Миссия: реорганизовать и убить?

13 Декабрь 2011 955
Так кому выгодно, чтобы таких детей было больше?
Так кому выгодно, чтобы таких детей было больше?

2011 год стал для уникального республиканского учреждения «Центр медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, нарко(токсико)маническими веществами», что в селе Садовом Нижнегорского района, годом борьбы. За жизнь. Свою. И пациентов. Наша газета рассказывала и о несовершенном законодательстве, жертвой которого стал центр. И о том, как проходят в учреждении проверки СЭС, прокуратурой, пожарной службой. И о ревизиях и реконструкции, здесь происходивших, мы тоже рассказывали. Центру угрожали закрытием. Теперь его хотят лишить статуса «республиканский», сделав отделением наркодиспансера.

Человечное

- Ещё в начале осени вопрос о судьбе центра был озвучен на сессии Верховного Совета Украины, - рассказывает главный врач учреждения Александр Бондарь. - Мгновенно нашлись необходимые для завершения ремонта триста тысяч гривен. А теперь выясняется, что готовится проект о лишении центра статуса республиканского учреждения и передачи его в ведение наркологиче­ского диспансера.

По словам Бондаря, понизить статус центра хотят потому, что нет возможности его наполнить. Ну якобы потому, что маловато на учёте несовершеннолетних наркоманов. Интересно, что мешает учёт наладить?

- Смешно как-то получается, - продолжает Александр Петрович. - С одной стороны, должност­ные лица выступают: мол, растут детские преступность, наркомания, токсикомания и алкоголизм. А с другой - вдруг заявляют, что наполняемость специализированного учреждения, призванного заниматься лечением детей с девиант­ными формами поведения, уж больно низкая. Что же получается? Государство своими законодательными актами играет на руку детскому алкоголизму, наркомании? Смертности в конце концов? Да, законодательство таково, что поставить на учёт больного алкоголизмом ребёнка очень трудно. Но если мы не можем наполнить центр, как же мы наполним отделение?! Кстати, Севастополь принял решение оплачивать пребывание своих детей у нас, но только если мы сохраним республиканский статус. Необходимо, чтобы службы по делам детей и наркологи совместно отработали систему постановки ребятни на учёт. Увы, сейчас без разрешения родителей нельзя поставить на учёт ребёнка, даже если десять раз поймали его пьяным. Неужто нельзя на горе-родителей влиять? Они должны нести ответственность за здоровье своих чад.

Бондарь убеждён, что в условиях отдалённости и специфики учреждению необходима юридическая самостоятельность, что иностранные спонсоры (развитие материальной базы центра до сих пор зависело от них) из США, Великобритании, Греции, Швеции трепетно относятся к своим деньгам, пристально следят за тем, на что и кем они используются.

- Кроме того, став отделением, мы потеряем оперативность управления, - говорит он. - И ещё: с детьми, страдающими психиче­скими и поведенческими расстройствами, возникшими из-за приёма алкоголя и наркотиков, планируют содержать взрослых наркоманов и алкоголиков. В разных палатах, но в одном учреждении! Скажите, разве это допустимо? И всё почему? Якобы так экономически целесообразнее. Ну что-то же есть этого дороже?

Детей в центре сейчас нет. Закрыли его из-за «несоответствия пищеблока требованиям государственных санитарных правил и норм». Шестьдесят четыре сотрудника почти год без работы. Всеми силами люди пытаются сохранить учреждение. Стойко выдерживают многочисленные проверки и комиссии.

- Какой-то замкнутый круг, - вздыхает Александр Петрович. - Почему теперь, когда мы столько всего пережили, но выстояли, теперь, когда почти устранены причины, мешающие работе центра, его хотят перевести в разряд одного из отделений? Зачем закрывать то, чем Крым может гордиться? Увы, я никому ничего не могу доказать. А тем временем из двадцати двух пацанов, которых вытурили из центра, одиннадцать уже успели совершить различные правонарушения.

Министерское

В ответе на наш информационный запрос Министерство здравоохранения Крыма сообщило, что в настоящее время им разработан проект постановления Верховного Совета Крыма о получении согласия на реорганизацию центра путём присоединения к КРУ «Наркологический диспансер». Якобы этот проект решения не только отражает все объективные факторы, но и полностью соответствует нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность центра. Из ответа следует, что несовершеннолетних наркоманов и алкоголиков в Крыму всего двое. Именно столько состоит на диспансерном учёте. Чиновники не поленились и даже выделили строчку жирным шрифтом. Ну и так, между прочим: на профилактическом учёте значатся 256 больных. Вот именно из-за этой, наверное, «объективной ситуации, сложившейся с изменением количества потребителей нарко-, токсикосредств (уменьшилось, да?) в возрастной группе до 17 лет, возникла необходимость в изучении перспектив по дальнейшей деятельности центра». Министерство информирует, что центр в Садовом предназначен для стационарного пребывания детей, имеющих проблемы с употреблением алкоголя. Но якобы лечение таковых возможно и в амбулаторных условиях. И отвечает, что «оказание медицинской реабилитационной помощи в условиях стационара данной категории пациентов обусловлено в большей степени социальными факторами, чем прямыми медикаментозными показаниями». И что основной акцент центра в работе с детьми был сделан на воспитательные, обучающие (в том числе и трудовым навыкам) мероприятия. А медицинская помощь, оказываемая в центре, «не соответствовала стандартам и протоколам оказания наркологической помощи».

Не забыли чиновники упомянуть и об «оптимизации сети и коечного фонда учреждений здравоохранения». То бишь сэкономить надо. Экономия, наверное, будет в том состоять, что 16 человек останутся без работы.

Вопросы без ответов

1. Сколько в Крыму останется учреждений, аналогичных «Центру медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, нарко(токсико)маническими веществами», в которых занимались бы реабилитацией детей, злоупотребляющих наркотиками и алкоголем?

Может, потому вопрос без ответа, что центр неожиданно для его создателей получился уникальным? И за десять лет его существования ни в одном регионе страны, несмотря на повсеместную остроту проблемы, не удалось создать подобного?

2. Насколько обоснованным будет содержание в планируемом отделении (в случае реорганизации) несовершеннолетних наряду с совершеннолетними?

Взгляд из редакции

Так что же получается? Десять лет, которые существует в Садовом Нижнегорского района «Центр медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, нарко(токсико)маническими веществами», министерство всё устраивало? Помнится, чиновники всех рангов и ведомств перебывали в этом центре. Слова тёплые говорили, подарки вручали, восхищаясь таким уникальным явлением, как это учреждение здравоохранения, которое сегодня вдруг стало называться «не соответствующим стандартам и протоколам».
С чего вдруг такая немилость? И такое рьяное министерское желание соответствовать стандартам и протоколам?

Никто и не заикался о том, что лечение в центре неправильное, запрещённое. Неужто так плохо то, что «основной акцент центра в работе с детьми был сделан на воспитательные, обучающие (в том числе и трудовым навыкам) и социальные мероприятия»? Ленивых дебилов растить проще, конечно.

По данным районной службы по делам детей, социальная эффективность учреждения реабилитации в Садовом составляет 75%. За десять лет доктор Бондарь и его сотрудники спасли 470 детей.

Ну а из данных ЮНИСЕФ - детского фонда ООН, опубликовавшего результаты социологического исследования «Состояние здоровья украинских подростков», следует, что Украина занимает лидирующее место в Европе по детскому алкоголизму и наркомании. И что спиртное у нас употребляют 40% детей, а каждый пятый подросток пьёт пиво хотя бы раз в неделю. Может, и Крыму пора наладить учёт детей-алкоголиков и детей-наркоманов?
А не хвастаться, что на диспансерном учёте по употреблению алкоголя и наркотоксикосредств состоит всего-то два человека.

Ирина КОВАЛЁВА.