Подвиг десантников

27 Декабрь 2011 1189
Из воды - сразу в бой.
Из воды - сразу в бой.

В эти дни 70 лет назад, на исходе первого года войны, собравшаяся с силами Красная Армия перешла в наступление, но Севастополь все ещё оставался в осаде. Советское командование решило переломить ситуацию на южных рубежах. Успешное наступление Керченско-Феодосийского десанта вынудило немецкие войска отступить, чтобы избежать окружения. Развить успех тогда не удалось, и Крым освободили гораздо позднее. Но опыт той операции использовался в дальнейшем и до сих пор изучается военными специалистами разных стран. А подвиг советских десантников навсегда останется в истории.

Приказ ставки

Захватив в середине ноября 1941 года Керченский полуостров, немецко-фашистское командование развернуло здесь части 11-й армии и румынские войска. Ставка Верховного главнокомандующего 7 декабря поставила перед командованием Закавказского фронта задачу в двухнедельный срок подготовить и провести десантную операцию и овладеть Керченским полуостровом. План операции, составленный начальником штаба фронта Толбухиным, состоял в том, чтобы одновременной высадкой 51-й и 44-й армий в район Керчи и в Феодосийском порту окружить и уничтожить керченскую группировку противника. В дальнейшем предполагалось развить наступление в глубь полуострова, деблокировать Севастополь и полностью освободить Крым.

Начать операцию планировалось 21 декабря, однако обстановка изменилась: в связи с начавшимся 17 декабря наступлением противника на Севастополь туда были переброшены боевые корабли, транспорт и часть сил Закавказского фронта, предназначавшиеся для участия в операции. Командующий фронтом принял решение проводить десантную операцию последовательно: 26 декабря - на северо-восточном побережье Керченского полуострова, 29 декабря - в Феодосии.

Керченский десант

Утром 26 декабря первые десантные отряды начали высаживаться на берег. Наиболее успешно прошла высадка у Камыш-Буруна. Здесь передовой отряд высадился внезапно, застав противника врасплох. Но следующим отрядам пришлось идти под сильным артиллерийским, миномётным и пулемётным огнём противника. И хотя десантные отряды, двигавшиеся к Эльтигену и Старому Карантину, поддерживали наша артиллерия с Таманского полуострова и огневые средства катеров, высадить удалось лишь небольшие группы. Несмотря на плотный огонь противника, десантники сумели закрепиться на берегу в ожидании подхода подкреплений. Как назло погода испортилась: 27 декабря ветер усилился до 7-8 баллов, поэтому перебросить войска через Керченский пролив оказалось невозможно.

На рассвете 28 декабря, когда немного распогодилось, в район Камыш-Буруна началась переброска остальных отрядов. Высадка была сложной: бойцы прыгали в ледяное море и по грудь в воде шли к берегу. Бойцы гибли не только от пуль и осколков, но и от переохлаждения. Но, несмотря на это, советский десант начал разворачивать наступление в глубь полуострова. Через несколько дней ударил мороз, и большая часть
51-й армии переправилась по льду замёрзшего пролива.

Исторический факт

Среди захваченных флотскими разведчиками 29 января 1941 года документов врага оказался один из первых экземпляров «Директив по руководству экономикой во вновь оккупируемых восточных областях», известных также как «Зелёная папка» Геринга. Впоследствии эти директивы упоминались и цитировались в ходе Нюрнбергского процесса.

«Новогодний подарок» с воздуха

Воздушный десант в составе парашютно-десантного батальона под командованием майора Няшина был сосредоточен на Краснодарском аэродроме.
За восемь суток до начала операции в тылу противника были выброшены небольшие группы разведчиков с радиостанциями, которые передали ряд важных разведывательных данных о положении частей противника.

31 декабря в исключительно неблагоприятных условиях производился взлёт тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3. Вести в облаках самолёты в составе колонны не представлялось возможным, и они стартовали друг за другом с небольшим интервалом. Погода всё ухудшалась, облака становились плотнее, опускались всё ниже, прижимая самолёты к земле. При подходе к району десантирования высотомеры показывали всего 75 метров. Такая высота не обеспечивала безопасное раскрытие парашютов. Штурман самолёта, на котором летел командир парашютно-десантного батальона майор Няшин, на листке полевой записной книжки написал, что нужно возвращаться на базу, так как нет даже минимальной высоты для выброски. Командир принял решение - перед подходом к цели набирать высоту и прыгать из облаков.

А на земле уже вовсю шёл бой. Первые приземлившиеся десантники были обстреляны немецкими автоматчиками, сопровождавшими крупный транспорт с боеприпасами, который следовал в сторону Керчи.

В памяти участников операции сохранится подвиг сержанта Кубарева, который был ранен ещё в воздухе. Гитлеровцы, рассыпавшись по полю и держа парашютиста под обстрелом, начали окружать его, чтобы взять живым. Сержант, подпустив врагов поближе, взорвал две гранаты, уничтожил окруживших его фашистов и погиб сам.

Обходя заслоны и опорные пункты врага, десантники небольшими группами выходили к Ак-Монаю. Собрав основные силы батальона, они в коротком бою полностью уничтожили гарнизон противника и захватили артиллерийскую батарею, прикрывавшую Ак-Монайские позиции на северном фланге. В новогоднюю ночь воздушный десант, выполнив боевую задачу, перешёл к обороне Арабатской стрелки и Ак-Моная.

Высадка в Феодосии

Отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренных миноносцев «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков», а также транспорта «Кубань», 12 сторожевых катеров и двух тральщиков, имея на борту передовую группу десанта, вечером 28 декабря вышел из Новороссийска. При семибалльном северо-западном ветре кораблям удалось скрытно подойти к Феодосийскому порту и застать противника врасплох - боковое заграждение оказалось открытым. Катера, поддерживаемые корабельной артиллерией, устремились ко входу в порт. Штурмовые группы с катеров с боем захватили маяк и заняли причалы, обеспечив вход в порт крупным кораблям, на которых находился передовой отряд десанта. Под интенсивным миномётно-артиллерийским огнём противника первым прорвался в порт и начал высадку десанта эсминец «Шаумян» под командованием капитан-лейтенанта С. И. Фёдорова. За ним в порт вошли и остальные корабли группы.

В крейсер «Красный Кавказ» попало несколько артиллерийских снарядов. Начался пожар, который в течение нескольких минут краснофлотцы потушили. Затем попадание крупнокалиберного снаряда вызвало пожар и в артиллерийской башне крейсера, откуда огонь мог проникнуть в трюм с боезапасом. Это грозило взрывом и гибелью корабля. Но артиллеристы зарядного отделения потушили и этот пожар. Всего за время высадки в корабль попало 17 снарядов и пять мин. Пожар на крейсере вспыхивал восемь раз, но моряки-черноморцы самоотверженно спасли родной корабль от огня.

К 29 декабря части передового отряда десанта овладели портом. В течение дня советские десантники вели ожесточённые уличные бои и к утру 30 декабря полностью очистили от противника Феодосию и прилегающие высоты. В тот же день началась высадка основных сил десанта, которая была закончена к 13 часам 31 декабря.

Итоги

Под угрозой окружения и ликвидации всей вражеской группировки на Керченском полуострове немецкое командование приняло решение срочно вывести оттуда войска, но для этого нужно было пробиться через Ак-Монайские позиции. Гитлеровцам пришлось срочно перебросить в район Феодосии из-под Севастополя 170-ю пехотную дивизию, моторизованный полк и румынскую кавалерийскую бригаду. Немцы не слишком надеялись на союзников, поэтому для укрепления боеспособности румынских частей в их состав были включены офицеры, унтер-офицеры и солдаты тыловых частей немецкой армии.

«Если бы противник использовал выгоду создавшегося положения и быстро стал бы преследовать 46-ю пехотную дивизию от Керчи, а также ударил решительно вслед отходившим от Феодосии румынам, создалась бы обстановка, безнадёжная не только для этого вновь возникшего участка. Решалась бы судьба всей 11-й армии, - вспоминал бывший командующий 11-й армией вермахта Эрих фон Манштейн. - В первые дни января 1942 года для войск, высадившихся у Феодосии и подходивших со стороны Керчи, фактически был открыт путь к жизненной артерии 11-й армии - железной дороге Джанкой - Симферополь. Слабый фронт охранения, который нам удалось создать, не мог бы устоять под натиском крупных сил».

2 января 1942 года советские войска полностью заняли Керченский полуостров. Однако воспользоваться слабостью противника в полной мере не удалось: наступавшая от Керчи 51-я армия продвигалась вперёд недостаточно быстро, а 44-я армия от Феодосии основными силами двинулись не на запад, а на восток, навстречу 51-й армии. Это позволило противнику создать заслон на рубеже западнее Ак-Моная.

Керченско-Феодосийская десантная операция стала одной из самых крупных морских десантных операций Великой Отечественной войны. Она завершилась изгнанием противника с Керченского полуострова и созданием 28 января нового - Крымского - фронта. Несмотря на то, что цели операции были достигнуты лишь частично, она имела большое военно-политическое и оперативное значение, что вынужден был признать даже противник. В результате операции в Крыму был захвачен важный оперативный плацдарм, враг потерял возможность через Керченский полуостров вторгнуться на Кавказ и был вынужден прекратить наступление под Севастополем.

Начался новый этап войны. До Победы оставалось ещё более трёх лет.

Свидетельствует генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн:

«Высадка советских войск на Керченском полуострове, предпринятая в тот момент, когда решался исход боя на северном участке Севастопольского фронта, как вскоре оказалось, не была просто манёвром противника, рассчитанным на отвлечение наших сил. Советские радиостанции сообщали, что речь идёт о наступлении с решительной целью, с целью возвращения Крыма, проводимом по приказу и по планам Сталина. Как было объявлено по радио, борьба будет закончена только уничтожением 11-й армии в Крыму, и то, что эти слова не были пустой угрозой, вскоре было подтверждено большой массой войск, брошенных в это наступление. В этом обстоятельстве, как и в том, что противник расходовал силы, ни с чем не считаясь, чувствовалась жестокая воля Сталина».

Историческая справка

В состав десанта были включены восемь стрелковых дивизий, две стрелковые бригады, два горнострелковых полка - всего 82 500 человек, 43 танка, 198 орудий и 256 миномётов. Для их обеспечения привлекалось 78 боевых кораблей и 170 транспортных судов Черноморского флота и Азовской военной флотилии.

Десанту противостояла часть войск 46-й дивизии
(42-го армейского корпуса 11-й армии) вермахта, 8-я румынская кавалерийская бригада, 4-я горнострелковая бригада, а также два полка полевой и пять дивизионов зенитной артиллерии.

Общие потери наших войск в ходе операции составили 40 тысяч человек, из них более 30 тысяч - убитыми, замёрзшими и пропавшими без вести.

Николай ФИЛИППОВ.