Кто вернёт достояние республике? И вернёт ли?..

«Коттедж вместо музея», 29.01.2004 г., 24.03.2004 г., «Дачу Томашевского собираются «сдать», 17.04.2004 г., 21.05.2004 г., «Народные» депутаты «сдали» народное достояние», 25.05.2004 г., «Достояние республики «сдают» Верховный Совет…», 24.06.2004 г.

8 Декабрь 2011 835
Так «бережно» содержит частник дом Томашевского.
Так «бережно» содержит частник дом Томашевского. Фото автора.

Речь в этих материалах шла о гурзуфской даче выдающегося пушкиниста Бориса Томашевского и Ялтинском литературно-мемориальном Доме-музее Константина Тренёва и Петра Павленко.

«Прихватизации» подлежит

Несмотря на протесты общественности, публикации, позорное решение о даче Томашевского в угоду тем, у кого есть деньги и отсутствуют совесть и уважение к русской культуре, было-таки принято Верховным Советом АРК в 2004 году. Был внесён в список объектов культуры, подлежащих приватизации, и этот бывший неотъемлемой частью Ялтинского Дома-музея Чехова объект. Сделано это было несмотря на то, что постановлением Совета министров в этом историческом доме предписывалось создать фондохранилище музеев Чехова и Пушкина, а Верховный Совет АРК в 2003 году принял решение о музеефикации уникального дома, в Киев были отправлены документы на внесение дачи Томашевского в реестр памятников, охраняемых государством. Культуру и крымскую власть одолели толстосумы, которым не хотелось расставаться с лакомым кусочком в тихом месте, вдохновлявшем великих Чехова и Томашевского. Они узаконили своё пребывание здесь на двадцать пять лет, получив дачу в долгосрочную аренду. А на какие дела «вдохновляются», наша газета писала: варварски уничтожена мемориальная доска (чтобы её восстановить, пришлось побороться), всё приспособлено не для музейного хранилища и экспозиционного зала, а для отдыха в летнее время шумных компаний. Зимой обдуваемый морскими ветрами дом закрыт на замок, что никак не может идти ему на пользу. Но временщиков из ООО «Поток», заполучивших его, это нисколько не волнует. Временщики - они временщики и есть. Вот только время их затянулось, не пора ли вернуться к вопросу о принадлежности достояния республики?

Ремонт как предлог

Открытым остаётся и вопрос о заповедной территории музея Тренёва-Павленко, на которой выстроена очередная «хатынка» богатеньким частником. Предлог вторжения был благовидный - обещание отремонтировать мемориальный дом, построенный в 1936 году выдающимися советскими писателями. В 1957 году их наследники передали дом в дар городу, и 5 ноября 1958 года здесь открылся литературный филиал Ялтинского музея краеведения.

Как свидетельствует отчёт-справка советских времён, музей пользовался популярностью, ежегодно его посещали семь-восемь тысяч человек.  Что неудивительно. В те времена вряд ли кто-то не читал пьесу Тренёва «Любовь Яровая», принёсшую ему всемирную известность, или не смотрел спектакль по ней в одном из театров. Также широко была известна драма «Пугачёвщина», первое издание которой можно было увидеть в музее рядом с программкой первого представления её в Московском художественном театре. Хранившиеся в музее автографы Ольги Форш, Николая Гудзия, Виктора Шкловского, Александра Твардовского и других всемирно известных писателей свидетельствовали о глубоком уважении, искренности и любви к замечательному советскому драматургу, творчество которого безусловно вписало славную страницу в историю отечественной литературы.

Широко известным было литературное творчество и Петра Павленко. Высокую оценку первому произведению будущего четырежды лауреата Сталинской премии роману «На Востоке» дал известный французский писатель Ромен Роллан, назвавший его «целым миром в движении». По сценариям Петра Андреевича созданы фильмы «На границе», «Яков Свердлов», «Александр Невский», за который он вместе с Сергеем Эйзенштейном удостоен в 1941 году звания лауреата Государственной премии. Мемориальный Дом-музей Тренёва и Павленко представлял интерес экспозициями, посвящёнными не только этим писателям, но и многим деятелям культуры России и Украины. В одной из самых больших комнат, служившей некогда столовой, размещался интереснейший материал о писателях, которые жили или бывали в Крыму: Александре Пушкине, Адаме Мицкевиче, Степане Руданском, Лесе Украинке, Михаиле Коцюбинском, Николае Некрасове, Льве Толстом, Максиме Горьком, Сергее Найдёнове, Максиме Богдановиче, Владимире Маяковском...

Увы, музея, о котором ведём речь, больше не существует. Уничтожению его положил начало приказ №29 от 19 июня 1991 года «О закрытии на капитальный ремонт отдела Ялтинского государственного объединённого историко-литературного музея Дома-музея К. А. Тренёва - П. А. Павленко». Есть основание утверждать, что «капитальный ремонт» - лишь благовидный предлог: никто не собирался приводить дом в порядок. Музей закрыли «перестроечники», которые считали его «памятником сталинской эпохи». Скорее всего этот дом давно бы перешёл в чьё-нибудь владение (в нём собирался создать свой культурный центр Махмуд Эсамбаев, потом здесь размещался Ялтинский горком Партии экономического возрождения Крыма), да условия дарения не позволяли приватизировать сей объект в центре города-курорта.

Оставленное без присмотра здание ветшало. На разумные доводы общественных организаций по поводу создания на базе Дома-музея Тренёва-Павленко международного центра научного и культурного сотрудничества с восстановлением экспозиции музея и открытия её для посетителей ответом тогдашнего мэра Ялты Владимира Марченко было упорное молчание, равносильное отказу, несмотря на то, что идея нашла активную поддержку общественности Ялты, и сессия горсовета приняла положительное решение по этому вопросу.

Коттедж в мемориальной усадьбе

Частному лицу повезло больше, чем общественным организациям. Это «лицо» - некто гражданин В. А. Пархоменко, имя которого крымчанам вряд ли о чём-то говорит. Гражданин, деяния которого на культурной ниве столь же неизвестны, как и он сам, получает бумагу из Республиканского комитета по охране культурного наследия, что это ведомство «не возражает против отвода земельного участка площадью 0,09 га под размещение и обслуживание жилого дома и хозяйственных построек по ул. Павленко (в районе дома №10) в г. Ялте». Сия бумага и дала право частному лицу строить коттедж на территории мемориальной усадьбы, являющейся памятником истории и культуры.

Публикации в газете не прошли незамеченными. Комиссия под руководством тогдашнего заместителя генерального прокурора Украины Татьяны Корняковой выявила существенные нарушения требований законодательства об охране культурного наследия профильным крымским комитетом.

Но это - в прошлом. А заповедная музейная территория по-прежнему во владении частника. Видно, стоит за ним кто-то уж больно важный. А вот кто именно - пора бы докопаться правоохранительным органам. А если докопались - сделать «светлое» имя достоянием общественности.

* * *

Борис Томашевский - выдающийся пушкинист, по инициативе которого в 1927 году на доме Ришелье в Гурзуфе, где Пушкин гостил в семье генерала Николая Раевского в августе 1820 года, была установлена мемориальная доска. Дача Томашевского на протяжении многих лет была одним из центров культуры не только Крыма, но и Украины, России. Здесь в разные годы гостили выдающиеся деятели культуры Н. Заболоцкий, О. Книппер-Чехова, М. Чехова, В. Каверин, А. Ахматова, С. Рихтер, П. Тычина, О. Вишня, М. Бажан, В. Сосюра, Л. Вышеславский. Здесь скрывались от гонений два нобелевских лауреата - А. Солженицын и И. Бродский.

* * *

Пётр Павленко поселился в Ялте в 1945 году. Руководил Крымским отделением Союза советских писателей, редактировал альманах «Крым», основал Ялтинское литературное объединение. Здесь он написал повесть «Степное солнце», роман «Счастье», «Крымские рассказы», закончил только первую часть романа «Труженики мира».

* * *

Константин Тренёв - один из первых советских драматургов. Приехал в Крым в 1909 году, где начал свою педагогическую деятельность в частной женской гимназии Станишевской в Симферополе. После революции заведовал школьным отделом Крымнаркомпроса, работал в отделе народного образования, руководил редакционной частью Крымгиза, преподавал на рабфаке.

Людмила МИЛИНА.