Доброе сердце и чистая совесть

3 Декабрь 2011 629

Моему отцу завтра исполнилось бы сто лет. Если бы дожил. Но нет его с нами уже давно, а память о нём согревает сердца всех, кто его знал.

О нём, нашем отце и деде, очень точно сказал писатель Марк Рывкин. Он подписал свою повесть «И кривое станет ровным» тому, кто стал прототипом этой повести: «Настоящему герою повести, человеку удивительной судьбы, доброго сердца и чистой совести».

Наверное, жизнь каждого человека заслуживает того, чтобы о ней написали книгу или сняли фильм. Если бы снимали фильм о Ефиме Моисеевиче Курцмане, получился бы приключенческий, драматический, с элементами трагедии, сентиментальными любовными переживаниями, патриотический и горький, но очень оптимистичный.

Главную часть этого сценария он написал сам. К столетию Ефима Моисеевича семья издала его дневники. Дневники писались карандашом, в перерывах между боями и походами, на клочках бумаги. Потом, перед пленением, он их уничтожит, а в госпитале восстановит.

У переживших войну спрашивают: а было ли страшно? По-разному, отвечают они, стараясь всё же уходить от прямых ответов. Он не уходит, отвечает честно.

Порой наивные и безыскусные, порой поднимающиеся до уровня философских обобщений, но всегда искренние дневники эти вызывают такую волну эмоций у читающего! И пафос некоторых патриотических лозунгов не кажется излишним. Да, тогда они так думали и чувствовали. И нынешнему циничному поколению есть над чем подумать, читая подобные дневники - свидетельства тех лет.

Кем был автор дневников? Родился 4 декабря 1911 года в посёлке Деражня близ Хмельницкого в рабочей семье. В 30-е годы - комсомольская работа, служба в армии.

С 1941 года - на фронте. Политрук в составе 51-й Приморской армии, участник обороны Севастополя. Затем плен, побег, страшное ранение, при котором 22 осколка изрешетили его тело, а три - остались у сердца. В госпитале пробыл более пятнадцати месяцев, перенёс множество операций.

Награждён медалью «За оборону Севастополя». В мае 1942 года перед строем объявили о награждении орденом Красной Звезды (орден не был вручён, и Ефим Моисеевич никогда не обращался в соответствующие организации в поисках пропавшей награды).

В 1945 году с отличием окончил Крымский сельхозинститут, потом аспирантуру.

В декабре 1953 года его направляют как 30-тысячника председателем колхоза им. Ленина в Малореченское. Приняв наиболее отсталое хозяйство, за короткий период выводит его в передовые. Сказал одно: «Обещаю, работать будем много и напряжённо, но с долгами перед государством рассчитаемся, трудодни получите обязательно не в среднем, а конкретно по личному вкладу». Одна из отличительных черт Курцмана - слово никогда не расходилось с делом.

В 1955 году колхоз и практически вновь созданный винзавод посетил В. Молотов. «Как за неполных два года можно из самого отсталого хозяйства сделать это?» - изумился он тогда.

В мае 1957-го на базе двух колхозов был организован винсовхоз «Малореченский», директором которого утверждён Е. Курцман. Под его руководством совхоз становится одним из лучших на полуострове. Были построены водовод, собственная электростанция, винзавод, готовивший виноматериалы для лучших сортов массандровских вин. В 1957 году Е. Курцман награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Директор добился, чтобы асфальтированная трасса Алушта - Судак прошла через три села, а к четвёртому селу - Генеральскому, со знаменитым водопадом Джур-Джур, была проложена современная дорога; добился, чтобы линия электропередачи дала всем сёлам стабильное электроснабжение.

Были построены детсады и ясли во всех сёлах совхоза. Совхоз содержал своего детского врача и обеспечивал ясли и садики всем необходимым. На территории совхоза работали две десятилетки и семилетка, детей привозили из сёл на автобусах.

При непосредственном участии Е. Курцмана разработана технология и построен первый в Советском Союзе холодильник круглогодичного хранения винограда.

Упорная, не всегда благодарная работа привела к тяжёлому инфаркту, после которого Ефим Моисеевич перешёл на работу в Симферополь, стал заместителем генерального директора «Крымсовхозвинтреста».

Выжившие в той страшной войне, вернувшиеся победителями, они жили интенсивно, словно боясь чего-то не успеть. Они жили за себя и за тех, кто с той войны не вернулся. Они не жалели сил, не писали черновиков, строя свою жизнь сразу набело. Требовательные к другим, самый высокий счёт они предъявляли себе.

Сердце Ефима Моисеевича не выдержало такой многолетней нагрузки. Второй инфаркт, и его не стало в декабре 1975 года.

А свет его жизни всё ещё не угас. Люди помнят его.

Изабелла КУРЦМАН.

Симферополь.