Диплом на высшем уровне

23 Ноябрь 2011 1026

Два года подготовки, полгода доработки, пять тысяч предложенных замечаний и поправок и восемьдесят пять страниц. Законопроект «О высшем образовании» уже направлен в Верховный Совет Украины для рассмотрения. Об этом сообщил премьер-министр Украины Николай Азаров на персональной странице в социальной сети Facebook. Закон может быть принят уже на ближайшей сессии украинского парламента и определить судьбу вузов, преподавателей и студентов до 2021 года.

Перемены, перемены

По замыслу разработчиков документа, структура украинского высшего образования должна измениться почти до неузнаваемости в соответствии с принципами Болонского процесса. Так, например, после принятия законопроекта не будет полного, неполного или базового высшего образования - все эти понятия объединятся в одно «высшее образование». Уровней аккредитации вузов тоже не будет: теперь количественные и качественные характеристики вуза станут определяющими только для обозначения его типа.

Законопроект разделяет вузы на университеты (классические и профильные), академии, колледжи и профессиональные колледжи - последние призваны заменить нынешние профтехучилища. Подготовка младших специалистов будет осуществляться только в профессиональных колледжах, бакалавров - в колледжах, академиях и университетах, магистров же вправе готовить только академии и университеты. А вот образовательно-квалификационный уровень специалиста будет отменён.

При этом на младшего специалиста нужно будет учиться два-три года, звание бакалавра присваивается после трёх-четырёх лет обучения, магистра - спустя полтора года после получения звания бакалавра или пять-шесть лет после школы. Помимо этого введены новые научно-квалификационные звания: доктор философии и доктор наук. Чтобы стать доктором философии, магистр должен учиться ещё четыре года, а чтобы стать доктором наук, доктору философии понадобится ещё три года. Так что, если хотите получить звание доктора наук, будьте готовы к тому, что прилежно учиться вам придётся не менее 12 лет. Но при этом недавно было принято положение о вышеупомянутых советах, в соответствии с которым требования к персональному составу ужесточаются - настолько, что вряд ли хоть один крымский вуз сможет их выполнить. Мы надеемся, что в Киеве нас услышат и внесут в положение соответствующие изменения. Руководители многих вузов также настаивали на отмене статьи в законопроекте о высшем образовании, которая определяет набор студентов на бюджетную форму обучения в размере не менее пятидесяти процентов от общего набора. Но, увы, она осталась в силе, и это может нивелировать понятие лицензионного объёма. К сожалению, в силе также осталось ограничение, согласно которому ректор вуза может работать не более двух сроков. С этим согласиться трудно, как правило, в течение первого срока ректор только входит в курс дела, и если он отличный профессионал и дела в университете при нём идут хорошо, то почему не оставить его в должности? Впрочем, наверное, нет ни одного документа, который бы устраивал абсолютно всех, ведь сколько людей - столько и мнений.

Вспоминайте иногда вашего студента

Полгода назад представители студенческого совета при Министерстве образования и науки, молодёжи и спорта (МОНМС) АРК отослали в Киев свои предложения по усовершенствованию законопроекта. Требований оказалось совсем немного, зато они были весьма существенными. Крымские студенты предложили закрепить законодательно фиксированную цену на предоставление образовательных услуг на протяжении всего срока обучения и размер студенческой стипендии на уровне прожиточного минимума с учётом 25-процентного повышения для отличников учёбы.

И чиновники к ним прислушались: в документе указано, что размер минимальной стипендии не может быть меньше среднего прожиточного минимума, который сейчас составляет 934 гривны. А это значит, что в случае принятия законопроекта без изменений стипендия будет примерно в два раза больше той, которую студенты получают сейчас, - от 530 гривен в месяц.

Что же касается платы за обучение для студентов коммерческой формы обучения, то она будет зафиксирована в контракте, который каждый из них заключает с вузом. Однако в контракте оговаривается, что сумма может меняться с учётом «определённого в установленном порядке официального индекса инфляции за предыдущий календарный год». Представители студенческих организаций считают, что эта оговорка может использоваться как инструмент финансового давления на контрактников. Руководители вузов в свою очередь уточняют, что индекс инфляции определяют не они, а государство, которому вовсе незачем «давить» студентов. А председатель комитета Верховного Совета Украины по науке и образованию Максим Луцкий напоминает, что можно заплатить сразу за весь срок обучения по одной цене, не дожидаясь возможного изменения себестоимости.

А вот что совершенно точно не обрадует современных студентов, так это появление в законопроекте понятия «плагиат» - «воспроизведение в письменном виде чужого текста, опубликованного на бумажном или электронном носителе, под своим именем без ссылки на автора». И если кого-то из них поймают на плагиате, то это может стать причиной отчисления из вуза - не менее веской, чем задолженность за обучение или неуспеваемость. Впрочем, механизм контроля аутентичности студенческих работ пока не разработан, во всяком случае в законопроекте его нет.

То ли ещё будет

Зато в законопроекте есть статья, которая предполагает выбор языка обучения в вузах в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О языках». Правда, есть одно «но»: закон «О языках» в редакции, обещанной Партией регионов, пока ещё не принят. Так что, возможно, при отсутствии в документе чёткого указания на государственный язык как единственный язык обучения лекции и семинары в отдельных вузах могут идти на языках национальных меньшинств по желанию студентов и преподавателей. А изменит ли ситуацию принятие закона «О языках» - остаётся только гадать.

Расширение финансовой автономии вузов, которое предполагает законопроект, будет возможным только после внесения соответствующих поправок в бюджетное и налоговое законодательство Украины. Только тогда вузы смогут самостоятельно распоряжаться средствами, полученными за предоставление платных услуг студентам, и не будут отчитываться за каждую копейку перед МОНМС и Госказначейством. При благоприятном развитии событий высшие учебные заведения смогут при желании увеличивать зарплаты лучшим педагогам и оплачивать работу приглашённых иностранных специалистов. Но об этом пока можно только мечтать: в течение полугода после принятия закона Кабинет министров Украины будет приводить все нормативные акты и законы в соответствие с ним, а на то, чтобы преобразовать сеть украинских вузов согласно новым положениям, уйдёт ещё два года.

- Принимать новый закон о высшем образовании, конечно, нужно, - говорит первый проректор Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Елена Чуян. - Предыдущий был принят в 2002 году и уже не соответствует сегодняшним реалиям. В процессе подготовки нового документа мы вносили свои предложения. Например, полгода назад в законопроекте была прописана норма создания высших учебных заведений в соответствии с количеством студентов, которая нас совершенно не устраивала. Согласно этой норме Йельский университет не считался бы университетом, поскольку в нём обучается всего три-четыре тысячи студентов.
И соответствующие поправки в законопроект были внесены. Теперь высшие учебные заведения будут классифицироваться в соответствии с количеством образовательных специальностей и специальностей по подготовке кадров высшей квалификации в специализированных учёных советах по защите диссертаций.