Детский спорт играет в «выбивалу»

17 Март 2011 1363
Ловкий маленький спортсмен.
Ловкий маленький спортсмен. Фото автора.

Дело было в Швейцарии, в Лозанне. К Сергею Бубке, члену Международного олимпийского комитета (организации, созданной для возрождения Олимпийских игр и пропагандирования олимпийского движения), подошёл толстый мальчик. И, гордясь, заявил: «Я - футболист». Спортсмен-легкоатлет изумился: «Разве могут юные спортсмены страдать ожирением?». Могут. Если речь идёт об игре в футбол на компьютере. Детский спорт - одна из острейших проблем на Украине, а игры с мячом очень полезны. Но, увы, играют в них всё реже.

И у вас в квартире «комп», и у нас...

Но всё чаще играют за компьютером, который основательно внедрился во все сферы жизни. Бытие без этой умной машины сложно себе представить! Взрослые и дети с головой окунаются в виртуальный мир и, убегая от реальности, гоняют на виртуальных полях виртуальные мячи. Порой компьютер заменяет всё и всех. Он - и друг, и помощник, и средство общения, а для детей ещё и мера наказания: мол, не сделаешь уроки, не уберёшь игрушки - за монитор не сядешь.

Только компьютерной зависимостью дело не обходится. Педагоги обвиняют компьютер в том, что у школьников падает уровень текстового мышления: они не могут адекватно пересказывать тексты. Ну а в ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять это «чудо техники», - большая нагрузка на зрение. Поскольку глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу сказывается на состоянии как физическом, так и психологическом. Даже если взрослый человек долго работает за компьютером, развивается компьютерный зрительный синдром: нарушение функции аккомодации в результате длительного напряжения глазной мышцы, что приводит к развитию близорукости, негативному воздействию на сетчатку, торможению работы корковых центров зрения, развитию симптома «красного глаза». Дети ещё более подвержены этому влиянию, так как зрительный аппарат у них только развивается. Кроме того, в детском и юношеском возрасте просиживание за монитором может привести к искривлению позвоночника. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, разрушению межпозвонковых дисков, появлению грыж. Так что из заядлых компьютерщиков спортсмены не могут получиться априори.

Когда физкультура - смертельный урок

«В одной из школ города Новоселица Черновицкой области на уроке физкультуры умерла двенадцатилетняя девочка. По словам очевидцев, ей стало плохо во время выполнения упражнений по бегу»; «В Запорожье на уроке физкультуры умер десятиклассник»; «Трагедия случилась в пятницу в школе №219 Оболонского района. Четырнадцатилетняя Маша умерла на уроке физкультуры».

Сообщения о случаях смерти на уроках физической культуры неизменно вызывают шок. Каждые два-три месяца в стране обычный урок физкультуры заканчивается смертью ребёнка. Больше всего школьников умерло в «чёрный» 2008 год - семь. Тогда-то Министерство образования отменило многие нормативы, признав, что нынешней молодёжи выполнять их сложно.

А может, всё от того, что, кроме этих самых уроков «физры», у школьников нет иной физической нагрузки? Нет во дворах турников, нет у родителей денег на занятия в спортивно-оздоровительных комплексах (о неправильном питании и плохой экологии здесь, пожалуй, умолчим). И потому здоровья у детей тоже нет. Увы, немного найдётся родителей, которые оборудуют «спорткомплекс» дома, в одном из четырёх углов детской комнаты, например.

- Знаешь, почему в СССР были сильные спортсмены? - риторически спрашивает старший коллега, спортивный обозреватель. - Да потому, что у нас тогда ничего не было! Или в подворотню чеши, или спортсменом становись. Нечем было заняться! И компьютеров не было. Пацаны гоняли во дворах мяч, посещали спортивные секции, которых было полным-полно. В каждом дворе - турник, при каждом жэке - спортивная комната. Все условия для того, чтобы быть спортсменом, становиться чемпионом. Увы, система массового спорта, существовавшая при Союзе, развалилась. Откуда браться этим самым спортсменам и чемпионам? Советские ушли, а новых не вырастили. В СССР детишки могли бесплатно ходить во все спортивные секции. И вероятность найти одарённого ребенка была во много раз выше.

Никто не хочет заниматься дошкольной спортивной базой. Не хотят спортивные фабрики и магазины (хотя тут простор - раскачивай сайты, создавай журналы и рекламируй продукцию), не хотят детские и спортивные организации, не хотят институты и техникумы физкультуры, партии, мэры, журналы, газеты. Никто.

И с мячом, и в мяч, и на мяче

О пользе спорта, казалось бы, все всё знают. И о том знают, что спорт помогает ребёнку вырасти гармоничным и счастливым человеком. Однако если малыша принуждать, то будет только вред. И если взрослый способен убедить себя, что физкультура и подвижные игры полезны, то ребёнок - нет. Ему важна эмоциональная сторона, важно, чтобы было интересно, как бы играючи. Именно в игре малыш формирует и тренирует свои социальные роли: есть правила, которым надо следовать, есть команда. И нужно учиться подчиняться и руководить, падать и вставать, работать сообща или на себя. Соблюдая правила игры, дети постигают это самое «честно - нечестно». И, что очень важно, учатся и побеждать, и проигрывать. Изливать эмоции не на соперника, а на достижение цели. Важно, конечно, чтобы рядом был взрослый, который даст оценку, похвалит или пожурит.

Игровые виды спорта - это «смесь» физической активности и отдыха, которая значительно уменьшает риск гипертонии, борется со стрессом, понижает уровень холестерина и сахара в крови. И способствует тому, чтобы достижения были не виртуальными, как у того толстенького швейцарского мальчика, а самыми настоящими. Спортивными.

Компетентное мнение

- К сожалению, сегодня в моде бодибилдинг и фитнес - в общем, в моде красивое тело, а о ловкости никто и не вспоминает, - говорит заведующая кафедрой спорта ТНУ им. В. И. Вернадского, кандидат биологических наук, доцент Светлана Погодина. - В итоге приходится наблюдать ужасную картину, связанную с ограничением двигательной сферы молодых людей, многие из которых не могут из положения стоя поднять прямую ногу до угла в девяносто градусов, хотя объём их мышечной массы впечатляет. Уж не говорю о том, что «взрослая» болезнь - варикозное расширение вен - стала часто встречаться у подростков, посещающих тренажёрные залы, где тренеры неграмотно «прописывают» юнцам силовые нагрузки. Недавно в немецком Хайдельберге прошёл спортивный симпозиум, на котором говорили о том, что ещё несколько лет назад можно было построить карьеру благодаря красивой внешности, а сегодня преимущество у находчивых ребят, способных быстро решить проблему. И теперь немцы развивают находчивость. Как? На базе дошкольных учебных учреждений и детско-юношеских спортивных школ с ребятишками ежедневно играют в мяч. Именно в игровых ситуациях развиваются двигательная находчивость, ловкость, быстрота реакции, способность живо принимать решения. Дети, занимающиеся в «школах мяча», более внимательны и дисциплинированны.

Пора и нам задуматься о значимости координационной тренировки. Специализированных секций подвижных игр с мячом для детей должно быть больше. В Крыму есть спортивный клуб, где с детьми работают с 3-4 лет, предлагая множество подвижных игр с мячом. Это симферопольский теннисный клуб «Ситек-Динамо». Кстати, здесь же функционирует консультативный центр, где родителям маленьких «спортсменов» не только разъясняют значимость двигательных координаций для здоровья и спортивных достижений, но и советуют, каким видом спорта лучше заниматься их чаду.

Ирина КОВАЛЁВА.