Бензин поделился маржой

25 Февраль 2011 721

Со дня на день литр бензина А-95 опять подорожает - за него придётся платить около девяти с половиной гривен. Вчера Кабмин и операторы украинского нефтеперерабатывающего рынка не смогли договориться и подписать меморандум о сотрудничестве. Пока не узаконен новый ценовой коридор, заправки торгуют топливом себе в убыток, теряя по 30-60 копеек на каждом литре.

Как уже писала наша газета, 28 января министру экономического развития и торговли Украины Андрею Клюеву удалось договориться с участниками топливного рынка о стабилизации цен на бензин и дизтопливо. В соответствии с договорённостью нефтетрейдеры и владельцы АЗС должны были удержать стоимость литра бензина А-95 в пределах девяти гривен, и это им удавалось в течение трёх недель. Но к третьей декаде февраля подорожала нефть на мировом рынке, повысились оптовые цены на импортное топливо и торговать горючим по старым ценам стало невыгодно.

Заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев пояснил, что сегодня реальная цена украинского бензина марки
А-95 составляет около 9 гривен за литр, импортного - 9,2 гривны. Поэтому в ближайшее время ценники на заправках заменят, и за литр популярного топлива нужно будет платить не 8,9 гривны, а 9,4-9,5 гривны. На 30-40 копеек подорожают и другие виды горючего: бензины
А-92, А-80, А-76 и дизельное топливо.

На вчерашнем заседании экспертно-аналитической группы (ЭАГ) при Кабинете министров планировалось, что будет установлен новый ценовой коридор, который ограничит цены в озвученных экспертами пределах - до 9,4 гривны за литр бензина А-95. Но результатом заседания ЭАГ стал скандал, после которого Клюев отказался подписать меморандум о сотрудничестве с украинскими нефтеперерабатывающими заводами. Дело в том, что представители НПЗ вписали в проект документа пункты об ответственности правительства перед переработчиками нефти, а сами попытались от подобной ответственности уклониться. Вернее, поставлять качественный бензин по доступным ценам они соглашались только с условием, что Кабмин введёт таможенные пошлины на импорт всех видов топлива.

По словам исполнительного директора ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Германа Хана, нефтеперерабатывающая отрасль страны находится на грани выживания. В качестве главного аргумента он предъявил решение совета директоров компании об остановке Лисичанского нефтеперерабатывающего завода уже в первом квартале текущего года. На безудержный рост топливного импорта и увеличение количества контрабандных поставок бензина жалуются и другие украинские производители топлива.

Но пойти на поставленные переработчиками условия - значит узаконить монополию на рынке нефтепродуктов. Кроме того, введение пошлины на импортное горючее чревато новым витком подорожания бензина и дизельного топлива на украинских заправках. Речь идёт не о 5-10 копейках: как предложили в Минэнерго, с ввезённой тонны бензина следует брать дополнительно 130 евро, с тонны дизельного топлива - 80 евро. Нетрудно подсчитать, что с введением пошлины литр импортного бензина подорожает сразу на полторы гривны, дизтоплива - на гривну.

Надеяться на то, что украинский бензин будет на полторы гривны дешевле импортного, не стоит. Один из владельцев Лисичанского НПЗ уже заявил: Украина получает нефть по мировым ценам, в то время как страны Таможенного союза, в частности Белоруссия, Литва, Румыния и Польша, работают на более дешёвом сырье. Значит, украинская продукция изначально должна быть дороже той, что поставляется из зарубежья.

Меморандум «с подоплёкой» вызвал негодование чиновников, в результате ЭАГ не утвердила новый ценовой коридор, на который продавцы бензина будут равняться в марте текущего года. В то же время оптово-розничные цены на бензин всех марок выросли и торговля топливом стала приносить убытки, которые сейчас составляют от 40 до 60 копеек на литре.

Но, как признались нашей газете в одной из крупнейших крымских фирм, несколько дней в конце февраля можно потерпеть и без доходов. Лишь бы в преддверии курортного сезона не испортить отношения с Антимонопольным комитетом, ведомственным министерством и заводами-поставщиками.

Наталия ГОНЧАРОВА.