• Культура
Ни русского, ни украинского -
таков результат образовательной политики
Ни русского, ни украинского -
Ксения Водопьянова. / Фото: Автора.

С 17 по 21 марта в Ялте проходит XI международный форум русистов Украины «Русский язык и Русский мир в эпоху глобализации».

Украинские и российские учёные делятся результатами научных исследований, издательской практикой, обсуждают проблемы преподавания. Основные темы встречи - «Украинский мир и Русский мир: проблемы взаимодействия и выживания», «Русский язык и русская литература в контексте языков и литератур мира», «Судьбы русской культуры в эпоху глобализации», «Глобализационные процессы и сохранение русской духовности».

Предлагаем вашему вниманию беседу с аспиранткой кафедры теории литературы и истории украинской литературы, преподавателем кафедры педагогики Горловского государственного педагогического института иностранных языков Ксенией Водопьяновой.

- Что побуждает вас активно участвовать в форуме русистов?

- Отвечу словами Жан-Жака Руссо: «Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней».

- Какая несправедливость вас волнует?

- Сегодня на Украине отношение общества к функционированию украинского и русского языков необычайно противоречиво. Такая ситуация, к сожалению, стала привычной: уже много лет языковой вопрос является предметом изощрённых политических игр. Именно по этой причине население нашей страны разделилось на два противоположных лагеря. Часть украинцев считает, что государственным языком Украины должен быть исключительно украинский язык - возрождение украинского после распада Советского Союза и с образованием независимой Украины стало началом возрождения национальной культуры. Таким образом, необходимость предоставления украинскому языку статуса государственного являлась неоспоримой, что и было задекларировано в Конституции Украины в 1996 году. Однако существует и иная точка зрения. Не отвергая и не оспаривая права украинского языка на статус государственного, большая часть населения юго-восточных регионов Украины видят решение «горячей» проблемы в предоставлении русскому языку статуса второго государственного, то есть в уравнивании прав украинского и русского языков на законодательном уровне. И эта позиция имеет под собой серьёзную почву: с одной стороны, исторически сложилось так
(и эту историю уже нельзя переписать - слишком много её живых свидетелей), что русский язык понимают во всех уголках бывшей единой страны, в том числе, конечно, и Украины. По данным опроса киевской исследовательской компании Research & Branding Group, для 68 процентов населения Украины русский язык является родным, то есть первым языком, усвоенным человеком в детстве. Сбрасывать со счетов эти факты в демократическом обществе - нарушение прав человека. С другой стороны, наличие в государстве нескольких государственных языков не является неотъемлемым фактором социальной и экономической нестабильности. Можно привести в пример такое спокойное и высокоразвитое государство, как Швейцария, где государственными являются четыре языка: французский, немецкий, итальянский и ретороманский. Причём последний - даже не язык, а наречие, диалект. И швейцарцы из-за этого не испытывают ни малейшего дискомфорта.

- Так могло быть и у нас: статья 10-я Конституции Украины гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств. Статья 24-я не допускает привилегий или ограничений по языковым вопросам. А 53-я обеспечивает гражданам Украины, принадлежащим к национальным меньшинствам, право обучения на родном языке.

- К сожалению, это всё лишь на бумаге. Да, по документам в нашей стране языковой проблемы не существует. Даже не имея статуса государственного, русский язык достаточно защищён Конституцией и законами Украины. Но мы знаем, что идёт активное противодействие предоставлению русскому языку статуса государственного. И прикрывается это избранниками народа «благородной» целью «защиты национальных интересов» и патриотическими лозунгами.
У многих из этих «патриотов» дети и внуки учатся за границей. А они без малейшего угрызения совести решают вопросы, связанные с отечественным образованием.

- Как обстоит дело со школьными программами?

- Количество «русских» классов в начальной школе сведено к минимуму. Дети из русскоязычных семей вынуждены изучать украинский язык, не являющийся для них родным. Не секрет, что вследствие этого происходит торможение психического развития ребёнка. Программа «русского» класса в современной начальной школе предполагает достаточное количество часов для изучения как русского, так и украинского языков. Это даёт возможность выпускнику «русского» класса свободно владеть двумя языками. Программа же начальной школы для «украинских» классов предполагает изучение русского языка чисто формально. Ярким примером этого является тот факт, что учебника по русскому языку для первоклашек «украинского» класса просто не существует. Районо и гороно предпочитают не обсуждать эту тему во всеуслышание, и учителя, как правило, обходятся своими силами, используя обычно старые советские учебники. Свидетелем такого явления я стала, работая в Новогригоровской сельской школе Артёмовского района Донецкой области. Наблюдается интересная ситуация: в «русском» классе у ребёнка есть возможность выучить два языка, а в «украинском» классе - фактически ни одного (украинский не является родным, а русский не преподаётся в должном объёме).

- Вы имеете дело со студентами. Что можете сказать об их образовательном уровне?

- Остаётся только вздохнуть, констатируя тотальную безграмотность вчерашних выпускников школ, нынешних студентов. Они не знают ни русского, ни украинского, говорят и пишут на чудовищном суржике. Незнание родного языка приводит к трудностям в общении, в изложении своих мыслей как в устной, так и в письменной форме. Таков результат современной образовательной политики в нашей стране. Сам собой напрашивается вопрос: кому это нужно? Кому нужна безграмотная, безмолвная, а следовательно, и легко управляемая Украина? Ответ однозначный: только не самим украинцам!

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

   

Комментариев

1
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы иметь возможность оставлять комментарии
  • Имя: Ollie008
00:12 / 21 Марта
Комментировать
Давайте, продолжайте насаждение украинской мовы! Немного совсем осталось дожать. И будете свидомо калякать на суржике!
ОПРОС

9 Декабря

Стоит ли нашим спортсменам выступать на Олимпиаде в Южной Корее?

  • Участвовать и побеждать.

  • Нет. Это унизительно.

  • Пусть каждый спортсмен решит это сам.

  • Меня это не интересует.

Предыдущий опрос

Минтранспорта и Минэкономразвития Крыма высказались за строительство одновременно с трассой «Таврида» железной дороги из Керчи через Белогорск на Симферополь. А вы как считаете - нужна такая дорога?

94%

Очень нужна.

3%

Не нужна.

3%

Не знаю.

0%

Я езжу на машине.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПОПУЛЯРНОЕ
НАЙДИТЕ НАС НА FACEBOOK