Уроков меньше - знаний больше

24 Март 2011 663

Обещание министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника сократить количество предметов у одиннадцатиклассников не на шутку взволновало учителей, учеников и их родителей. Табачник намерен оставить в старших классах всего восемь или девять учебных дисциплин из тех восемнадцати-двадцати, которые дети изучают сейчас. Вполне возможно, это станет первым шагом на пути к созданию профильных школ, которое в свою очередь позволит перейти к очередной реформе высшего образования.

Ольга Кондратьева, мама одиннадцатиклассницы Ирины, только приветствует возможные изменения.

- Моя дочь с понедельника по пятницу проводит по семь часов в школе каждый день - и это не считая спецкурсов, подготовительных курсов в университете и подготовки к сдаче внешнего независимого оценивания, - говорит она. - Ребёнок занимается в субботу и воскресенье, света белого не видит, и я очень беспокоюсь за её здоровье. Мой младший сын учится только в шестом классе, но я уже сейчас думаю, каково ему придётся ближе к окончанию школы. Так что если бы дети в старших классах имели право выбора учебных дисциплин, я была бы только за.

По мнению ректора Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, профессора Александра Рудякова, направление грядущей реформы выбрано совершенно правильно, вопрос только в том, как лучше реализовать идею.

- Современные школьные учебники перегружены информацией, большую часть которой можно смело охарактеризовать как вторичную, - говорит он. - И это в ущерб краеугольным понятиям, которые важны для понимания устройства нашего мира. Если в эпоху Советского Союза образование было нацелено на то, что человек будет всю жизнь работать в одной профессии, то сейчас мир устроен совершенно по-другому. А значит, нужно, чтобы школа давала ребёнку базовые знания о мироустройстве и возможность реализоваться в выбранном направлении, даже если этих направлений несколько. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад, и нужно сделать всё, чтобы эта реформа прошла безболезненно, в том числе вынести предложения Минобразования на широкое общественное обсуждение.

Председатель Крымского отделения Ассоциации педагогов Украины, директор симферопольской гимназии №1 Игорь Ковалёв считает, что лучший способ облегчить жизнь старшеклассникам - оставить несколько обязательных для изучения предметов и дать возможность детям выбирать все остальные по своему разумению.

- Обязательными должны быть родной язык, государственный язык, литература, история, математика, природоведение, - говорит он. - А остальные пусть выбирают сами: это поможет ребятам более серьёзно подготовиться к поступлению в вуз и выбору профессии. Например, то же естествознание, которое проходят в средней школе, позже можно разделить на физику, химию, биологию, и ребёнок сможет выбрать тот предмет, который нужен ему больше остальных. Говорят, что в случае сокращения предметов дети не будут всесторонне развиты. Но ведь развивать личность нужно с первого класса, а в старших классах должна быть введена профилизация, чтобы помочь детям перейти во взрослую жизнь. Мы не сможем объять необъятное: каждые три года в мире удваивается количество информации, но ведь это не означает, что каждые три года мы должны вдвое нагружать школьную программу. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей учиться, и разумное сокращение количества предметов, обязательных для изучения в старших классах, нам в этом поможет.