Неужели всё заново?

20 Март 2011 655

Когда националисты Львова требуют отменить праздник 9 Мая, а их друзья из организации «Свобода» в Одессе (откуда подобные берутся в городах-героях?) называют знамёна Победы «красными тряпками так называемой победы», я не удивляюсь.

И не удивляюсь, когда «символикой мёртвой державы» красные знамёна называет замглавы президентской администрации Анна Герман. Она давно заявляла, что Роман Шухевич, главнокомандующий Украинской повстанческой армией (УПА), бойцы которой стреляли в спины красноармейцам и садистски убивали своих же земляков - женщин и даже грудных младенцев, - не фашист, а боец за независимость. Меня удивляет другое: почему ни президент, ни его администрация не заявили, что не разделяют мнение чиновницы, не согласны с ней, не извинились перед ветеранами, теми, кто считает СССР своей Родиной, гордится её историей? Ведь, критикуя решение депутатов города-героя Одессы, постановивших отмечать День Победы с Красным знаменем, заявляла она это не на кухне и не в дружеской беседе как частное лицо (тогда можно было бы списать на её личное мнение), а как госслужащая, с телеэкрана, как заместитель главы администрации президента. Заметьте, не «оранжевого», а того, который вроде не отличался негативным отношением к истории Советского государства. Или опять всё заново? Зря, получается, уверовали в изменение курса ветераны, люди, по-настоящему героически воевавшие, трудившиеся в войну, их потомки - наследники победителей. Как не хочется верить в это и вновь разочаровываться. Хотя показалось, когда к 22 января - Дню соборности - с плакатов на бигбордах (они и сейчас ещё кое-где висят в Крыму) говорилось об одной стране, единстве украинского народа.

Говорю сразу: ни в коей мере не протестую против целостности и соборности государства Украина. Но меня удивляет формулировка: украинский народ.
Я, допустим, русский, друг мой, живущий в Керчи, - азербайджанец, сосед - украинец. Мы все, особенно в многонациональном Крыму, дети своих народов - русского, азербайджанского, украинского, еврейского, крымскотатарского и так далее. И все мы - граждане Украины, но никак
не все - украинский народ. Это то же самое, как в СМИ часто говорят, к примеру, «украинцы стали жить», «украинцы смогут ездить без виз».... А русские не смогут, крымские татары не стали?
В многонациональной России не говорят о гражданах своей страны - русские. Им название государства позволяет образовать единое понятие, этнохороним (название жителей определённой местности) - россияне. Название нашей страны не позволяет образовать, так как этнохороним в данном случае совпадает с названием национальности - украинцы. Поэтому, даже призывая к единству, не стоит заменять понятия. Я - русский по национальности, крымчанин (этнохороним), гражданин Украины. Как и все, хочу мира, спокойствия, единства в стране, в которой живу. Но единство, на мой взгляд, это право каждой национальности, жителей каждого региона развиваться по своим историческим традициям, не нарушая законов государства и общества. Мне непонятно, почему, когда говорят о единстве страны, обязательно настаивают на единстве народа. Единство страны - это когда ни одна из областей, автономия, город, село не пытаются выйти из границ этой страны, не нарушают законодательство, не призывают к разжиганию розни, нетерпимости и так далее. Все они живут по-разному - из-за своих природных запасов, ума и трудолюбия населения. Но живут все под одним государственным флагом, под одним гербом, с гражданством. А вот язык у них наряду с государственным может быть свой, региональный, тот, на котором говорит большинство жителей региона. Ведь государство не запрещает и даже по Конституции (статья 10) гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского, иных языков национальных меньшинств. И герои, история тоже могут быть свои. Для большинства жителей Одессы, Крыма (ещё год назад решившего вывешивать в День Победы Красные знамёна) герои - солдаты Красной Армии, моряки-черноморцы, труженики тыла, подпольщики, партизаны - все, кто сражался с фашизмом за свою Родину - советскую. Для части жителей Львова, Западной Украины, националистов герои - Бандера, Шухевич, вояки УПА и прочие фашистские приспешники. Так о каком единстве народа можно говорить? Страна, государство, территория, называемая Украиной, у нас одна, а мысли, чувства, память у всех её жителей, граждан - разные.

Я, чей дед погиб в Севастополе в 42-м, а другой, кстати, - во Львове, когда освобождал его от фашистов в 44-м, никогда не смогу быть единым с тем, кто восхваляет фашистских приспешников. И хочу лишь одного: чтобы те, кто восхваляют, требуют отменить День Победы, называют наше Красное знамя, взвившееся над поверженным фашистским рейхстагом «красной тряпкой, символом мёртвой державы», не навязывали свою волю таким, как я. Не навязывали, не диктовали нам, как жить, с молчаливого (а в случае с откровениями замглавы администрации президента и открытого) согласия центральных властей. Мы это уже проходили, повторения не хочется.

Сергей ЕГОРОВ.

Симферополь.