Наши в Берлине

30 Декабрь 2011 955
В новогоднюю ночь над Бранденбургскими воротами будет грандиозный салют.
В новогоднюю ночь над Бранденбургскими воротами будет грандиозный салют.

Здесь пахнет дождём и глинтвейном. Здесь удивительно сочетаются современность и традиции, Восток и Запад, строгая архитектура и замысловатые здания в стиле хайтек. Городские ярмарки манят туристов ослепительным блеском гирлянд, новогодних шаров и аппетитными пряниками, залитыми шоколадной глазурью. В Берлине время Адвента - четыре недели до католического Рождества.

В ожидании праздника

И в домах, где соблюдают традиции, уже зажгли три свечи, вплетённые в еловый «венок Адвента». Это значит, что скоро наступит самый светлый и самый главный в Европе праздник - Рождество. Дети с нетерпением ждут, когда можно будет сорвать последний листок праздничного календаря, где за каждой датой скрывается конфета, а самая вкусная достанется, конечно же, в рождественское утро. А взрослые снова впадают в детство. Так, велосипедисты, которых в этом городе гораздо больше, чем любителей пеших прогулок и дорогих автомобилей, оригинально украшают свой двухколёсный транспорт миниатюрными фигурками ангелочков и «местных Дедов Морозов». Приподнятое настроение, царящее в городе, передаётся туристам, которые, не испугавшись проливного дождя, прогуливаются по самой современной площади Берлина - Постдамерплац. Здесь был установлен первый в Европе светофор. Жители Берлина гордятся этим фактом так же, как и своим фирменным «толстым красным светофорным человечком», изображения которого на магнитах и кружках гости столицы увозят как сувенир. Среди брелоков и футболок с надписью
«Я люблю тебя, Берлин!» в сувенирных магазинах продают открытки с видами на бетонную стену, стоявшую двадцать восемь лет на страже между ГДР и Западным Берлином. И хотя её давно уже нет, негласное деление Берлина на Восточный и Западный осталось. Вместе с открытками можно приобрести и «кусочек» разрисованного бетона в капсуле или на подставке, как уверяют продавцы, частичку той самой стены. Но мы не спешим набивать сувенирами сумки, наша цель - впечатления. Поэтому обходим выстроившуюся на Постдамерплац очередь из желающих сделать фото на память у фрагментов Берлинской стены и направляемся к рейхстагу.

Мысли у рейхстага

Теперь здание, где заседает парламент Германии, называется бундестаг. На первый взгляд оно больше похоже на исторический музей: высокие колонны, лепка на фасаде, и только современный стеклянный купол в стиле хайтек напоминает, что на дворе XXI век. Но посещение рейхстага для туристов из постсоветских стран, скорее, не развлечение, а связующая нить с героическим и одновременно трагическим прошлым.

- Мой дед не одобрил бы развлекательную поездку в Берлин. Для него этот город навсегда связан с болью и потерями, с войной, - негромко произносит одна из наших туристок. Группа затихает. Ловлю себя на мысли, что и сама невольно пытаюсь отыскать на стенах рейхстага надпись, связанную с моим прадедом Павлом, который прошёл дорогами войны от Киева до Берлина. Для него, как и для миллионов других советских солдат, этот такой аккуратный, чистый и очаровательный сегодня город, увы, олицетворял зло и насилие. Но на стенах рейхстага все надписи давно исчезли после многочисленных реконструкций. И советский солдат с красным знаменем в руках, развевающимся над куполом рейхстага, тоже остался только на картинках в советских букварях. Но это вовсе не значит, что в современном Берлине не осталось ничего, что напоминало бы о Великой Отечественной войне.

Через дорогу от рейхстага расположен мемориал павшим советским воинам. По обеим сторонам покой погибших охраняют два танка «Т-34» и две пушки, принимавшие участие в битве за Берлин. Когда смотришь на мемориал издалека, кажется, что отлитый из бронзы восьмиметровый памятник советскому солдату упирается головой в купол рейхстага. На постаменте, где вечным часовым стоит солдат с винтовкой за плечом - символом окончания войны, сияет золотым блеском герб Советского Союза. Все надписи на колоннах, списки погибших, указание рода войск сделаны на русском языке. Возле мемориала - идеальная чистота, много венков и живых цветов. И становится как-то неловко, стыдно и очень обидно за снесённые на Украине памятники советской эпохи, за то, что в стране, где живут правнуки победителей и героев, у памятных знаков и мемориалов нет такого порядка и чистоты.

А экскурсия по предрождественскому Берлину продолжается. И вот мы у Бранденбургских ворот, которые издавна считаются символом города. На Парижской площади, где расположены ворота, - главная ёлка столицы. Она со вкусом украшена, но на звание пышной красавицы всё равно не тянет. Зато так немцы проявляют заботу об окружающей среде.

- Красиво не то, что погублено ради нескольких недель, а то, что естественно, - поясняет гид, поймав наши недоумённые взгляды.

Все свои

- Неплохой отельчик с видом на площадь и Бранденбургские ворота. Я бы тут остановился на денёк-другой, - мечтает один из наших экскурсантов. «Отельчиком» в самом сердце бывшего Восточного Берлина оказался легендарный отель «Адлон», построенный ещё в начале прошлого века. Он и теперь продолжает оставаться центром богемной жизни Берлина. Среди его постояльцев были немецкий император Вильгельм II, европейские короли, русские цари. Любовались Берлином из окон отеля Сергей Есенин и Айседора Дункан, Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Генри Форд, Томас Эдисон и Джон Рокфеллер. Сейчас в «Адлоне» по карману останавливаться только президентам и звёздам шоу-бизнеса. Последних возле красной ковровой дорожки у входа в отель поджидает «дежурная» толпа фанатов. Для них неважно, у кого брать автограф, главное - чтобы была знаменитость.

А по соседству с «Адлоном» расположено посольство Российской Федерации, территория которого занимает значительную часть живописного бульвара Унтер-ден-Линден. Территория посольства, как и все сооружения на ней, уже почти двести лет частная собственность России в центре столицы Германии.
А бело-сине-красный флаг, развевающийся на башне посольства, напомнил сочетанием цветов флаг Крыма. К тому же в Берлине оказалось очень много туристов, разговаривающих на русском языке. Но самым «домашним» нам показался уличный музыкант, который в отличие от своих коллег, почему-то наигрывающих в центре Германии латинские мотивы или исполняющих джаз, играл на гармошке добрую песенку крокодила Гены из советского мультфильма. И нам, промокшим до нитки под берлинским дождём, от знакомой мелодии стало теплее и уютнее.

И не бедный, и не сексуальный

Бросив пару мелких монет весёлому музыканту, мы спешим посетить «музейный остров».
И хотя до этого часто приходилось слышать, что пунктуальность немцев - всего лишь стереотип, все музеи, кафе и магазины, среди которых практически нет круглосуточных, закрываются в Берлине строго по графику. И ни минутой позже. Поэтому на Острове музеев, как называют северную часть острова Шпрееинзель на реке Шпрее, где расположены самые знаменитые музеи Берлина, пришлось выбирать для посещения только один из них. Конечно же, нескольких часов недостаточно, чтобы вдоволь насладиться красотой и величием архитектурных шедевров Пергамского музея: воротами Иштар из Вавилона, знаменитым алтарём и воротами Милетского рынка.

Но вечерний Берлин не оставил времени для грусти и сожалений, а заодно развеял миф о серьёзных немцах, не умеющих веселиться. Карусели, Дед Мороз и Снегурочка, парящие в небе на санях по канатной дороге, пахнущий корицей и ванилью глинтвейн, традиционное пиво с жаренными на вертеле сосисками и каток, устроенный прямо в одном из самых красивых берлинских фонтанов.

Нынешний бургомистр Клаус Воверайт сказал о столице Германии: «Берлин - бедный, но сексуальный». Нам же Берлин показался отнюдь не бедным и вовсе не сексуальным, но устоять перед его оригинальностью и рождественским очарованием просто невозможно.

Юлия ЦИСАРЬ.