Соло на гитаре свободного человека

28 Декабрь 2011 704
Энвер Измайлов.
Энвер Измайлов.

Не будет преувеличением утверждение, что имя Энвера Измайлова известно любителям джаза всего мира. Наш земляк давно вошёл в число самых ярких звёзд «world music» - направления, основанного на сочетании музыки разных этносов. Он вдохновенно соединяет европейскую классическую гармонию, джаз-роковую фразеологию со сложной мелодикой ближневосточной, среднеазиатской и причерноморской этнической музыки. Нашего земляка называют человеком-оркестром. Порой трудно поверить, что он играет только на гитаре: слышишь звуки то старинной лютни, то среднеазиатского дутара, то турецкого уда, а потом вступает и современный синтезатор. Для извлечения нужного звука может использовать гранёный стакан или носовой платок, при помощи которых легко имитирует гавайскую гитару и чембало. Энвер самостоятельно пришёл к теппингу - приёму игры, когда пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, а звук извлекается прижиманием струн, а не щипком. И сегодня Энвер буквально завораживает публику сложнейшими музыкальными пассажами, вводя одновременно бас, гармонию и мелодичную линию, размеры 11/4 и 14/8, поражая этим профессиональных музыкантов. Но это не самоцель, а всего лишь средства для создания широчайшего спектра музыкальных образов, среди которых и наполненные юмором, дарящие отдохновение, как в «Крымчанке», «Денвер-блюзе», «Утре в колхозе «Завет Ленина», и трагические, как в «Чернобыле», «Затмении». Он и в разговоре то веселится, то грустит - не умеет скрывать переполняющих его чувств.

Зигзаги судьбы

- Многие известные музыканты говорят, что впитали любовь к этому виду искусства с молоком матери, что называется. У вас было так же?

- Да откуда? Родился и вырос в солнечной Фергане в рабочей семье. Отец плотничал, хотел, чтобы я продолжил его дело, учил с малолетства стамеску в руках держать. Жили очень скромно, в доме не было ни проигрывателя, ни телевизора. Музыку слышал лишь по радио, а там что - только популярные песни. Когда рок услышал, понравилось.

- Но не в этот же момент родилось желание научиться самому играть?

- Может быть, мысль об этом и промелькнула, но всерьёз подумал о такой возможности, когда младший брат отца принёс откуда-то обычную семиструнную гитару. Было мне тогда лет четырнадцать. Услышанные несколько аккордов, извлечённые из старенького инструмента, меня буквально зачаровали. Звук притягивал к себе как магнит. Стал учиться, как многие ребята, самостоятельно, соревнуясь со сверстниками во дворе, у кого лучше получится, подбирая мелодии на слух. Но о профессии музыканта и речи быть не могло. Дорога к любимому делу лёгкой не была. Окончил профессионально-техническое училище, получил четвёртый разряд, пришлось и на стройке поработать, и курсы водителей от военкомата закончить, и в армии послужить на Дальнем Востоке.

- Неужели в детстве никакого музыкального образования не получили?

- Благодаря тётке, убедившей родителей, что склонности надо развивать, оказался в музыкальном училище. Конечно, хотел освоить гитару. Но учить было некому, решил начать с домбры - инструмента с четырьмя струнами, но «родственного» гитаре. Главным было выучить ноты. Но, на мою беду, класс домбры в тот год закрыли, а мне предложили перейти на народный узбекский инструмент - рубаб. Расстроился, решил уйти. Спасибо преподавателю кафедры духовых инструментов Сергею Степановичу Гаврилову, бывшему военному дирижёру. Он предложил на выбор трубу, тромбон или фагот. Стал учиться играть на фаготе. Учёбу прервал призыв в армию. Попал в сапёрный полк. Музыкой не очень-то позанимаешься, свободного времени мало было. Год отслужил, а потом к нам приехал с концертом ансамбль песни и пляски Краснознамённого Дальневосточного округа. Я дежурил по столовой, увидел музыкантов, своих ровесников, расспросил их о службе. Они привели к майору. Он послушал, как я на гитаре играю, хотел взять, но, когда узнал, что служить мне осталось всего десять месяцев, отказал. А мне так хотелось, что сходу выдаю второй «козырь»: на фаготе, мол, ещё умею играть, да наплёл, что ноты с листа читаю, инструмент есть. И сработало - взяли! Приехал в оркестр, а фагота-то нет. Спасибо родителям: выслали учебник и на инструмент 700 рублей - по тем временам огромнейшая сумма. В училище я проучился всего один курс, а не три, как сказал майору, за время службы многое забыл, а если по-честному, не так много и знал. Ребята-оркестранты здорово помогли. Неделя упорных занятий - и экзамен успешно сдал. Началась моя военно-музыкальная жизнь. Ансамбль базировался в Хабаровске, а выступали мы по всему бывшему СССР. Это была серьёзная школа, и доучиваться в училище я вернулся уже много чего умеющим музыкантом. Получил диплом, выступал в разных вокально-инструментальных ансамблях, призы даже получал, но это была, конечно, всё равно самодеятельность. Забава. Деньги зарабатывать приходилось в ресторанах, на свадьбах.

- Гитара была тогда обычная?

- Самая что ни на есть. Но и на ней я уже достиг хорошей техники. Ничего не стоило исполнить «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. Кстати, это произведение записал на одной из первых своих пластинок. Но я уже начал эксперименты, сделал второй гриф. Выступал тогда в ферганской группе «Сато». На саксофоне и на флейте в ней играл Наркет Рамазанов. Мы потом создали трио «Минарет», в котором на перкуссии выступал Рустем Бари. «Сато» уже тогда играл фолк-джаз. Исполняли не только узбекскую и татарскую музыку, но и собственные композиции. Давали концерты в домах культуры, ездили на фестивали, но ни к какой филармонии не принадлежали. Нам повезло: в 1976-1980 годах в Фергане проходили международные джазовые фестивали, на которые приезжали известные музыканты - не только отечественные, но и зарубежные. Критиков хватало, публикаций было много в прессе, не остались и мы незамеченными.

- Так что в Крым приехали уже опытным и известным?

- С опытом - да, но до известности в 1989 году было ещё далеко, хотя уже вышли несколько пластинок на фирме «Мелодия», а по рейтингу джазовых музыкантов я находился на пятой позиции. В Крым приехал уже взрослым мужчиной, с семьёй - жена, две маленькие дочери. Совершенно на голое место. Для чиновников я - человек неизвестный, джазом они не увлекались. Сложно было устроиться на работу. Но Фортуна всё же мне улыбнулась: в колхозе «Завет Ленина» нужен был преподаватель музыки в клуб, давали служебную квартиру. Согласился заниматься с детским ансамблем. Так что на хлеб заработок был. А в свободное время, конечно, готовил сольную программу, чтобы представиться крымчанам. Крымскотатарский народ был разбросан по всему полуострову, менталитет у всех разный - связанный с теми местами, где жили раньше. Притирались трудно. Моё первое выступление на полуострове состоялось в рамках мероприятий, посвящённых памяти просветителя Исмаила Гаспринского. Эта акция проходила под эгидой ЮНЕСКО. Мой сольный проект поверг в шок: такой музыки публика раньше не слышала. Был шумный резонанс и в прессе. А один старик подошёл после выступления, похлопал по плечу со словами: «Ну молодец, тебе на свадьбах надо играть». По его понятиям это была высшая похвала.

Фестивали, гастроли

- И когда же начались поездки по разным странам?

- В 1991-м пригласили выступить в Прибалтике. Планировался всего один концерт, но после него мне предложили ещё три выступления. После Таллинского фестиваля, на котором присутствовали музыковеды из разных стран, меня пригласили на гастроли в Финляндию и Германию. Сегодня меня хорошо знают в Европе, и я играю для тех, кто действительно любит джаз. Получаю много приглашений. Меня радует, что в последние годы джазовая музыка набирает темп, расширяется армия её поклонников, проходит много концертов не только в Киеве, Одессе, Донецке, но и в других городах. За границей я представляю Украину, но бывают казусы, когда меня называют узбекским музыкантом, наверное, сбивает с толку строка: родился в Фергане.

- Говорят, у вас много гитар, есть и уникальные. Как они к вам попадают? Любимый инструмент есть?

- Гитар сейчас хватает. Несколько сделаны по заказу. Есть подаренные друзьями. Godin и Fender comanche подарил Виктор Темерко, в прошлом замечательный музыкант-гитарист. Бережно храню подарок мастеров киевской студии «Avaks», с которыми меня познакомил музыкант-виртуоз Владимир Соляник. С удовольствием играю на гитарах, подаренных талантливыми музыкантами Игорем Цышковским и Александром Сидоренко, Yamaha Джаз-клубом. Какого-то одного любимого инструмента нет. Гитару выбираю в зависимости от того, какого звука хочу добиться. Стремлюсь показать разные возможности этого удивительного инструмента. Для гастролей сделал двухгрифную и трёхгрифную гитары. Каждая имеет свой тембр, звучит по-особому, неповторимо.

Джаз -категория свободы

- Что даёт вам, приверженцу words musik, музыка вашего народа, которая по-прежнему в репертуаре?

- Новые интересные идеи. Например, композиция «Восточный фанк» основана на крымскотатарской народной песне «Любимая». Она грустная, а я придал ей динамику, современный стиль, задор. Люблю играть «Танец платка», который традиционно исполняется на наших свадьбах, «Бахчисарайскую хайтарму», которую можно сравнить по популярности с бразильской басановой или самбо. Душа родного народа живёт в его музыке и в каждом из нас.

- Вспоминаю ваш концерт в Херсонесе на одном из севастопольских кинофестивалей, когда вы выступали вместе с американскими коллегами. Часто играете с музыкантами разных стран?

- Случается. Видео-проект «Ультрамарин» записывал во Франкфурте вместе с болгарскими музыкантами. С друзьями-джазистами организовал международное «Черноморское трио», в составе которого кроме меня были венгр и болгарин. Были проекты, собиравшие музыкантов из разных стран: Турции, Болгарии, Румынии, России, Грузии, Молдавии, Греции, Украины. Жаль, редко собираемся, у каждого свои планы, и не всегда они совпадают.

- Расскажите, пожалуйста, о своём кинодебюте.

- Предложили написать музыку к французскому фильму «Амазон-forever», съёмки которого продюсировал Владимир Виноградов. Мы с ним познакомились после передачи «Антропология», которую вёл Дибров. Володя увидел меня на программе и предложил сотрудничество.
Я честно признался, что никогда не писал музыку к фильмам. Но Виноградов убедил, что когда-то следует начинать. Оплатил мне командировку в Рио-де-Жанейро, чтобы я набрался впечатлений и заодно выступил на Бразильском фестивале, справедливо считая, что нужно расширять свою аудиторию. Картина «Амазон- forever» - комедия, поднимающая серьёзную проблему защиты природы. Рассказывает о последствиях экологических катастроф. Гибель амазонских реликтовых лесов подаётся сквозь призму нашей чернобыльской беды - как зловещий образ и предупреждение человечеству.

- У вас наверняка много ярких впечатлений. Что вспоминаете с особой теплотой?

- Выступление с вокалистом Бобби МакФеррином, обладателем семи американских Грэмми. Дружбу с покойным Владимиром Симоненко - легендарным человеком, первым написавшим в бывшем СССР книгу «Мелодии джаза», которая для музыкантов стала настольной. Это был очень интеллигентный и добродушный человек. Я благодарен судьбе, что она познакомила меня с такими людьми.

- Родительская семья музыкальной не была, но жена и дети могут профессионально оценить любого исполнителя?

- Да, музыка им близка. У моей супруги Мевиде прекрасный слух, она самый для меня важный музыкальный критик. Хорошим слухом и голосами обладают дочери Ление и Гульмира. Но сцену выбрала только Ление, став профессиональной певицей. Мы с ней часто вместе выступаем. Хотя образование получила в институте иностранных языков. Оно пригодилось на сцене: хорошо поёт на английском. Гульмира пока растит детей, их у неё трое.
Я - богатый дедушка: два внука и две внучки - моя радость. Сын Ление на моём сольном концерте в Украинском театре изображал Пола Маккартни. Очень музыкальный, пластичный парнишка.

- Вы воспринимаетесь абсолютно свободным человеком, зависящим только от самого себя, работающим только по вдохновению, а не по чьей-то прихоти, тем более указке. Как удаётся сохранять полную независимость?

- Джаз - категория свободы. И играть его может только абсолютно свободный человек. Другому он не поддастся. А сохраняется свобода в том случае, если она - внутреннее состояние души, с которым надо родиться. Мне, наверное, просто повезло в этом.

- Какой совет даст заслуженный деятель искусств АРК, народный артист Украины Энвер Измайлов начинающим музыкантам?

- Постоянно учиться, играть, сочинять музыку, слушать себя и других, анализировать. Думать. Но не об успехе, а о том, что хочешь сказать людям своей музыкой.

Популярность

Энвера Измайлова не раз провозглашали «Музыкантом года», «Музыкантом, заслуживающим наиболее широкого признания». Он - лауреат первой премии Европейского международного конкурса гитаристов в Лозанне (Швейцария), обладатель множества дипломов и наград. Член президиума Джазовой ассоциации Украины. Принимал участие в джазовых фестивалях на Украине, в Латвии, России, Финляндии, Германии, Норвегии, Франции, Италии, Австрии, Швейцарии, Швеции.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.