старые и добрые советские сказки. Они начинаются словами «жили-были», которые являются восприятием какого-то образа с картинки, где домик, речка, солнышко. У ребёнка формируется связь слова с образом. И «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и «Теремок», и «Сказка о царе Салтане» сопровождаются объяснением роли того или иного героя. И затем, когда идёт речь самих персонажей, ребёнок понимает, какой перед ним образ - положительный или отрицательный. А может быть, этот положительный в конце концов не очень положительный, а отрицательный - не такой уж и отрицательный? Как, например, в «Трёх поросятах»: сначала хвастались хрюшки, какие домики построили, а потом были наказаны. И ребёнок уже может провести параллель: почему домики разрушены? Потому что поросята плохо потрудились. Карапузу до трёх лет, у которого ещё нет самого главного навыка, нет такой формы общения с социумом, как ролевая игра, вообще нежелательно смотреть телевизор. Почему? Потому что все мультфильмы - это герои, которые выполняют какие-то роли. Малыш не понимает их значения, для него это просто картинки. Но они отпечатаются, поскольку он запоминает всё. И когда, на каком этапе воспитания, в какой стрессовой ситуации подсознание выдаст эту картинку, неизвестно. Может случиться так, что страх перед тёмной комнатой, перед общением с животными или чужими людьми вызван именно мультфильмом, который малыш смотрел без папы и мамы. До трёх лет ребёнок должен привыкать к ролевой игре, раскрашивая картинки и слушая сказки.

- То есть читать их можно и нужно, а смотреть нежелательно?

- Да. Во-первых, чтение - медленный процесс, а потому ложится на сознание более полно и понятно. Всегда можно спросить маму, если что-то непонятно. Мультфильм, который проходит быстро, не всегда даёт нужный воспитательный момент. Не даёт малышу возможности осознать, что было хорошо, что плохо, что понравилось, а что нет. Он просто вызывает эмоции: пугает или радует.

- Как относиться к мультфильмам, в которых гипертрофированы образы животных или видоизменён образ человека? Психологи говорят, что безобидные «Смешарики» и «Телепузики» на поверку оказываются отнюдь не безвредными.

- Для детей постарше мультфильмы, в которых образы гипертрофированы и изменчивы, хороши, они отсылают фантазию к буйству, заставляет подумать, что было бы, если бы мы были не такими, какие есть. У ребёнка постарше - чёткое разграничение между реальностью и фантазией. Но чем меньше дитя, тем тоньше эта граница. Почему так много деток, которые, играя в компьютерные «стрелялки», проявляют агрессию в жизни? Потому что граница между реальным и ирреальным миром почти стёрта. У нас был случай в школе, когда мальчик, много времени проводивший за «стрелялками», возвращаясь домой из компьютерного клуба, попал под машину. Когда в больнице его спросили, что произошло, он сказал: мол, настолько заигрался, что, увидев машину, подумал: «У меня ведь ещё три жизни осталось». Человеку не свойственны убийства или изменчивые образы. Фантазии подростков могут быть достаточно безобидными. Но если малыш ежедневно смотрит мультфильмы, в которых монстры дерутся и убивают, то ему захочется этого и в реальном мире. Образы на экране не соответствуют тому, что он видит в жизни, это будет раздражать, злить, что нельзя так же легко убивать чудищ. Люди станут вызывать в ребёнке агрессию, сначала вербальную, а затем захочется ударить того, кто рядом, кто слабее.
И будет он тренироваться на животных.

- Но диснеевские сказки ведь яркие и добрые.

- Не всё иностранное плохо. Но мы ближе к восточной модели поведения, а прививаемое нам западное с его «я - один, я - должен» рождает противоречия. Наши сказки ориентированы на коллектив и его создание. Потому у нас «Рукавичка», в которой все помещаются, потому что жалеют тех, кто на улице. И заканчиваются наши сказки всегда словами: «И жили они вместе долго и счастливо». Если сравнить нашу «Золушку» и ту, что снял Дисней, то можно увидеть отличия, которые заключаются в ментальности народов. Диснеевская - образ женщины американской: эмансипированной, агрессивной по своей женской природе, раскованной. Девочки перенимают эту модель поведения, несвойственную нашей ментальности, и это не всегда хорошо. К тому же во многих западных фильмах приветствуется супергерой и его суперспособности, демонстрируется, что стать супергероем легко в результате везения или случайности, либо некоего «права рождения», когда персонаж оказывается, например, потомком могущественных колдунов.

- В советское время жёстко контролировали и создание мультфильмов, и их показ, а сегодня все говорят, что современные, в частности западные, мультики вредны, но их всё же пускают в прокат.

- Управлять легче народом, который туп. Об этом сказал кто-то из политических деятелей. Притупление сознания, «воспитание» агрессивных взаимоотношений в своей среде снижают потребность и интерес развиваться самому, изучать что-то, что недоступно. Американский политолог Бзежинский как-то сказал, что Советский Союз будет разрушен тогда, когда будут уничтожены его нравственные основы. Какие у современной молодёжи нашей страны нравственные основы? Их нет. Думаю, если бы тридцать лет назад показали какой-нибудь из сегодняшних мультфильмов, дети не стали бы его смотреть, потому что изначально он был бы непонятен, а потому - раздражал. Или мультфильм бы этот отвергли родители, которые жёстче контролировали телевизионные просмотры. А сегодня приходят мамы и говорят: «Мой плохо учится, сделайте с ним что-нибудь». Школа, конечно, воспитывает, но ребёнок всё-таки большую часть времени проводит дома. И контроль над ним должен быть постоянным. Увы, роль семьи сегодня всё ближе к нулю, как и роль родителей в воспитании детей. Все только и говорят, что телевизор - плохо, но не чужой дядя приходит и усаживает чадо за просмотр западного мультика с монстрами-убийцами. И надежды на комитет по цензуре возлагать нельзя: деньги всегда побеждают здравый смысл, поэтому вся ответственность лежит на родителях.

- Ну а какие современные мультфильмы вы бы порекомендовали?

- Школьникам среднего звена рекомендую смотреть мультфильмы об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце. Во-первых, они патриотичны, во-вторых, формируют у мальчиков мужскую модель поведения, в-третьих, просматривается бережное отношение к своей земле, народу, к красоте наших девушек. Но всё-таки нужно помнить, что любые мультфильмы должны быть дозированы. А лучшие - это те, которые связывают отношения человека с природой, с животными. Так что смело доверьте своего ребёнка «Ёжику в тумане».

Признаки вредных мультфильмов:

- главные герои агрессивны, стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей;

- персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя, или сам персонаж не приходит к такому выводу;

- демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения;

- распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям;

- используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои, особенно с претензией на образ каких-нибудь животных или насекомых.

Ирина КОВАЛЁВА.