Константин Затулин: Янукович не прошёл точку невозврата в отношениях с Россией и Юго-Востоком

22 Декабрь 2011 917

Ответы известного российского политика на вопросы читателей РИА «Новый регион» о взаимоотношениях нынешних властей Украины и России, пророссийских лидерах на Украине, судьбе города-героя Севастополя, возможности двойного гражданства и многом другом.

Сан Саныч, Крым: Благодаря русским избирателям и Янукович, и его партия сегодня у вла­сти. Но ни обещанного русского государственного, ни полноценного союза с Россией нет. Как вы считаете, не пора ли России вести себя по отношению к этой бандеро-европейской власти более адекватно? Заранее благодарен. И очень хотелось бы почаще видеть вас у нас в Тавриде.

Затулин: В официальной программе Партии регионов, с которой та шла на выборы, есть и государственность русского языка, и федеративное переустройство Украины, и возвращение к Единому экономическому пространству с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Просто я пока не уверен, что эта власть Украины, несмотря на всем известные потери рейтинга на юге и востоке, прошла точку невозврата в отношениях с русским и русскоязычным избирателем, а тем более с Российской Федерацией. Кому будет выгодно, если мы примемся величать действующую власть Украины «бандеро-европейской»? На всех съездах Партии регионов, на которых я присутствовал, даже когда она была в оппозиции, в качестве почётного гостя находился не только российский, но и американский посол. Надо полностью уступить ему аудиторию?

Александр, Таврида: Константин Фёдорович, как вы считаете, есть ли на Украине действительно пророссийский политиче­ский лидер, за которым можно было бы идти дальше на сближение с нашей второй Родиной - Россией? Вы лично кого-нибудь видите?

Затулин: Вопрос о «действительно пророссийском политическом лидере», как и о действительно пророссийской политической силе на Украине, имеет в современных реалиях деликатный характер. Политическая консолидация пророссийских сил в форме движения, а не партии, конкурентной Партии регионов, была весьма актуальна и даже стояла в плане действий весной - летом 2009 года. Но сама идея развёртывания такого движения - даже для возвращения временно утраченного Януковичем избирателя перед выборами, - была тогда встречена руководством регионалов очень настороженно, конфронтационно. В 2010 году, после победы Виктора Януковича, лозунг «Русские и русскоязычные, русскокультурные Украины, объединяйтесь!» был отложен. Сейчас он вновь обретает актуальность. Я вижу политиков, способных претендовать на роль лидеров русского движения Украины. Но в силу причин, мною выше изложенных, считаю преждевременным обсуждать их кандидатуры.

Николай, Донецк: Константин Фёдорович, почему в Донецке до сих пор нет консульства Российской Федерации? Почему у нас представители посольств Чехии, Литвы, Германии бывают чаще, чем российские представители? Неужели в Москве нет пони­мания того, что от геостратегического выбора Донецка в итоге и зависит выбор Украины в целом?

Александр, Белогорск, Крым: Константин Фёдорович, не пора ли России серьёзно заняться пророссийской политикой на Юго-Востоке Украины и в пока ещё русском Крыму?

Затулин: Надеюсь, вы не упрекнёте в нежелании встречаться в Крыму с русскими меня, как представителя Государственной Думы, или ещё совсем недавно Юрия Лужкова, мэра Москвы? Нам удалось в конце концов сделать модным присутствие официальных лиц из России на июньском фестивале «Великое русское слово» - в этом году до этого снизошёл даже Борис Грызлов. Но в принципе вы правы, встречаться надо чаще - это подвигает к результату. Консульство России в Донецке, конечно, нужно. Не уверен, что во времена Ющенко было бы возможно его открыть. Может быть, матчи «Евро-2012» в Донецке подтолкнут? Хотя при всём уважении к «выбору Донецка» «выбор Луганска» до сих пор казался мне более правильным.

Наблюдатель, Севастополь: Кого в Севастополе можно считать выразителем русской идеи, русского культурного слоя, при этом пользующегося авторитетом и популярностью у местного населения, а не только у москов­ской политэлиты?

Вячеслав, Севастополь: Каково положение по отношению к российским соотечественникам в Крыму, будет ли Россия ставить вопрос переоснащения флота ЧФ, или это всё так, лишь бы было присутствие и влияние на военно-морской базе, не пустить НАТО?

Юрий, Севастополь: Извините, но ни от партии Миронова, ни от президентов на мои вопросы о предательстве по отношению к национальной истории России - Севастополя и его жителей, служивших верой и правдой государству, а теперь брошенных Отчизной, и которых с каждым годом всё меньше, вышеназванные руководители не ответили. Так может вы объясните, что севастопольцам нужно было идти по пути Абхазии, чтобы вернуться вместе с символом-городом на Родину? И почему России не нужны военные пенсионеры (которые принимали присягу один раз) и символ её истории - Севастополь?

Затулин: Нахождение Севастополя за рубежом Российской Федерации - квинтэссенция несправедливости в историческом процессе распада Советского Союза. В 1991-1999 годах, до подписания и ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между РФ и Украиной, можно и нужно было найти другое решение для Севастополя и севастопольцев. Конечно, любая договорённость между Россией и Украиной о судьбе Севастополя после 1991 года неминуемо носила бы компромиссный характер.

Я, например, предлагал такой вариант: подтвердив существующую де-факто принадлежность Севастополя Украине, передать весь город и прилегающие территории в границах Украины в долгосрочную (50, 99 лет) аренду РФ (подобный подход реализован у нас в договоре с Казахстаном, касающимся аренды Россией космодрома Байконур и прилегающего города Ленинска, ныне - города Байконура). Это был бы компромисс, в соответствии с которым мы не нарушали бы принцип территориальной целостности независимой Украины, а она в свою очередь передачей Севастополя в аренду подтверждала реальное положение вещей, снимала бы таким образом вопрос о нахождении Черноморского флота.

Увы, во времена Ельцина добиться этого оказалось невозможным: руководство страны не давало поручений и не создавало условий для переговоров в нужном ключе, а дипломаты не проявляли настойчивости. Реализованный вариант с арендой 5% территории Севастополя для нужд Черноморского флота при том что раздельного базирования ЧФ и ВМС Украины в разных портах, как планировалось, отстоять не удалось, потенциально порождает многочисленные большие и малые конфликты.

В президентство Ющенко в августе-сентябре 2008 г. дело чуть не дошло до прямой конфронтации. Не хочу желать Крыму и Севастополю повторения судьбы Абхазии, хотя бы потому, что это связано с кровопролитием и жерт­вами. Однако борьба за права и свободы города и горожан остаётся актуальной для Сева­стополя - единственного города на Украине, который лишён права выбора своего главы именно потому, что в нём сильны пророссийские симпатии и стоит Черноморский флот. Допускаю, что военные пенсионеры Черноморского флота могут показаться лишними чиновнику, но без них русский народ неполный, вот почему своё предложение о двойном гражданстве для России и Украины я всегда аргументировал примером их положения.

В существующих условиях считаю необходимым всячески поддерживать дух и симпатии сева­стопольцев к России, естественные для настроений населения в главной базе Черноморского флота, поощрять желание российских граждан, городов и областей всей России оказывать помощь севастопольцам, инвестировать в развитие городской инфраструктуры, реализовывать совместные экономические планы. Не говоря уже о необходимости обеспечивать высокую боеготовность и качественный уровень базирующегося в Севастополе Черноморского флота Российской Федерации.

К сожалению, для этого пока делается недостаточно. Но проблема осознана - анонсировано обновление кораблей ЧФ. Несмотря на сбои, вызванные переменой власти в Москве, шефство москвичей над частями и подразделениями ЧФ, московская программа поддержки ветеранов флота официально подтверждены. Со своей стороны наш Институт стран СНГ, учредивший в Севастополе «дочку» - «Институт стран СНГ в Севастополе», будет и впредь следить за реализацией этих планов, принимать участие в разработке новых сфер взаимодействия, привлекать внимание российского общества к проблемам Севастополя и ЧФ.

Между прочим, каждый год, вот уже пять лет подряд, накануне Дня ВМФ России наш институт вместе с теннисным клубом «Большая шляпа» организует проведение международного теннисного турнира «Большая бескозырка», собирает средства и закупает оборудование для детских больниц города и нужд подразделений Черноморского флота.
И хотя прежние власти Украины меня самого трижды не допускали к участию в этих соревнованиях, убеждён, что наш спортивный праздник - маленькая демонстрация нашей любви к Севастополю и Черноморскому флоту - будет продолжаться.

Отдаю должное деятельности нынешней (Владимир Яцуба) и прошлой (Валерий Саратов) государственной администрации города Севастополя. Валерий Саратов, коренной севастополец, многолетний руководитель мест­ного отделения Партии регионов и председатель городского Совета депутатов, вынужден был работать в трудные годы и вскоре, как я и предполагал, вступил в конфликт с тогдашними назначенцами Виктора Ющенко Сергеем Куницыным и Владимиром Казариным. Борьба за интересы горожан и с эмиссарами Ющенко была непростой. Но и в этой борьбе одерживались знаковые победы. Наибольшее впечатление на меня произвела реализация народной инициативы по созданию мемориала на месте брат­ского кладбища - развалин
35-й батареи. Грандиозный эффект всегда производили патриотические севастопольские байк-шоу, осуществить которые без поддержки граждан и вла­стей города, конечно, было бы невозможно.

Вадим, Русская Таврида: Хочу спросить, почему у нашей Родины России нет двойного гражданства с Украиной? В Тавриде - недвижимость, имущество, рождение, а в России - родственники, недвижимость, отобранная Родина. Если не изменяет память, с Израилем в этом плане всё в порядке. Странно, да? Когда интернационалисты Путин и Медведев осознают, что мы тоже сила и готовы служить Отчизне?

Затулин: Считаю, что в интересах российских соотечественников на Украине развитие института двойного гражданства с Россией. До сих пор власти Украины категорически отказывались от этого, а подчинённые Виктора Ющенко, ссылаясь на нормы украинских законов, даже пытались выявлять и преследовать всех тех, кто добился на практике двойного гражданства. Власти сами себя запугивают тем, что граждане Украины с дополнительным, российским, паспортом в кармане выйдут из подчинения украинскому государству. Я так не думаю, если, конечно, само украинское государство не будет пытаться продолжить порочную политику «Украина для украинцев».

К сожалению, и российские власти до сих пор не прилагали серьёзных усилий к обсуждению этих проблем на двустороннем и многостороннем уровне, в рамках СНГ. Именно поэтому я и внёс в Госдуму законопроект, позволяющий упростить и по сути обеспечить возможность двойного гражданства для соотечественников, продолжающих жить за рубежом и не готовых по той или иной причине отказаться от гражданства страны проживания. Для меня важно, что в ходе развернувшейся по этому вопросу полемики на Украине некоторые из руководителей Партии регионов высказались в поддержку моего предложения. Это внушает надежду на изменение прежней позиции Украины.

Каленюк Стелла, проживает в Израиле: Все предали Крым, за что воевала моя мать, мои родные. Какое отношение имеет Крым к Украине, как можно было отдать море, порты?

Затулин: Мне кажется, я понимаю вашу горечь. Терять море, порты, Крым тяжело, ещё тяжелее терять людей, а мы их потеряли и продолжаем терять. Вот вы, например, - не в Крыму и не в России, а в Израиле. Оттуда, конечно, виднее, какие мы «преступники». Что-то надо выбирать: либо разбираться и называть настоящих преступников поимённо, либо без особых разборов признать общую вину - и мою, и вашу. Однако гораздо важнее искать выход из положения и помогать своим современникам, соотечественникам в Крыму. Пытаюсь этим заниматься из России. А вы, из Израиля, не поможете?

Александр, Одесса: Я хотел услышать ответ от Маркова (партия «Родина»), Царькова (народный депутат Украины от КПУ), Матвейчука (губернатор Одесской области), но никто не дал мне ответ, одни ушли в сторону, другие вообще отмолчались. А вопрос у меня такой. Все заинтересованные лица опираются на понятие «интернационализм».
В моём понятии интернационализм - это уважение других народов в местах их проживания, оказание им помощи в их местах проживания и другое, но непо­средственно в местах их проживания. А сегодня в место моего проживания - Одессу - хлынул поток мигрантов, как легальных, так и нелегальных. Эмигранты из Азии, Африки, с Кавказа, Ближнего Востока сплошным потоком вливаются в страну. Занимают рабочие места, занимают жильё, выдавливают людей из их мелкого бизнеса, насаждают свою религию, выдавливая христианство... Выдавливают коренное население из страны. Результат - постоянное снижение рождаемости у коренного населения. Насаждают свои обычаи. Страна (власть) абсолютно ни в каких вопросах не защищает своих граждан, даже наоборот - чиновники наживаются на мигрантах и как результат - низкие показатели борьбы с незаконной миграцией. Какой процент мигрантов от общего количества населения в стране развалит государство Украина? Почему Украина не защищает законно своих граждан от дикой миграции и не ограничивает количество мигрантов?

Затулин: В ваших словах много справедливого. Разделяю вашу оценку ситуации. Но вопросы, вами мне заданные, - не по адресу. Не берусь высчитывать критический процент мигрантов для Украины. Но думаю, что мигранты Украину не развалят. Хотя напряжённость, особенно в таких вольных городах, как Одесса, создают. Украина не защищает своих граждан от дикой миграции, так как не задумывается всерьёз о её последствиях, путается в национализме и интернационализме, как и Россия. К тому же Украина, в отличие от России, стучится в двери политкорректной Европы, а там до самого по­следнего времени отношением к мигрантам было принято измерять уровень демократии в конкретной стране. Сейчас эта мода внутри Европы прошла, но от кандидатов в Европу по инерции продолжают требовать по полной программе.

Борис, Севастополь: Кто, по вашему мнению, из состава партийного списка партии «Единая Россия» мог бы войти в состав Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками? Какие пожелания вы бы оставили будущему составу комитета?

Затулин: Уважаемый Борис! У меня, конечно, есть своё представление о нынешнем партийном списке «Единой России».
Я уже как-то выделял в числе тех, кто стал депутатом по списку «Единой России», Вячеслава Никонова и Алексея Пушкова. Оба они хорошо известны своими выступлениями и комментариями на темы внешней политики. Вопрос лишь в том, согласятся ли они, как я, полностью уйти в этот монастырь - СНГ с учётом того, что председательство в комитетах по международным делам и по делам СНГ в этом парламенте будет отдано другим фракциям - ЛДПР и КПРФ?

К слову, если передача Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками к КПРФ с точки зрения интересов дела не вызывает у меня какого-либо отторжения (тем более что речь идёт о переходе к КПРФ от ЛДПР), то контроль ЛДПР над Комитетом по международным делам, да ещё и конкретный известный мне кандидат на эту роль ничего хорошего не сулит. Конечно, если вопреки распространённому мнению уважать парламент как институт власти.

Надеюсь, что будущий состав Комитета по делам СНГ, в котором я работал в общей сложно­сти десять лет, найдёт в себе силы переломить тенденцию ползучей деградации думских институтов в осуществлении внешней политики. Многое надо возрождать или начинать заново: и спрос с дипломатов, и работу с экспертами и общественностью, проведение парламентских слушаний и так далее.

Хочется верить, что не будут заброшены предложения, в том числе мои, по улучшению работы с соотечественниками за рубежом и расширению их прав и возможностей в России.

Дмитрий, Киев: Каким вы видите своё политическое будущее? Какие цели для себя ставите на ближайшую перспективу?

Затулин: В ближайшее время собираюсь хорошенько выспаться на Новый год. Продолжу работать в Институте стран СНГ, завершу работу над книгой по Украине. Не собираюсь стоять в стороне от нынешних событий в России: не хотел бы снова наблюдать развал страны. Надеюсь, что Владимир Путин, все мы вместе этого не допустим. Может быть, придётся вернуться на государственную службу. В моей семье всегда служили, но никогда не прислуживали.

РИА «Новый регион - Киев».

(Публикуется в сокращении).