Хорошее ХОЗЛом не назовут

3 Февраль 2011 1037
Ирина Ульченко.
Ирина Ульченко. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

ХОЗЛ - звучит не слишком приятно для нашего уха. И обозначает совсем уж неприятное - хроническое обструктивное заболевание лёгких. Это значит, что по определённым причинам ткани лёгкого перестают нормально работать. А мы перестаём нормально дышать. Самая главная из «определённых причин» - курение. Есть, конечно, профессиональный фактор риска - вредное производство. Однако много ли сейчас людей, занятых, скажем, в металлургии? А вот курит сегодня едва ли не каждый третий. Конечно, не все курильщики обязательно заболевают ХОЗЛ - это зависит и от генетической предрасположенности. Врачи подсчитали, что болезнь гарантированно поражает каждого пятого курильщика. А эксперты Всемирной организации здравоохранения прогнозируют, что уже через десять лет - к 2020 году - ХОЗЛ переместится с четвёртой на третью позицию среди наиболее частых причин смерти.

Казалось бы: человек сам курил, сам заболел, сам умер. Остальным-то чего печалиться? Оказывается, есть чего. Во-первых, воздействие пассивного курения никто не отменял. То есть кто-то курит, а страдаете вы и ваши дети, которые вынуждены вдыхать «неповторимый» аромат в подъездах и на остановках, на улицах и даже в парках. Во-вторых, врачи всё-таки гуманисты: курение они рассматривают как болезнь - зависимость, от которой нужно помочь избавиться.

О ХОЗЛ мир узнал не вчера. Но для большинства из нас аббревиатура эта всё же непривычна. На Украине ХОЗЛ как отдельное заболевание начали рассматривать всего несколько лет назад. До этого времени под собирательное определение хронических обструктивных болезней лёгких попадало несколько патологий. Так что у нас до сих пор осталась некоторая путаница в терминах. Однако сути дела это не меняет. ХОЗЛ - в своём единственном числе - понимают как хроническое обструктивное заболевание лёгких, для которого «характерно ограничение воздушного потока» вплоть до того, что человек не в состоянии самостоятельно получать кислород. Причём ограничение это обычно прогрессирует и связано с патологической реакцией лёгких на вредные частицы и газы. Плохая новость: полностью излечить это состояние невозможно. Хорошая новость в том, что развитие болезни можно замедлить и значительно. Если десять лет назад больной с таким состоянием был безнадёжен и ему можно было оказать только паллиативную помощь, то сегодня в арсенале медицинской науки есть различные варианты.

Крымские врачи о ХОЗЛ в новом его понимании узнали, когда появились протоколы, т.е. правила лечения этой болезни. Однако чтобы что-либо лечить, нужно сначала это что-либо найти. А с диагностикой всё не так просто. Во-первых, отдельной строкой ХОЗЛ стали регистрировать всего два года назад. То есть медики столкнулись фактически с «чистым листом». Тем не менее в 2009 году в Крыму было зарегистрировано 21 тысяча больных ХОЗЛ, из них у полутора тысяч человек болезнь была выявлена впервые. Нужно отдать должное нашим пульмонологам: автономия находится среди пяти регионов Украины, где диагностика ХОЗЛ ведётся на хорошем уровне.
В целом ХОЗЛ болеют 5-6% населения Земли. Однако в медицинских документах подчёркивается, что из-за путаницы в терминах реальных надёжных и точных эпидемических данных по ХОЗЛ просто не существует. Так, по некоторым данным, в соседней России по официальной статистике зарегистрирован миллион больных ХОЗЛ, а по результатам подсчётов с использованием эпидемиологических маркеров больных предположительно в одиннадцать (!) раз больше. Есть все основания предположить, что и на Украине жертвами ХОЗЛ могут стать гораздо большее количество людей, чем официально зарегистрировано.

Вторая трудность диагностики заключается в том, что половина больных даже не подозревает о своей болезни. Как проявляет себя ХОЗЛ? Очень просто: кашлем, мокротой и одышкой. Ну и кто с такими жалобами пойдёт к врачу? Да это же просто возраст! Да это же кашель курильщика! Да это обычная аллергия! Между тем кашель - это наиболее ранний симптом. И чем дольше не обращать на него внимания, тем необратимее становятся процессы в лёгких. Болезнь переходит всё в более тяжёлую стадию.

Наконец, третья сложность диагностики заключается в том, что у нас мало кто знает о спирометрии. Об электрокардиограммах, флюорограммах и прочих УЗИ знают все, а вот спирометрия - не на слуху. Между тем это очень простое, относительно недорогое и совершенно безболезненное исследование, которое позволяет точно и рано поставить диагноз ХОЗЛ. Всего-то и нужно - дойти до врача и по команде подышать в трубочку. В ходе исследования врачи устанавливают такой показатель, как объём форсированного выдоха за первую секунду. Это теория. А практика заключается в том, что снижение этого показателя всего на 10% увеличивает риск умереть от сердечно-сосудистой патологии на 28%. А возможность возникновения сердечно-сосудистых катастроф, при которых человек всё же останется жив, возрастает на 20%. По-моему, внушительно. Главный пульмонолог Минздрава АРК Ирина УЛЬЧЕНКО надеется, что в самом ближайшем будущем спирометрия станет для подавляющего большинства таким же привычным делом, как кардиограмма. Тем более что организационные предпосылки для этого имеются: если в 2007 году больницы и поликлиники были оснащены спирографами всего на 40% от необходимого, то в 2010 году - уже на 95%.

Не нужно думать, что коль ХОЗЛ - это болезнь лёгких, то страдают исключительно лёгкие. Нет, это системное заболевание, и влияет оно на все органы и системы. Упрощённо говоря, постоянная нехватка кислорода провоцирует преждевременное старение организма. Конкретика же заключается в том, что ХОЗЛ уже на ранних стадиях может провоцировать возникновение ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, пневмонии, бронхиальной астмы, туберкулёза лёгких. Дальше больше: с развитием болезни могут подключиться хронический гастрит, остеопения (слишком низкая масса костной ткани) и рак лёгких. Половина больных ХОЗЛ уже на ранних стадиях болезни имеет проблемы сердечнососудистой системы. И умирают такие люди в большинстве случаев не от лёгочной недостаточности, а от болезней сердца и сосудов. И если ничего не менять, в срочном порядке не бросать курить в масштабах страны, то общая смертность от ХОЗЛ вырастет ещё на 30%. Так считают эксперты.

В целом как-то не очень понятно, что ХОЗЛ - это тяжелая болезнь. И жить с ней совсем не весело. Кашель, мокрота, одышка... Таким человека не испугаешь.
И только специалисты-врачи да ближайшие родственники больных знают, что такое жизнь с ХОЗЛ. Думаю, все прекрасно представляют (хотя бы приблизительно), каково жить на неоперабельной стадии рака лёгких. Даже если не знать подробностей, то всё равно звучит очень печально.

Между тем врачи провели опрос: поинтересовались качеством жизни у пятидесяти пожилых людей с неоперабельным раком лёгкого и у стольких же человек с тяжёлой формой ХОЗЛ. Оказалось, что 80% больных с ХОЗЛ вообще не выходят из дома, а 36% прикованы к креслу. Среди раковых больных из дома не выходят 36%, а прикованы к креслу только 10%. Стало быть, ХОЗЛ ещё сложнее переносить, чем рак.

И что дальше? Если всё будет идти так, как идёт, то дети будут дышать табачным дымом с пелёнок, когда мама или папа курят рядом. Потом они начнут курить сами. Потом болезнь будет активно проявляться не в 40-60 лет, как сейчас, а к 30. Грустно. Но врачи - всё-таки оптимисты. «Пока дышу - надеюсь», - вслед за одним из мудрых повторяет главный крымский пульмонолог Ирина Ульченко и вместе со своими коллегами помогает дышать другим.
А также призывает при проявлении симптомов обратиться к врачу, пройти обследование, своевременно начать лечение, которое сегодня может предотвратить прогрессирование заболевания, избежать развития осложнений, продлить жизнь и физическую активность.

Анастасия БАЧИНСКАЯ.

Гендерный аспект

Было время, когда ХОЗЛ чаще встречался у мужчин. Но в связи с возросшим потреблением табака среди женщин болезнь поражает мужчин и женщин почти равномерно. Однако врачи заметили, что у женщин даже небольшое уменьшение объёма форсированного выдоха чаще является предвестником рака лёгких.

Мировой опыт

По мнению ВОЗ, «прекращение курения - самый важный шаг в направлении уменьшения риска для здоровья. Исследования показали, что 75-80% курильщиков хотят бросить курить, причём треть из них делала по крайней мере три серьёзные попытки прекратить курение. ВОЗ призывает правительства, сообщества, организации, школы, семьи и отдельных граждан помочь нынешним курильщикам бросить курить».

По данным исследований, средства, вложенные в антитабачные кампании, оправдывают себя увеличением продолжительности жизни. Антитабачные мероприятия включают: использование накожных аппликаторов в качестве никотинзамещающей терапии; консультации врачей и других медицинских работников; групповые программы и программы самопомощи; формирование общественного мнения в пользу отказа от курения.

В ходе анализа антитабачных программ в разных странах (стоимостью от 990 до 13000 долларов) выяснено, что они продлевают продолжительность жизни в популяции в среднем на год. Например, по данным Национальной службы здравоохранения Великобритании, программы стоимостью 212-873 фунтов стерлингов (или 320-1400 долларов США) дают дополнительный год жизни.