У страха пенсии невелики

13 Декабрь 2011 918

С 1 октября в стране стартовала пенсионная реформа, о которой наша газета рассказывала не раз. Пока проходит первый её этап - усовершенствование солидарной пенсионной системы. Видимо, совершенствуется она весьма активно, раз украинские и крымские эксперты решили поговорить уже о втором уровне реформы и собрались на заседание за «круглым столом».

Без дефицита

Напомним основные новации пенсионной реформы на Украине. Во-первых, женщины теперь выходят на пенсию не в 55, а в 60 лет, но поэтапно: повышение пенсионного возраста запланировано на шесть месяцев ежегодно. Кроме того, предусмотрен трёхлетний переходный период, во время которого женщины смогут выбирать, по каким правилам им выходить на пенсию: по старым или по новым. Во-вторых, чтобы получать пенсию, придётся работать на десять лет больше (мужчинам, например, потребуется тридцать пять лет трудового стажа вместо двадцати пяти, женщинам - тридцать вместо двадцати). В-третьих, при выходе на пенсию её размер будет рассчитываться из средней зарплаты не за один, как раньше, а за три предшествующих года.

Пенсионная реформа предполагает введение системы второго уровня - общеобязательного накопительного пенсионного страхования. Накопительный пенсионный фонд начнёт работу после того, как Пенсионный фонд Украины станет бездефицитным. Правительство считает, что это произойдёт в 2013 году. Во втором уровне пенсионной системы смогут участвовать украинцы, которым на момент её введения исполнится не более 35 лет. Начальный страховой взнос - два процента с последующим ежегодным повышением на один процентный пункт до семи процентов. На первых порах администрировать страховые взносы накопительной системы будет Пенсионный фонд, однако через два года участники накопительной системы смогут выбирать негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которых будут накапливаться их пенсионные средства.

Долой «бумажные» гарантии!

«Частный», или третий уровень пенсионного обеспечения существует на Украине с 2003 года. 95% пенсионных взносов делают за своих сотрудников предприятия, доля граждан - чуть более 4%, предпринимателей - 0,02%.

- Большинство из нас привыкло, что деньги необходимо вложить туда, где обещают высокие проценты, призы, дополнительные услуги, а потом дрожать при любом упоминании в новостях финансового учреждения, где лежат ваши кровные. По-другому и быть не может, поскольку у банка или страховой компании есть директора и владельцы, на политику которых никто из нас повлиять не может, а гарантии по вкладам являются «бумажными». Вспомните перипетии с гарантиями вкладчикам Сбербанка СССР и Госстраха, - пояснил в ходе заседания, организованного Министерством социальной политики АРК, президент Академии пенсионной реформы Олег Лиховид.

По словам эксперта, с накопительной пенсионной системой и в частности негосударственным пенсионным фондом отношения будут «совершенно иные».

- Политику НПФ определяет единый орган - совет фонда. То есть нет необходимости доверять фонду, которым управляют незнакомые люди. Более того, пенсионеры смогут объединяться и сами направлять в совет фонда доверенных представителей. Объединяться можно в рабочих коллективах, общественных организациях, если их уставная деятельность не противоречит участию в негосударственных пенсионных фондах. Главное, чтобы интересы определённой группы граждан кто-то представлял и контролировал в совете фонда. Пусть это будут ваши соседи, коллеги, друзья, но никак не «далёкие» чиновники или профсоюзные боссы, либо люди, которых вы просто не знаете лично, - предложил Лиховид.

- Главная проблема рынка НПФ - низкий уровень образованности граждан. Очень мало людей знают, что такое существует, и ещё меньше - как это работает, - считает управляющий директор компании по управлению активами Dragon Asset Management Андрей Золотухин.

Однако и работодатели не торопятся платить за своих сотрудников.

- Сегодня ни у одной финансово-промышленной группы Украины нет корпоративного НПФ, и практически ни одна не участвует в существующих открытых пенсионных фондах, - отметил вице-президент компании КИНТО Виталий Мельничук.

По мнению экспертов, предприятия отказываются сотрудничать с негосударственными пенсионными фондами из-за боязни «засветить» реальную зарплату, предпочитая минимизировать налоги и работать «в тени».

Во многих странах взносы в НПФ физического лица или его работодателя освобождаются от налогообложения. У украинских вкладчиков возникает вопрос: зачем платить налоги со своих сбережений в НПФ, если депозит в банке не подвержен налогообложению?

- На Украине ввели ограничения по сумме, которую физическое лицо может без уплаты налогов инвестировать в негосударственные пенсионные фонды. Сегодня с первоначальных 140 она выросла до тысячи гривен, - пояснил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Участники украинского рынка НПФ считают, что пенсионная реформа сдвинет ситуацию с мёртвой точки. Их главный аргумент: введение второго уровня и создание накопительного фонда станут стимулом для притока участников.

Языком цифр

По данным Госфинуслуг, в первом квартале в негосударственных пенсионных фондах Украины было сконцентрировано 1,2 миллиарда гривен активов, что составило 0,11% ВВП. Для сравнения: в России - около 2%, Чили - более 60%, США - 104% ВВП.

Пенсионный «бонус»

По словам заместителя главы Лиги страховых организаций Украины Александра Залётова, сегодня доля вкладов в НПФ людей в возрасте 40-55 лет составляет почти 40%, 25-40 лет - более 38%. Советник главы правления Пенсионного фонда Украины Борис Соболев отмечает, что в НПФ граждане смогут получать повышенные пенсии за счёт доходов от вложения накопленных денег в различные коммерческие проекты.

Официально

По словам вице-премьера Украины Сергея Тигипко, правительство намерено минимизировать риски от уменьшения размера единого социального взноса и снижения поступлений в бюджет Пенсионного фонда за счёт легализации зарплат и создания фонда будущих поколений, в котором будут аккумулироваться средства от приватизации и продажи государственных земель.

А как у них?

Некоторые эксперты полагают, что Украине подходит пенсионная модель, внедрённая в 80 годах экс-диктатором Чили генералом Аугусто Пиночетом. Суть её в том, что средства граждан из солидарной системы перетекают в негосударственные пенсионные фонды, которые взяли на себя функцию второго накопительного уровня. Денежные выплаты, осуществляемые фондами, финансируются из поступлений страховых взносов, связанных с зарплатой, а также за счёт доходов и резервов, созданных накопленным капиталом. Результат зависит от соотношения роста средней зарплаты и процентной ставки на рынке ссудного капитала. Чем больше процентная ставка превышает процентное увеличение заработной платы, тем выше при прочих равных условиях уровень пенсионного обеспечения. В итоге можно получить от 20 до 70% от последнего дохода.

Система, основанная на идеях нобелевского лауреата, экономиста Милтона Фридмана, доказала свою жизнеспособность. Сегодня пенсионный фонд Чили - один из крупнейших финансовых инвесторов на планете, владеющий в том числе 6% акций российского «Газпрома».

Алексей ЕРМОЛИН.