Какого праздника хочет душа?

29 Декабрь 2011 578

Какой из праздников важнее для православного человека - Новый год или Рождество? Этот вопрос вызвал у нас с приятелями спор. Люди верующие против того, чтобы отмечать Новый год, потому что он выпадает на время поста. Молодёжи трудно удержаться от посещения праздничных мероприятий, которые проходят по всему городу. Что на этот счёт говорят служители Церкви? Михаил, Андрей, Григорий, Анна, Светлана, Виктория, Севастополь.

Для людей православных Рождество Христово - один из главных праздников. Что касается Нового года, давайте поразмышляем вместе.

Надо ли объявлять бойкот Новому году? Конечно, было бы правильнее праздновать Новый год после Рождественского поста, но уж коль сложилось иначе, надо не просто смириться, а привести в соответствие со своими убеждениями своё поведение. Думаю, надо просто отнестись к празднованию его через призму Рождества Христова. Ночь с 31 декабря на 1 января - трогательное событие, волнительное. В храмах служатся молебны на начало очередного года, который отмечается, конечно же, по нынешнему календарю, хотя есть ещё Новый год с 13 на 14 января, церковное новолетие 1 сентября. Время между молебном и встречей Нового года - бессуетное, дарящее возможность побыть наедине с собой, с Богом, вне житейской суеты.

- Пригласили православного человека к праздничному столу, что ему делать: наотрез отказаться от соблазна или, никого не обижая, присоединиться к веселью?

- Если православного приглашают не воцерковлённые, но настоящие друзья, понимающие, что такое такт, они не будут настаивать на скоромном, а приготовят что-то постное. В своей же семье не только можно, но и нужно накрыть постный праздничный стол, который порадует детей и взрослых ничуть не меньше, чем скоромный.

- Новогодние подарки под ёлкой не возбраняются?

- До конца Рождественского поста следовало бы воздержаться от торжеств и подарков, многие взрослые так и делают, а вот детям намного труднее. Они общаются со сверстниками, которые начинают хвастаться подарками уже 31 декабря, в школах проходят вечера и утренники у ёлки. Ребёнок, не получивший новогоднего подарка, почувствует себя обделённым. Поэтому надо не лишать его радости, а дать почувствовать разницу в значимости подарка на Новый год и на Рождество, сделав второй более желанным, долгожданным, весомым. Беды наши не в подарках. А в том, что празднование Нового года сопровождается пьяным загулом. Истоки его в том, что у народа сначала отняли церковные праздники, внедрив вместо них пролетарско-революционные, которые привыкли отмечать. С падением советского строя революционные даты канули в прошлое, из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, - как говорил герой Шукшина в «Калине красной», - хочет праздника». Да вот только незнакомая с духовными русскими традициями, несчастная, лишённая представления о настоящем празднике душа «балует» себя пьянством и безудержным весельем, опустошающими её ещё больше. Рождество у нас сейчас, слава Богу, - выходной день, а значит, праздновать его ничто не мешает. Вот и надо это делать, не придавая празднованию Нового года первостепенное, а уж тем более мистическое значение. Не впадая при этом в крайность, объявляя Новый год праздником бесовским, богомерзким.

- Как быть с Дедом Морозом? Приглашать его к ребятишкам?

- Дед Мороз - атрибут трогательной детской сказки. Он и воспринимается, как сказочный персонаж. Добрый и щедрый.

- Накануне Нового года прилавки магазинов буквально наводнены звериной символикой, на этот раз драконами. Молодые люди интересуются, во что одеваться в «год огненного дракона». Как к этому относиться?

- А вот здесь позиция православных ясная и чёткая: нельзя унижать образ Божий, низводить человека до уровня несознательной твари.

Мой совет - чаще вспоминать апостольское правило, которое гласит: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».
И не впадать в крайность, не игнорировать государственный праздник, становясь тем самым на маргинальную позицию, а ещё хуже, впадая в грех осуждения и превосходства. Главное - праздновать благочестиво, избегая греховности. По принципу «что чрез меру - то от лукавого».

* * *

До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг в сентябре. Пётр постановил отмечать Новый год с
1 января - на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки - дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена ещё одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), и празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста.

* * *

Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летосчислению 14 сентября 2012 года начнётся 7521 год от сотворения мира.

Протоиерей Николай Доненко.