Виртуальный психолог

24 Ноябрь 2011 666

Сейчас очень популярно психологическое консультирование через Интернет. Может ли такая консультация психолога навредить человеку? Анна К. Евпатория.

Сегодня виртуальное общение занимает всё больше нашего реального времени. Как правило, он-лайн консультирование психолога используется в программах, где возможна моментальная обратная связь, оно может быть в форме текста или с использованием веб-камер. Но наиболее удобен формат диалога клиента и специалиста, а не просто ответ на вопрос. Это позволяет понять проблему, поскольку зачастую изначальный вопрос не связан с непосредственной проблемой, а является лишь её следствием.

Психологи считают, что такое консультирование достаточно удобно и полезно, однако оно применимо далеко не ко всем случаям и не заменяет консультацию в режиме реальных встреч. Задать вопрос может любой желающий, независимо от материального положения, уровня образования, физических возможностей. Этот метод эффективен в случаях различного рода фобий. При этом психологи отмечают, что если есть ожидание, что клиент получит «готовый рецепт», который избавит его от проблемы, то консультирование обречено на неудачу и становится пустой тратой времени.

Ещё одно преимущество виртуальных консультаций - конфиденциальность: клиент может назваться кем угодно, ему не нужно тратить время на переезды,
а можно удобно расположиться у домашнего компьютера. К тому же это - доступ к психологам при необходимости срочной помощи.

Чаще всего интернет-консультирование выбирают люди, у которых нет опыта работы с психологом, зато есть много предубеждений и опасений. Тогда консультация на форуме позволяет освоиться, кроме того, подобрать себе психолога, с которым можно встретиться лично. Но лучше, по мнению специалистов, когда клиент уже знаком с психологом и у них уже установлен консультативный контакт.

Недостатки интернет-консультирования в том, что трудно определить необходимое время на решение проблемы, у психолога нет возможности наблюдать за невербальным поведением клиента, поэтому увеличивается время на понимание проблемы, психологу нужны постоянные уточнения от клиента. При удалённом консультировании повышается риск манипуляции психологом: клиент может ввести его в заблуждение, потому что ответы не спонтанны, а тщательно взвешены и обдуманы.

Интернет-консультирование можно использовать как одноразовую срочную помощь или в комплексе с личным посещением психолога. Пока большинство специалистов убеждены, что для эффективного решения проблемных ситуаций необходимо живое общение.

А навредить клиенту может непрофессионализм психолога, какого-то особого вреда от виртуального консультирования нет, во всяком случае не больше, чем от реального посещения специалиста.

По прогнозам специалистов, консультации по сети займут свою нишу на рынке услуг, как абсолютно анонимные и более дешёвые, чем приём у психолога. При этом не надо забывать, что тут имеет место компромисс цена/качество.