Первый раз в международный класс

2 Март 2011 1650
Гимназия в Танковом расположена на месте бывшего имения генерала Говорова.
Гимназия в Танковом расположена на месте бывшего имения генерала Говорова. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

На днях в Симферополе прошёл яркий и зрелищный фестиваль «С любовью к Крыму», организованный Симферопольской международной школой и Крымской гимназией-интернатом для одарённых детей, что в селе Танковом Бахчисарайского района. Эти школы представляют собой миниатюрную модель нашего полуострова - в них учатся дети более чем десяти национальностей и не просто учатся, а дружат и прекрасно общаются. Учредителем этих двух учебных заведений является турецкая международная фирма «Новые технологии в образовании», которая работает в Крыму уже почти двадцать лет. Журналисты спросили: неужели Турция больше всех заинтересована в том, чтобы в Крыму жили образованные и толерантные люди?

Объяснить этот феномен взялся почётный гость фестиваля - ректор Крымского индустриально-педагогического университета Февзи Якубов. Он рассказал о своей командировке в Турцию и о встрече с ректором одного из ведущих университетов страны, в ходе которой выяснилось, что турецкое государство выделяет на одного студента в четырнадцать (!) раз больше денег, чем Украина.

- Вот тогда я и сказал, что в таком случае украинские студенты имеют право быть в четырнадцать раз глупее, чем турецкие, - говорит Февзи Якубов. - Я не раз бывал в этой стране и знаю, что Турция изо всех сил стремится вперёд, но не с помощью оружия, а с помощью интеллекта. И государство не жалеет на это денег: местные университеты оборудованы даже лучше, чем стандартные европейские вузы, а их школы похожи на дворцы. Не зря в мире так много говорят о Турции. Её руководители сумели, во-первых, поставить на ноги экономику, а во-вторых, вкладывают огромные средства в образование и науку. Ведь главное богатство в мире - это не нефть и газ, не золото и бриллианты, а мозги, иначе говоря, интеллект. Мы покупаем западные технологии, но не приглашаем хороших специалистов из-за границы. Разве это правильно?

Между тем ведущие специалисты из Турции работают как минимум в двух названных выше учебных заведениях Крыма. И эта турецкая составляющая стала причиной волнения местного населения и появления разного рода слухов, в том числе и самых фантастических. Однако реальность, как водится, оказалась далека от слухов - школы прижились в Крыму, и желающих здесь учиться становится больше из года в год.

Вперёд, в прошлое!

- Для того, чтобы понять, как работают созданные при поддержке турецких бизнесменов крымские школы, нужно ненадолго вернуться во времена Османской империи, - говорит генеральный директор ООО «Новые технологии в образовании», один из учредителей Симферопольской международной школы Саид-Энвер Йылдыз. И рассказывает нам о том, что в империи была высоко развита система благотворительных фондов, за счёт которых строились мечети, караван-сараи, учебные заведения. Богатые люди вкладывали деньги в образование не для собственной выгоды, а для развития родной страны. Благодаря этому около восьмидесяти процентов учебных заведений в Османской империи были построены на средства благотворителей.

При этом страна всегда была открыта и для иностранных меценатов, благодаря чему на территории Османской империи было построено около полутора тысяч иностранных школ для национальных меньшинств с разными языками обучения, помимо турецкого. Кстати, многие из них работают до сих пор: например, в Анталье есть русская школа, в Стамбуле - украинская.

Но времена меняются, Османская империя перестала существовать, а вместе с ней и благотворительные фонды. Однако современная Турецкая Республика хоть и с большим трудом, но сумела восстановить эти традиции.

- В середине XX века в Турции стала восстанавливаться система фондового финансирования учебных заведений, - рассказывает Саид-Энвер Йылдыз. - Власти убедились в том, что выпускники частных школ показывают более высокие результаты, чем государственных, и увидели несомненную пользу от обучения на двух языках. В 80-х годах XX века наблюдался настоящий расцвет частных благотворительных фондов и как следствие - частных школ. Тогдашний президент Турции Кенан Эврен решил открыть Турцию миру, и бизнесмены отправились за границу налаживать связи. Они строили в разных странах фабрики, заводы, больницы, но чаще всё-таки школы - трепетное отношение к образованию у турецких жителей сохраняется на протяжении многих веков.

А после развала Советского Союза у турецких инвесторов открылось просто-таки неограниченное поле деятельности, и уже в девяностых годах на территории бывших советских республик открылись около двадцати пяти школ на деньги меценатов, в том числе и в Крыму.

Здравствуй, Крым!

На нашем полуострове турецкие бизнесмены появились в 1993 году и обратились к местным властям с предложением открыть школу по образцу турецкой - с двумя и более языками обучения. Только вот осуществить задуманное у них получилось далеко не с первого раза.

- Местным властям понадобилось несколько встреч для того, чтобы понять, что им предлагают, - смеётся Саид-бей. - В конце концов они дали своё согласие на создание такой школы и даже предложили для неё здание бывшего интерната в селе Танковом Бахчисарайского района. Можете себе представить, какую картину увидели турки, когда приехали на предполагаемое место строительства!

Действительно, предложенное здание и зданием-то назвать было нельзя, от него в сущности остались только стены, да и те полуразрушенные. Поэтому его было проще демонтировать, чем отремонтировать. В течение года из Турции в Крым возили стройматериалы, турецкие специалисты разработали проект школы и воплотили его в жизнь без посторонней помощи. И уже в декабре 1993 года школа заработала - первый набор учащихся составил 80 человек. А сейчас он увеличился почти в три раза: в нынешнем учебном году здесь обучается 217 человек, из них 35 - девочки.

Что было и что стало

Сегодня это уже не школа, а гимназия-интернат для одарённых детей, да не простая, а с углублённым изучением английского языка. Стены в коридорах увешаны фотографиями лучших учеников и выпускников - они, как выяснилось, поступают в вузы не только Украины, но и России, Польши, Турции, Канады, США и Великобритании.
А ещё здесь ежегодно избирается полноценный ученический парламент - двенадцать министров и сорок депутатов, чьё мнение для руководства школы значит очень много. И раз в год этот парламент берёт в свои руки всю власть: учителя отдыхают, а ребята вполне самостоятельно организуют учебный процесс.

В кабинете директора гимназии Мемета Кангиева огромное количество медалей и грамот, заработанных его учениками и учителями. И он может с гордостью рассказать о каждой из этих побед - было бы только время.

- Уникальность нашей гимназии в том, что мы являемся билингвальным учебным заведением, - говорит Мемет Кангиев. - Изучение пяти предметов - информатики, математики, физики, химии и биологии - ведётся на английском и на русском языках. Это, безусловно, мощнейший фактор развития интеллектуальных способностей детей. Каждый третий наш ученик достигает наивысшего уровня в обучении - или получает золотую медаль, или побеждает в конкурсах и олимпиадах, в том числе и международного уровня, или даже удостаивается стипендии президента. Как правило, на одно место в нашей гимназии претендуют более десяти человек не только со всех уголков Крыма, но и с юга Украины, и даже из Московской области. У нас уже есть несколько учеников из России, и, думаю, в будущем их станет больше.

Ученики одиннадцатого класса Владик Сысоев и Саша Игнатьев дежурят в компьютерном классе и с удовольствием рассказывают о своих школьных буднях.

- Тут учиться интересно, - заявляет Владик. - Вот раньше я учился в обычной сельской школе, и там учителя наспех объясняли тему и больше не тратили время на дополнительные объяснения. А здесь учителя стараются, чтобы каждый усвоил материал.

- Наши учителя - это не просто наставники, а друзья, только чуть постарше, - добавляет Саша.

Это и понятно - молодые специалисты, среди которых много выпускников гимназии прошлых лет, составляют примерно половину из сорока работающих здесь педагогов. Среди учителей есть и заслуженные педагоги Крыма и Украины, и отличники образования, и даже заслуженные деятели культуры: гимназия держит планку высоко и опускать её не намерена ни при каких условиях.

Раз - школа, два - школа...

А когда Крымской гимназии-интернату для одарённых детей исполнилось десять лет, её создатели убедились в том, что турецкая система образования в Крыму приносит свои плоды, и решили создать ещё одну школу. Сказано - сделано: в 2003 году в крымской столице появилась Симферопольская международная школа. Здесь также предусмотрено билингвальное обучение и созданы все условия для того, чтобы дети учились с удовольствием и делали успехи.

- Каждый наш ученик понимает и усваивает одну важную для себя истину: тут исповедуется культ знаний, а не оценки, - говорит директор школы Ольга Коструба. - В процессе обучения можно не бояться ошибиться, можно вступить в диалог с учителем.

В отличие от гимназии в Танковом школа эта - частная и платная: в стоимость входят не только обучение, но и полноценное трёхразовое питание, и кружки по интересам во внеурочное время. Выбор у ребят большой: театр на английском языке, музыка, изобразительное искусство, хореография, большой теннис, борьба, волейбол, футбол, факультативное изучение иностранных языков. Впрочем, руководство школы всегда идёт на уступки, если видит, что ребёнок действительно талантлив и хочет учиться, а родители просто не могут оплатить его обучение в полном объёме.

Создавать третье учебное заведение по образцу турецкого в Крыму пока не планируют: по словам генерального директора фирмы «Новые технологии в образовании», гораздо важнее удержаться на плаву и обеспечить высокий уровень знаний своих учеников.

- Разумеется, мы хотим, чтобы наши ученики не забывали, в какой стране они получили образование - на Украине или в данном случае в Крыму, - говорит Саид-бей. - Мы знакомим их с языками и культурами разных стран для того, чтобы они могли воспользоваться всеми возможностями, которые открывает перед ними наш огромный и разный мир.