Наш «Ямал»

10 Декабрь 2011 1235
Командир корабля, капитан III ранга Алексей Грицай.
Командир корабля, капитан III ранга Алексей Грицай. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Большой десантный корабль «Ямал» - единственный боевой корабль Черноморского флота Российской Федерации, над которым уже много лет шефствует общественно-политическая газета сопредельного государства. Впрочем, никто в редакции «Крымской правды» никогда не считал Россию «другим государством». Соответственно и моряки-черноморцы не видят в нас «иностранных корреспондентов». Журналисты «Крымской правды» побывали на главной базе Черноморского флота, чтобы снова рассказать читателям о подшефном корабле.

Первый после Бога

Командир корабля, капитан III ранга Алексей Грицай - потомственный военный. Его дед командовал подводной лодкой на Северном флоте, отец, капитан
I ранга Сергей Петрович Грицай, командовал Краснознамённой бригадой кораблей охраны водного района.

- В том, что пошёл служить на флот, неожиданности ни для кого не было, - сдержанно улыбается Алексей Сергеевич. - Конечно, без романтики не обошлось. Но одно дело - киношная и книжная романтика, и совсем другое - повседневная жизнь. Настоящая флотская служба - тяжёлый труд. На флоте окончательное решение в любой ситуации всегда принимает командир. И несёт за него ответственность.

В том, что «приказ командира - закон для подчинённых», сомневаться не приходится. Говорит Алексей Сергеевич негромко и коротко. Но есть в его голосе нечто, что не оставляет места для пререканий. Какая-то особая офицерская магия, заметная даже гражданскому. Алексей Грицай пришёл на «Ямал» в феврале с должности старшего помощника на однотипном БДК «Азов».

- Трудность была не в смене корабля, а в том, что времени на адаптацию практически не было, - признаётся командир. - Принял командование всего за месяц до начала международных учений - весенней активации ЧВМГ «Блэксифор». Как говорят, «из огня да в полымя». Но «драться на мечах» ни с кем не пришлось. Экипаж хорошо подготовлен и способен решать боевые задачи.

Со всеми поставленными в ходе учений задачами экипаж «Ямала» справился.

Дань памяти

В конце июня БДК «Ямал» выполнял дипломатическую миссию в румынском порту Констанца на мероприятиях, приуроченных к 70-летию начала Великой Отечественной войны. От имени военных моряков России экипаж «Ямала» отдал воинские почести лидеру эсминцев «Москва», погибшему в самом начале войны в территориальных водах Румынии.

«Выбор именно этого корабля для столь ответственной и почётной миссии был не случаен. БДК «Ямал» - корабль с добрыми и славными традициями, сегодня он - один из самых востребованных не только в бригаде «десантников», готовящейся к своему 45-летнему юбилею, но и во всём соединении надводных кораблей Черноморского флота», - писал в российской «Независимой газете» военный журналист, капитан I ранга в отставке Владимир Пасякин.

26 июня 1941 года первый бой советского лидера эсминцев «Москва», наносившего по приказу командования удар по румынскому порту и нефтехранилищам, стал для него и последним. После войны несколько экспедиций безуспешно пытались найти «Москву». Обнаружить затонувший корабль в территориальных водах Румынии удалось лишь в мае нынешнего года.
В день 70-летия гибели лидера «Москва» с борта БДК «Ямал» опустили венок в память о первом советском боевом корабле, погибшем в годы Великой Отечественной.

Море ошибок не прощает

Матросов срочной службы в экипаже примерно половина.
В прежние времена на флоте служили по три года, затем по два, и только через полтора года матрос становился настоящим специалистом своего дела. Теперь перед командирами стоят непростые задачи: превратить вчерашних гражданских в военных моряков менее чем за год. Но отбор стал более жёстким: в учебном отряде на берегу юноши проходят обязательное медицинское и психологическое тестирование. Служить на боевой корабль отбирают лучших. Военный моряк должен быть здоров и морально устойчив.

1 декабря на кораблях Черноморского флота начался новый учебный период. Первый этап обучения приурочен к приёму молодого пополнения и называется по-военному коротко и ёмко: «Отработка мероприятий боевой подготовки в базе». Экипаж до выхода в море занимается изучением устройства, повседневной и боевой организации корабля, отрабатывает организацию обороны и защиты корабля, борьбы за его живучесть.

- Море ошибок не прощает. При возникновении любых чрезвычайных ситуаций раздумывать и пугаться некогда, счёт идёт на секунды, даже доли секунд, - поясняет командир. - Поэтому каждый член экипажа должен уметь бороться за спасение корабля и твёрдо знать свои задачи.

В ближайшие месяц-два экипаж БДК «Ямал» будет до седьмого пота отрабатывать использование спасательных средств, доводить до полного автоматизма навыки обращения со средствами пожаротушения, взаимодействие по устранению повреждений и массу других неромантичных, но необходимых упражнений.

И все будут ждать заветного выхода в море.

- Да, море романтики добавляет, - соглашается командир. - У нас это, как у лётчика в небе, не только счастье, но и труд, и ответственность. Вахта за вахтой.

ЧВМГ «Блэксифор»

Соглашение о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ) «Блэксифор» было заключено 2 апреля 2001 года в Стамбуле Российской Федерацией, Украиной, Грузией, Болгарией, Румынией и Турцией. Группа предназначена для использования в чрезвычайных ситуациях на Чёрном море исключительно в мирных целях: для проведения поисково-спасательных и гуманитарных операций, морского разминирования, экологического мониторинга, совместных учений и визитов доброй воли. Специфика «Блэксифор» состоит в том, что, будучи военно-морской по составу кораблей, она имеет целью обеспечение гражданской безопасности в чрезвычайных ситуациях.

13 августа 2011 года в Новороссийске прошла торжественная церемония передачи командования Черноморской военно-морской группой оперативного взаимодействия «Блэксифор» от представителя ВМС Румынии российской стороне.

Досье

Большой десантный корабль проекта 775 («Ropucha II») построен в 1987 году в Польше на Гданьской судоверфи.
В 1988 году вступил в строй под названием «БДК-67».

Основное предназначение - приём с оборудованного или необорудованного берега любой военно-транспортной техники и пехотных подразделений, транспортирование их морем и высадка как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытое носовое устройство, а также приём из воды, транспортирование морем и спуск на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство. Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов, а также для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования.

Водоизмещение: 4080 т. Размеры: длина - 112,5 м, ширина - 15 м, осадка - 3,7 м. Скорость хода максимальная:
18 узлов. Дальность плавания: 6000 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 19200 л. с. Вместимость: до 500 тонн техники, грузов и 225 десантников, длина танкового трюма - 95 м, ширина - 4,5 м, высота - 4,5 м. Вооружение: две спаренные артустановки АК-725, 2 ПУ РСЗО А-215, 4х8 ПУ ПЗРК. Экипаж: 87 человек.

БДК может быть использован при различных вариантах загрузки: 150 человек десанта и 10 танков типа «Т-55» с экипажем 40 человек; 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем 36 человек; подразделение в составе трёх танков типа «Т-55» с экипажем 12 человек, трёх 120-миллиметровых миномётов, трёх боевых машин типа 2Г 27, четырёх автомобилей ЗИЛ-130, четырёх ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69. Личный состав десанта - 147 человек. Корабль способен перевезти груз весом 650 тонн на расстояние 4700 миль и ходить во всех незамерзающих морях и океанах без ограничений.

Строительство БДК этого проекта велось по заказу СССР исключительно для советского флота. Ни один корабль проекта 775 не вошёл в состав ВМС стран-союзниц по Варшавскому договору. Исключением можно считать лишь БДК, переданный Йемену в 1979 году.

Николай ФИЛИППОВ.