«Вечно вчерашние поняли, что их поезд ушёл»

2 Февраль 2011 699
Дмитрий Табачник.
Дмитрий Табачник. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО.

В Симферополе прошла конференция Собора гражданского согласия на тему «Культурно-языковое многообразие Украины - фактор стабильности и опережающего развития». В ней принял участие министр науки и образования, спорта, семьи и молодёжи Украины Дмитрий Табачник. Рамками конференции темы разговора не ограничились. О многом, что волнует сейчас гражданское общество страны, смог рассказать Дмитрий Табачник.

Полиэтничность как преимущество

Сложившаяся полиэтничность на Украине является, безусловно, нашим преимуществом по сравнению с целым рядом других европейских стран. По сути любой гражданин Украины от рождения гармонично владеет двумя языками, имеет доступ к двум океанам информации и может в полной мере воспользоваться этим для конкурентоспособности в европейском сообществе.

На рубеже 80-90-х годов прошлого века Украину называли СССР в миниатюре, потому что на Украине успешно сотрудничают и развивают нашу родину представители более ста тридцати национальностей. Особенно многообразны и многополярны южные регионы, в том числе Крым. Я думаю, что одна из главных задач Собора гражданского согласия - конструирование ситуации, при которой ни один регион не вправе навязывать другому свои взгляды в образовании, развитии культуры, в почитании или отрицания тех или иных страниц истории. Несмотря на утверждения оппонентов, мы не преследуем цели ущемить чьи-либо гражданские права, а, наоборот, выступаем за то, чтобы всемерно их защитить и сохранить. Прошедшие годы продемонстрировали недопустимость на государственном уровне поддержки только одной идеологии, силового навязывания концепций и взглядов одного региона большинству не согласных с этим граждан нашей страны.

Задача власти - обеспечить всем гражданам Украины возможность доступа к качественному образованию, сохранение обязательных государственных стандартов, при которых каждый гражданин должен в школьной программе изучать украинский язык и литературу, вместе с тем дать всем возможность овладевать любым языком, в том числе и являющимся для него родным, материнским.

Именно так строило свою политику последний год Министерство образования. Мы исправили несколько вопиющих нарушений конституционных прав наших граждан. Разрешили каждому выпускнику государственной средней школы сдавать самый важный экзамен в его жизни - внешнее независимое тестирование - на том языке, на котором государство финансировало его среднее образование. Мы разрешили ректорам вузов определять, на каком языке вести преподавание, чтобы сохранить позиции Украины на международном рынке образования.
В прошлом году на несколько тысяч увеличился приток иностранных студентов из дальнего зарубежья в вузы Украины. А это и процветание университетов, и в конце концов вклад в экономику страны. И когда упрекают Минобраз в том, что эти новации носят по отношению к кому-то дискриминационный характер, я хочу сказать, что это вздорные вымыслы. Развитие многообразия является мостом для культурного, экономического сотрудничества с целым рядом наших соседей, в первую очередь со стратегическим партнёром - Российской Федерацией. И с теми странами, где русский язык является языком науки, техники и высшего образования. Мы чуть не потеряли огромной поток студентов из Китая, из государств Центральной Азии, когда прежним руководством Минобраза было принято и антиконституционное, и антицивилизационное решение о том, чтобы запретить студентам-иностранцам выбирать язык обучения.

Скорбеть можно бесплатно

Важнейший аспект - каким образом конструировать нормы языковой толерантности в обществе. Во Франции, например, во время революции люди были куда более различны, чем сегодня граждане Украины, они по сути говорили на разных языках, по-разному молились, но сплавились в одну нацию на почве государственности, которая в конце восемнадцатого века впервые в Европе гарантировала самый широкий спектр языковых свобод и прав. И сегодня эта страна может служить примером для молодых государств.

Именно в Крыму, как нигде, виден поиск оптимальных путей сотрудничества и процветания людей, имеющих разные взгляды, на основе общечеловеческих принципов. Если педалировать различия или пытаться в угоду одной позиции разгромить и уничтожить другую, то возникает значительно большее количество рисков. И абсолютно все межнациональные проблемы, которые слегка раскачивают большой корабль, могут в меньшем региональном пространстве вызвать куда более серьёзную бурю. Только от нас зависит, куда будет направлена энергия многообразия. То ли в гремучую смесь неприятия одним другого, то ли на творческое созидание. Разные этнические группы, живущие в одном государстве, дополняют друг друга и вместе достигают высот, которых никогда не достигли бы по отдельности.

Сегодняшняя власть делает всё, чтобы исправить ошибки наших предшественников, которые едва не взорвали хрупкий межнациональный мир. Мы сталкиваемся и с непониманием, и с откровенными политическими спекуляциями, и с саботажем отдельных чиновников, и с неоднозначным взглядом на этот процесс внутри правящей коалиции.

Националисты и вечно вчерашние поняли, что их поезд ушёл, что к власти они уже никогда не вернутся. И в результате возникают крайне опасные идеи, инициированные националистическими псевдоинтеллектуалами о возможности раздела Украины, о возможности суверенизации отдельных территорий. Можно было бы посмеяться, что недавние борцы с идеологической крамолой федерализма вдруг стали отпетыми сепаратистами. Но это опасная игра. И она опасна не только потому, что кто-то хочет силой удержать кого-то. Если граждане Украины, которые за 20 лет не научились жить вместе, будут и дальше обвинять друг друга с сознанием собственного превосходства над оппонентом, то этот развод никогда не сможет состояться. Нельзя забывать о восстановлении своих попранных за предыдущее пятилетие прав, но мы должны внимательно, подчёркнуто толерантно относиться к правам других, в том числе и политически проигравших.

Наши оппоненты могут сколько угодно чувствовать несправедливость установки памятника Сталину в Запорожье. Но пока они продолжают за государственные средства строить памятники, оскорбляющие чувства двух третей населения страны, не надо им учить других, кому следует поклоняться. Я думаю, что памятник Сталину во Львове имеет право строить только местная община, если она того захочет. Точно так же, как в Луганске и в Полтаве может строить памятник, кому она захочет. Мы ради гражданского согласия не можем запрещать поклоняться любым идеологическим канонам, но должны пресекать всяческие попытки силой государственной машины навязать эти каноны другим. Скорбеть можно бесплатно. А всё остальное, в том числе и отстаивать свою идеологию за государственные деньги, - это от лукавого.

Общий учебник общей истории

В соответствии с решением комиссии министерств образования России и Украины была создана рабочая группа, которая создаст учебное пособие для учителей истории. В Европе уже давно успешно работают над учебниками для двух стран: сотрудничают Польша и Германия, Франция и Германия. Мы предложили подобные варианты отрабатывать с Белоруссией, Литвой, они эту идею поддержали. Группа учёных остановилась на необходимости делать несколько модулей. Об учебнике пока говорить нецелесообразно.
В российской школе меньше отводится места освободительной борьбе украинского народа в семнадцатом веке, например. А в наших школах меньше места уделяется, к примеру, Ермаку. И это естественно. Единой программы обучения быть не может. Но если учителя истории будут иметь нормальные пособия для уроков в школе - это уже прорыв.

Часто спрашивают, как я отношусь к книгам Олеся Бузины по истории. Положительно отношусь. Они ведь публицистические, и я, даже не во всём соглашаясь с автором, понимаю, что автор интересно рассказывает историю, пробуждает к ней интерес, и это хорошо. После этого хочется прочитать Костомарова, Соловьёва, в любом случае это помогает многим стать более читающими. Потому что иногда неожиданность и парадоксальность сравнения более интересны, чем совершенно взвешенный академический учебник.

Равный доступ к качественному образованию

Мы приняли революционный закон об одиннадцатилетнем образовании, который только так называют в обществе, но речь идёт о многом другом, кроме одиннадцати лет учёбы в школе. Ни один законодательный акт не имел такой массовой поддержки. Он впервые вводит в законодательное поле термин «образовательный округ». Это позволяет выстраивать полный неразрывный маршрут образования. Например, ТНУ может иметь в своей структуре и колледж, и специализированную гимназию, и среднюю школу, и даже дошкольное учреждение. Позволяет объединять усилия преподавателей и по вертикали, что тоже очень важно. Несколько университетов могут объединяться. Много внимания уделено инклюзивному образованию. Важность этого закона в том, что он позволяет без болтовни и демагогии внедрить профильную школу.

Был проект сотрудничества с мировым банком, который полностью сорвала предыдущая власть. Назывался он «Равный доступ к качественному образованию». Когда я пришёл в министерство, оставалось девять месяцев до конца срока его реализации, проект был реализован на 17%. Вот это профессионализм власти! То есть деньги мирового банка, данные на развитие образования, лежали мёртвым грузом, все спорили, как лучше их «распилить». Сейчас уровень выполнения - свыше 70%. Школы получат уникальные кабинеты математики и физики. Это всё для тех будущих инженеров, которые помогут Украине быть конкурентоспособной. В условиях приёма в вузы есть определённые преференции для математиков и физиков, которые хорошо занимались. Министерство не будет уменьшать госзаказ на специальности математиков и физиков.

Опыт, сын ошибок трудных...

Чего не удалось пока сделать? Не удалось принять закон о высшем образовании. И та оголтелая демагогия, которая развёрнута вокруг проекта закона, говорит сама за себя. Украина не может вынести 900 высших учебных заведений. Это не прихоть Табачника. Это предчувствие Армагеддона высшего образования. Если в 1992 году на Украине юристов готовили пять вузов, то сегодня 163! По данным службы занятости, более сорока тысяч человек с высшим юридическим и более тридцати тысяч с высшим экономическим образованием не могут найти себе работу по специальности.

И вот когда журналисты безответственно тиражируют высказывания об уничтожении образования и прочую нелепицу, я думаю: неужели им не страшно, что их когда-то будет защищать юрист, подготовленный в кооперативном техникуме? Давайте подумаем: а если подобного качества врач будет лечить моего ребёнка, подобный педагог будет его учить?

Когда отпетый демагог говорит, что он не даст поддержать концепцию образования от Табачника, я прошу: не надо поддерживать Табачника, поддержите концепцию. Мне лавры не нужны, не я автор этого закона. Да, он задевает некие интересы, он возвращает университеты к профильности, к каким-то критериям. Не может лавка по торговле образовательными услугами, обучающая несколько сот человек, именоваться университетом. Университетов на Украине больше, чем в Италии, Франции, Германии, Польше и Бельгии вместе взятых. При том, что у нас 45 миллионов населения, а в перечисленных странах более четверти миллиарда.

Нельзя оставаться вечным «совком»

Будет ли меньше бюджетных мест и будет ли повышаться плата за учебу в вузах? Закон предусматривает сохранение соотношения 50 на 50 в вузах. Это пожелание ректоров. На мой взгляд, эта норма поддерживает и консервирует слабаков и середняков. В лучшие университеты всегда больше желающих. Госзаказ формируется не Министерством образования, а Министерством экономического развития, и он исходит из количества учеников, которые заканчивают среднюю школу. Он должен быть к нему привязан. А дальше - потребности рынка. Но госзаказ не может быть больше, чем количество учеников, которые учатся в средней школе.

Повышение платы за обучение зависит от инфляции, размер определяется советами вузов. Нельзя идти в Европу и оставаться глубоким «совком» по духу, восприятию мира, причём с каждым годом «совковея» всё больше и больше. Бюджет Оксфорда, например, составляет один миллиард семьсот миллионов фунтов стерлингов. В прошлом году доля государственного финансирования составляла 20%, в следующем будет чуть более 14. В связи с этим плата для британцев поднимается более чем в три раза. Но Британия понимает, что нужно сохранить Оксфорд. А у нас даже в учёной среде решение университета об увеличении платы не вызовет поддержки.

Суть реформы высшего образования в том, что в регионах университеты будут сокращаться путём добровольного объединения, должны возникать крупные университеты на добровольной основе. Кто проигрывает? Тончайший слой административного руководства. Вместо трёх ректоров будет один, вместо пятнадцати проректоров - четыре, но ни профессор, ни доцент, ни студент от этого не пострадают. У нас и сейчас студенты, учась в одном вузе, бегают на лекции в другой. Государство может стимулировать этот добровольный процесс только распределением госзаказа.

Вынос мозгов

Безусловно, говорить об утечке мозгов как о чисто украинской проблеме неверно. Проблема общемировая. Сегодня крупнейшие доноры интеллектуалов - не только бывшие республики СССР, их давно уже обогнали Индия и Китай.

Мы часто восхищаемся опытом зарубежных стран, которые отправляют своих студентов на учёбу в лучшие университеты.
В 2010 году впервые по инициативе президента Виктора Януковича правительство Азарова ввело в бюджет и приняло программу о том, что, начиная с первого сентября 2011 года, мы отправим учиться в лучшие университеты мира несколько сотен наших студентов, аспирантов и на стажировку молодых преподавателей. Но существует проблема «возврата» обратно на родину. Несколько лет ведёт эту работу Казахстан. Там обязательно связывают студента кредитным договором. У них нужно заложить чуть ли не всё имущество родителей, чтобы вернуть кредит на учёбу. По-другому не получат назад студентов. Мы обязательно будем учить свою молодёжь в лучших вузах мира, отрабатывается механизм возвращения. Хорошие специалисты, без которых нет науки, а значит, у страны не будет будущего, нам очень нужны. И это является приоритетом в нашей работе.

Наталья АСТАХОВА.