Романтика и будни крымской контрразведки

На секретном объекте иностранных разведчиков взяли с поличным, а в Ялте сотрудники КГБ и ЦРУ пожали друг другу руки

21 Декабрь 2011 1021
Владимир Алимов.
Владимир Алимов. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

20 декабря 1917 года постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), первым председателем которой был Феликс Дзержинский. Затем последовала череда переименований: ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ и наконец - КГБ СССР. Но как бы ни менялись вывески, функции людей, работавших в этих организациях, оставались неизменными. Они охраняли великую страну под названием СССР от посягательств на её государственный строй и суверенные права. Наш собеседник - полковник Владимир АЛИМОВ, начальник отдела контрразведки управления КГБ УССР по Крымской области с 1985-го по 1990 год.

«Подвиг разведчика»

- Ваша профессия - это судьба?

- В детстве я питал склонность к литературе, однако судьба распорядилась иначе. После окончания юридического факультета Харьковского института работал следователем в милиции в Симферополе. Однажды в дверь нашей квартиры позвонили. Это был сотрудник КГБ Фёдор Толкачёв. Меня словно током прошибло: вроде ничего такого не натворил. Собеседник успокоил: вы подходите по всем показателям для работы в КГБ. Нужен человек для работы за границей. Толкачёв предложил всё взвесить, прежде чем дать окончательный ответ.

- Как восприняли это ваши родственники?

- Мать испугалась, сразу в слёзы.

- Что же повлияло на положительное решение?

- Романтика разведки. Мне очень нравились фильм «Подвиг разведчика», книга об одном из выдающихся разведчиков XX столетия Рихарде Зорге.

- Какой оказалась реальность?

- Меня учили психологии, стрельбе из различных видов оружия, иностранному языку и многому другому. Но затем обстоятельства изменились, и меня оставили работать в Симферополе в контрразведке. В обязанности входила борьба со спецслужбами противника: США, Западной Германии, Франции, Англии и других стран.

- КГБ следил за вся и всеми?

- В группах, которые выезжали за рубеж, были сотрудники КГБ, но то, что сотрудники ведомства будто бы следили, кто сколько водки выпил и кому как подмигнул, не более чем обывательский миф. В первую очередь нас интересовали группы, в составе которых находились люди, обладавшие ценной, с точки зрения иностранных спецслужб, информацией. Например, научные работники, люди, имеющие отношение к стратегическим разработкам, поскольку иностранные спецслужбы могли пойти на вербовку таких кадров.

- Какие были способы вербовки?

- В основном предлагали деньги или шантажировали компроматом. Например, могли пригласить в стриптиз-клуб, а в конце вечера объявить такую сумму за это удовольствие, которую не позволяли оплатить скудные
командировочные. Хозяева заведения вызывали полицию, где «клиента» уже ждали сотрудники спецслужб.

«Жучок» из дипломата

- Во времена СССР в Крым летом прибывало около девяти миллионов туристов. Как вычислить разведчика?

- Прежде всего он должен проявить себя. К примеру, сделать остановку рядом с одним из военных объектов. На первый раз это могло оказаться простой случайностью. Но если человека обнаруживали у следующего объекта, это было сигналом, что, вероятно, интерес этот непростой.

- Как обнаружить завербованного агента?

- Например, вы работаете на объекте с определённой степенью секретности и вдруг начинаете интересоваться другим объектом, который к вашей работе не имеет никакого отношения. Через некоторое время обнаруживается, что вы завели знакомство с кем-то из его работников, может быть, даже подружились. И это - «звонок» для контрразведки.

- Под какими «легендами» обычно приезжали в Крым иностранные разведчики?

- Полковник Василий Беляков был первым, кто смог вычислить и задержать иностранного разведчика, прибывшего в Крым под видом автотуриста. Хотя обычно разведчики прибывали на полуостров под дипломатическим прикрытием. Заранее заявляли маршрут, по которому будут следовать, и объекты, которые собираются посетить. В основном достопримечательности - дворцово-парковые комплексы на ЮБК.

- Но ведь в Крым их тянула явно не туристическая экзотика....

- Безусловно. Вдоль железной дороги от Симферополя до Москвы было расположено немало военных объектов. Иностранцы во время путешествия вели визуальную разведку. Фиксировали в блокнотах и с помощью специальной техники всё увиденное.
В самом Крыму находился, например, объект особой важности - Кизил-таш (Красный камень, район Судака), где хранился ядерный боезапас Черноморского флота СССР, в Симферополе - цех №19 завода «Фотон», связанный с космической отраслью, завод «Фиолент», выпускавший оборудование для подводных лодок, не говоря уже о городе-герое Севастополе.

- Какие, кроме визуальных, применяли способы разведки?

- Например, поначалу мы не могли понять, почему иностранцы так любят останавливаться на обочинах крымских дорог и устраивать долгие пикники. На первый взгляд ничего необычного в этом не было, но вдоль дорог проложены различные коммуникации, в том числе кабели секретной связи. Мы обнаружили в земле у кабеля металлическую «стрелу». Пока шёл пикник, «жучок» выстреливал на глубину залегания кабеля, и с помощью специального оборудования, установленного на автомобиле, с него считывалась информация.

Интернет для Штирлица

- Сталкивались ли с коллегами из спецслужб других стран?

- Во время визита в Крым в мае 1972 года президента США Ричарда Никсона, подписавшего в Ялте с Леонидом Брежневым договор ОСНВ-1 (договор о нераспространении стратегических наступательных вооружений).
В ресторане гостиницы «Ореанда» не было свободных мест. Нам всё же удалось отыскать столик в одном из баров, и тут к нам подсели американцы. Всё произошло быстро: «Вы из КГБ?» - спросили они. «Да», - ответили мы. «А мы из ЦРУ». Вот так неожиданно познакомились и пожали друг другу руки.

- О чём говорили?

- Американцы рассказали, что Никсон положительно настроен по отношению к СССР. Жене президента США нравятся исторические достопримечательности Ялты, и она хотела бы посетить церковь в городе.

- Приходилось ли участвовать в операциях по поимке иностранных разведчиков в Крыму?

- Я был одним из руководителей такой операции. Разведчики пытались проникнуть на секретный военный объект на побережье. Иностранные гости прибыли в гостиницу в Симферополе с чемоданами. Из гостиницы вышли уже налегке. Разведывательную аппаратуру закрепили под одеждой. На железнодорожном вокзале они зашли в туалет. Прошло время, однако назад не вышли. Мы бросились обыскивать вокзал и опрашивать таксистов. Как выяснилось, потеряли разведчиков потому, что они довольно ловко переоделись. Из вывернутых наизнанку курток получились фуфайка и длинный плащ. На головах - шапки-ушанки.

- Как удалось их обнаружить?

- Почти как в известной шпионской комедии «Высокий блондин в чёрном ботинке». Наша сотрудница запомнила, что иностранцы были в коричневых ботинках. Мы вычислили частника, с которым они договорились, чтобы тот отвёз их в город, где был расположен объект. Организовали наблюдение на трассе, а на объекте гостей уже ждали. Чтобы заманить их, заблаговременно убрали предупредительные знаки «Запретная зона». В тот день на объекте проводили манёвры с использованием военной техники, что и привлекло иностранцев. Запись их «экскурсии» велась на видео. Это было сделано впервые, и об этом мы потом лично докладывали председателю КГБ СССР Юрию Андропову. Гости, побродив полчаса около объекта, решили возвращаться. Однако неожиданно для себя обнаружили, что там, где они спокойно прошли, появился запрещающий знак, а рядом как из-под земли вырос патруль. Объяснить факт своего пребывания в запретной зоне они не смогли. Тогда прапорщик, боевой парень, со словами «Так вы, наверное, шпионы!» сорвал с непрошеных гостей плащ и куртку. Аппаратура упала на асфальт. Разведчиков взяли с поличным. В посольство о результатах своей «миссии» они доложили лаконично: «Мы попались».\


        Владимир Алимов во время службы в КГБ.

- Прямо как в кино. Кстати, а сколько, на ваш взгляд, правды в фильмах о разведке?

- Процентов 80%. Ведь многие фильмы основаны на реальных событиях. У киношных героев в жизни были реальные прототипы. За примерами далеко ходить не надо: Рихард Зорге и Ким Филби - реальные сотрудники разведки, о которых сняты художественные фильмы.

- И Штирлиц из «Семнадцати мгновений»?

- Конечно. У него в жизни тоже был прототип.

- Если бы в то время у Штирлица был Интернет, могло бы это изменить модель работы спецслужб?

- Интернет позволяет ускорить сбор и анализ необходимой информации. Однако цели работы контрразведки - выявление и обезвреживание агентов спецслужб иностранных государств - остаются прежними. Контрразведчик работает прежде всего с людьми. И эту работу за него не сможет сделать даже самая совершенная техника.

Инфодосье «КП»

Родился 22 нюня 1939 года в Новороссийске. Играет на аккордеоне и любит петь песни в компании друзей, читает стихотворения Пушкина, Вознесенского, Евтушенко. Любимое блюдо - борщ, из спиртных напитков предпочитает русскую водку. Регулярно смотрит выпуски новостей на украинских и крымских телеканалах, политические ток-шоу и вместе с внуком - программу «Самый умный». В людях ценит порядочность, честность, коммуникабельность.

Алексей ЕРМОЛИН.