«Урал» для Юрия Никулина

17 Декабрь 2011 711

Завтра исполняется 90 лет со дня рождения великого артиста Юрия Никулина. Казалось бы, о человеке, сыгравшем немало ролей в кино и зажигавшем клоунскими репризами не одно поколение, известно если не всё, то очень многое. Но, как выяснилось, в его творческой биографии есть и малоизвестные факты. Например, история циркового болида известного советского бренда «Урал», изготовленного на мотоциклетном заводе в городе Ирбит специально для Никулина. Наш корреспондент побывал в заводском музее.

Старейший уральский город Ирбит, основанный в 1631 году, сделал известным на весь мир - что бы вы думали? - мотоцикл. Он в качестве необычного геральдического знака изображён на гербе города. Ирбитский мотоциклетный завод за 70 лет существования произвёл более трёх миллионов мотоциклов «Урал». Всё началось в конце 30-х годов XX века, когда возникла необходимость обеспечить Красную Армию мототехникой. Специально для Московского мотоциклетного завода скупали модели мотоциклов со всего мира. В итоге выбор прототипа для советского М-72 пал на BMW «R71», как на один из самых прогрессивных для того времени.
В Москву привезли пять таких мотоциклов. Один отдали для анализа конструкторам, другой - технологам, третий - металлургам, четвёртый - сборщикам. Пятый оставили эталонным. В самом начале войны разработка и производство мотоциклов М-72 велась активными темпами, но после того, как немцы подошли к Москве, завод эвакуировали в Ирбит. Во время эвакуации эталонный мотоцикл везли на крыше вагона, поскольку внутри не было мест: там размещался конструкторский отдел.

В феврале 1942 года завод выпустил первую партию мотоциклов М-72. В 1943 году на фронте уже использовали более ста мотоциклов «Урал». В 1950-м заводом был выпущен 30-тысячный мотоцикл, после чего «Уралы» стали доступны населению. Ещё через несколько лет их стали поставлять для полиции и армии стран Восточной Европы. Сегодня в музее боевой и трудовой славы завода в Ирбите около 90 моделей мотоциклов. Модели-старожилы, выпущенные до 1942 года, музейные работники называют «великолепной шестёркой», поскольку, несмотря на почтенный возраст, у них сохранилось до 90% «родных» комплектующих. Каждый мотоцикл по-своему уникален. Например, Royal Enfield «J» (год выпуска - 1936-й) знаменит тем, что принимал участие в первом мотокроссе в Ирбите 25 июня 1944 года. А последняя военная модель вермахта - BMV «R75» (год выпуска - 1941-й) была изготовлена специально для африканского корпуса немецкого генерала Эрвина Роммеля.

Осенью 1995 года на завод позвонил Юрий Никулин. Он попросил изготовить два мотоцикла-одиночки «Урал» специально для циркового номера. На арену цирка под «тяжёлую» рок-музыку выезжали два мотоцикла, оборудованные специальными подножками, рулями и сиденьями для исполнения акробатических номеров. Чтобы они ярко смотрелись в лучах прожекторов, их металлические части были хромированными. Заказ был выполнен в срок, но заводчане схитрили: вместо двух изготовили три аппарата, один из которых сейчас находится в музее.

С 1996 года завод начал выпуск настоящих байкерских моделей. Одну из них, мотоцикл в стиле ретро «Кобра», байкеры забраковали из-за жёсткого сиденья: мол, это не для наших дорог. Мотоциклов этой модели выпущено 16. Два остались в музее, а остальные переехали в Великобританию. Спортивные мотоциклы М-52С и С-51 были изготовлены для шоссейно-кольцевых гонок. Причём последняя модель была выпущена лишь в трёх экземплярах.

С фотографий на музейных стендах гостям улыбаются очаровательные девушки. Однако это не фотомодели, а работницы завода, изготавливавшие военные, спортивные, цирковые и байкерские мотоциклы.

Алексей ЕРМОЛИН.

Фото Александры ВОРОБЬЁВОЙ.