Февраль: есть шоколад и плакать

12 Февраль 2011 593
Шоколад: приятное с полезным.
Шоколад: приятное с полезным. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

Можете, конечно, не соглашаться, но февраль - таинственный месяц, какой-то мистический. Последний зимний, он же и самый короткий в году, а тянется-то как! И что-то предвещает, кормит обещаниями, манит новыми возможностями. Вот закончится этот несносный февраль, и начнём всё сначала, обещаем мы себе. Станем худеть, победим предвесеннюю депрессию, определим окончательные сроки стремительного карьерного роста. Да мало ли что ещё мы себе обещаем, переживая этот самый короткий месяц! А может быть, не нужно его переживать, пережёвывать, а стоит просто жить, находя радости и в нём, не рыдать над рифмами навзрыд, а сочинять новые?

Не виноватые мы, это ген нас нашёл!

Вы замечали, что особенно не нравитесь себе именно в конце зимы? Вот и килограммы лишние налицо. В смысле на теле, ну в проблемных местах всяких там жирок подкожный, целлюлит, не к ночи будь помянут. И вам это не нравится. И вы себя вините и корите за каждую съеденную булочку. А не надо, не мучайтесь. Ибо британские учёные, которые вечно что-то открывают и доказывают, подарили вам презумпцию невиновности.

Учёные из Оксфордского университета провели несколько исследований, которые доказали, что избыточный вес человека тесно связан с генами в его организме. Понятно вам? При тестировании сорока тысяч человек было установлено, что избыточный вес человека является следствием удвоения в организме копий гена, отвечающего за чувство голода.
В среднем люди с двойным геном «ожирения» весили на три килограмма больше тех, у кого такого гена не было.

Удвоение гена, по мнению учёных, является мутацией и встречается у каждого шестого европейца. Как именно ген «заставляет» организм толстеть, не установлено, однако замечена закономерность: людям с геном «ожирения» сложнее похудеть, чем тем, у кого его нет.

В ходе исследования было также выяснено, что 16% европейцев имеют две дополнительные копии этого гена. Может быть, и вы к этим процентам относитесь? Что же делать? У британских учёных есть чем вас успокоить. Они считают, что, используя результаты исследования, в ближайшее время смогут создать лекарство, позволяющее контролировать вес. Вот, скушаете таблеточку, а далее ешьте, чего изволите, вес будет сам контролироваться.

Чего бы съесть, чтоб похудеть?

Утверждение о том, что плотный завтрак по утрам позволит меньше есть в течение дня и тем самым обеспечит похудение, оказалось ошибочным. Опровергли его британские специалисты, заявив, что жирная и сладкая пища по утрам, наоборот, вредна для фигуры. Эксперты провели специальный эксперимент с участием 300 девушек, которые должны были вести дневник о рационе питания. Оказалось, что те представительницы, которые плотно завтракали, в течение недели набрали около 10% лишнего веса. А те, которые предпочитали лёгкий завтрак или вовсе от него отказывались, наоборот, похудели на 5% либо не изменили вес.

А вот ещё приятная новость для тех, кто худеть собрался. Ирландские специалисты смогли «усовершенствовать» то, что, казалось бы, изменить никак нельзя: им удалось ввести в полезную молочнокислую бактерию, которая существует на планете в неизменном виде миллионы лет, ген другой бактерии. Полученный микроорганизм используется для закваски и получения нового йогурта. Мыши, питавшиеся новым продуктом, не набирали вес. Кроме того, новый йогурт стал источником полиненасыщенных жирных кислот, которые крайне необходимы для профилактики многих заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых. Мышам полезно, и нам пойдёт, да?

Какого спутника весёлого послал мне нынешний февраль!

Хотите ещё о генах поговорить? Удивительное открытие сделали на сей раз американские учёные: люди, находящиеся в дружеских отношениях, имеют генетическое сходство. Ну в нашей пословице это научное открытие давно запечатлено. Скажи мне, кто твой друг, далее по тексту. По мнению руководителя исследований Джеймса Фоулера, генетическое сходство группы людей, поддерживающих постоянную связь, оправдано с точки зрения эволюции и выживаемости. Как выяснилось, друзья-приятели склонны иметь одни и те же вариации в гене DRD2. Кроме того, у людей, состоящих в дружеских отношениях, как правило, большее генетическое разнообразие гена CYP2A6.

Оба гена, по словам учёных, отвечают за социальное поведение человека в обществе. Вариации DRD2 отражают склонность их обладателя к развлечениям, в том числе и к алкоголизму. Ген CYP2A6 связан с умением контактировать и социальной открытостью его обладателя. По мнению учёных, если сближение людей, имеющих одинаковые вариации DRD2, обоснованно с эволюционной точки зрения и с точки зрения выживания, то дружба людей с повышенной вариабельностью гена CYP2A6 укладывается в представления о том, что противоположности притягиваются.

А неутомимые британские учёные опровергают давно устоявшееся в обществе мнение, что якобы красивые люди в большинстве своём глупы. Авторы научной работы утверждают, что красота, как правило, сопровождается и высоким интеллектом. Более того, у супружеских пар, состоящих из красивых и умных мужчин и женщин, и дети рождаются в большинстве своём одарённые как внешне, так и интеллектуально. Пословица «она столь же красива, сколь и глупа» более неактуальна. Зато то, что яблочко от яблоньки недалеко катится, давно и без учёных ясно.

Если они такие умные, почему же такие толстые?

Но вернёмся к нашим баранам. То есть к тучным людям, в смысле полным. Учёные бьют тревогу: более половины населения Европейского союза имеет избыточный вес или страдает ожирением. Но самыми полными являются британцы, сообщает Newsru.com, ссылаясь на данные доклада Европейской комиссии и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). А вам, наверное, казалось, что они такие все поджарые, подтянутые.

В исследовании был проанализирован вес жителей 31 страны, включая 27 государств-членов Евросоюза. Выяснилось, что в Соединённом Королевстве ожирением страдает около четверти взрослого населения. По этому показателю англичане опередили жителей Ирландии (23%), Мальты (22%), Исландии (20%) и Люксембурга (20%).

«Тот факт, что в Великобритании столь большое количество людей страдает ожирением, является реальной причиной для беспокойства, ведь есть убедительные доказательства взаимосвязи лишнего веса и повышенного риска шести типов рака, в том числе рака молочной железы и рака кишечника», - отметила генеральный менеджер Всемирного фонда исследований рака Тереза Найтингейл.

В настоящее время средняя продолжительность жизни в Великобритании высока (77,3 года - для мужчин и 81,4 года - для женщин), но страна отстаёт от других государств по числу лет, проведённых её гражданами здоровыми и без физических ограничений.

Самой стройной нацией стали итальянцы - среди них доля полных людей составляет только 10%, а также жители Голландии и Франции (по 11%). А ведь Италия - страна макарон. Значит, от них не толстеют? В среднем ожирение выявлено у более 15% взрослого населения ЕС. Приблизительно такой же показатель и у детей - каждый седьмой ребёнок в Европе тучный.

Опасным является то, что жир откладывается не только под кожей, но и на внутренних органах: сердце, кровеносных сосудах, печени... Итог - предрасположенность к сахарному диабету, гипертонии, коронарной сердечной недостаточности, ожирению печени, артриту, другим заболеваниям.

На призыв «надо!», спрашивайте «зачем?»

Ну что, напугали мы вас? От всех этих исследований не худеть хочется, а повеситься прямо сразу. И можно впасть в депрессию. А это хоть и очень противная болезнь, но какая-то прямо модная. Все лелеют свой «депрессняк», гордятся, что его имеют. И при этом ищут способы, как избавиться. А вы поступайте прямо с точностью до наоборот. Вот не надо вам этих советов поэта Пастернака: «Февраль, достать чернил и плакать...». Не надо.

Вам советуют просыпаться рано, делать зарядку. Это, конечно, жутко правильно, ведь «кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Сколько лет вы вставали рано, а ничего вам до сих пор и не подали. Поэтому пора сделать перерыв и проснуться поздно. Проваляться до обеда в постели, не встречать рассвет и даже не пытаться изобразить хотя бы подобие утренней зарядки. Если работа не позволяет спать долго, то просыпайтесь максимально поздно, лишь только для того, чтобы не опоздать.

Ещё вам советуют отправиться в спортзал. Наплюйте и забудьте. Изнурительные тренировки в спортзале, хула-хуп дома и непременная борьба с собственным телом...... Стоп! Давайте в феврале полюбим себя такими, какие мы есть. И эти лишние килограммы, и складочки на животе... пусть будут. Вместо посещения спортзала (о, ужас!) можно побаловать себя тёплой ванной с ароматическими маслами или сделать расслабляющий массаж. Да хоть ноги в тазике грейте, лишь бы этот процесс доставлял вам удовольствие. Вместо того, чтобы следовать совету сесть на диету, купите пирожное, такое жутко калорийное, с кремом, орешками и шоколадом, и съешьте его, запивая не менее калорийным молочно-фруктовым коктейлем. Или можно полакомиться свининкой с грибами и жареной картошечкой, например. О, как всё это вредно, как замечательно! Хотя бы один месяц в году позвольте себе съесть то, что вы хотите на самом деле, и к чёрту низкокалорийные супчики и отвратительную овсянку на воде!

Вам говорят - смените имидж. А вы оставьте в покое свои пережжённые красками и феном волосы и не меняйте имидж в феврале, все старания пойдут коту под хвост. Пусть волосы отдохнут и придут в себя перед обязательным забегом за весенней красотой. На лице - минимум косметики, надевайте удобную и комфортную одежду, обувь. И вообще, вместо того, чтобы менять в феврале имидж, лучше купите новые мягкие подушки и плед.

Хорошие девочки на вопрос «зачем?» отвечают категорически «надо!». Но в феврале мы позволим себе быть немножко плохими и на призыв «надо!», застенчиво спросим «зачем?».

А шоколад полезен!

Тем более что на закуску у меня есть для вас просто потрясающая новость.

Фрукты и овощи могут потесниться на полке полезных продуктов. Их место займёт шоколад. Согласно последним изысканиям исследователей компании Hersheys, тёмный шоколад содержит в себе больше антиоксидантов, чем натуральные соки черники и клюквы. Эксперты специально сравнили количество антиоксидантов в соках черники, клюквы, граната и ягоды асаи. Также измерялся соответствующий уровень в плитках тёмного шоколада весом 40 граммов, в кружках какао и горячего шоколада. В итоге лидером стали небольшие плиточки шоколада. Ну кто бы сомневался!

Какао и тёмный шоколад заняли призовые места по количеству флавонолов - типов антиоксидантов, которым приписывают чудодейственные способности, включающие в себя защиту от морщин и сокращение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Доктор Дебра Миллер, один из авторов изыскания, уверена: людям стоит обратить внимание на ценность шоколада, забыв о таких понятиях, как жиры и протеины. Всего кусочек шоколадки в день сокращает риск болезней сердца на одну треть. Идеальное же соотношение - 6,7 грамма в день. Исследователи даже заявляют, что запах шоколада защищает от простуды.

Ну вот, что и требовалось доказать. Живите долго. И любите себя такими, как есть. Во все времена года, а в феврале особенно.

Наталья АСТАХОВА.

Компетентное мнение

7 февраля исполнилось 105 лет со дня рождения создателя самых больших в мире самолётов Олега Константиновича Антонова. Конструктор был очень земным человеком. Был трижды женат. Вывел в люди четверых детей.

Как-то один его неугомонный оппонент обвинил Антонова в том, что его самолёты недостаточно красивы, изящны. «Красиво то, что функционально, - ответил авиаконструктор. - Почему красивой считается женщина с широкими бёдрами и пышной грудью? Потому что может родить и выкормить здорового ребёнка!».

Кстати

Специалисты изучили данные об индексе массы тела (ИМТ), уровне холестерина и кровяном давлении людей в 199 странах с 1980-го по 2008 год. В результате выяснилось, что в 2008 году от ожирения страдали 9,8% мужчин и 13,8% женщин. Их индекс массы тела (отношение веса человека к квадрату его роста) составлял более 30 кг/кв. м (нормальным считается ИМТ на уровне от 18,5 кг/кв. м до 24,99 кг/кв. м). Учёные отмечают, что в 1980 году эти показатели были значительно ниже - 4,8% у мужчин и 7,9% у женщин.

Это значит, что за последние тридцать лет толстяков стало намного больше, что неминуемо приведёт к сокращению населения, ведь именно ожирение становится предвестником большинства смертельных болезней, таких, как диабет, тахикардия, нарушение пищеварения и прочих.

Что касается пола исследуемых, то чаще всего полные женщины встречаются в России и Молдавии (средний ИМТ - 27,1 кг/кв. м), а самые худые - в Швейцарии, Франции, Италии. Итальянки и жительницы Сингапура являются исключением: их средний вес снизился за последние 28 лет вопреки общемировым тенденциям.

В двух самых населённых странах мира - Китае и Индии - средний ИМТ населения ниже средних значений по миру.