«Пизанская башня» Демида

19 Ноябрь 2011 804
Невьянская башня. Фото Александры ВОРОБЬЁВОЙ.
Невьянская башня. Фото Александры ВОРОБЬЁВОЙ.

Одно из чудес мировой архитектуры - падающую башню в итальянском городе Пиза знает, пожалуй, каждый. Но далеко не всем известно, что в небольшом российском городке Невьянск, что на среднем Урале, родовом гнезде Демидовых - талантливых предпринимателей-промышленников, меценатов и сподвижников Петра I, тоже есть падающая башня, ничуть не уступающая итальянской.

В 1700 году Пётр I потерпел поражение в войне со Швецией. Нужно было в короткие сроки поставить русскую армию на ноги. В пушках и прочей военной амуниции была огромная нужда. Тульские оружейники Демидовы - Никита и его сын Акинфий - построили на плотине оружейный завод, продукция которого имела клеймо торговой марки «Старый соболь», и создали целый город, с трёх сторон завод обнесли крепостью. Внутри были производственные корпуса, господский двор, деревянная церковь.

Здесь же расположена каменная колокольня, ныне именуемая Невьянской падающей башней. Исследователи считают, что Демидовы, прослышав про европейские архитектурные чудеса, решили создать в России подобие Пизанской башни. Согласно легенде, Демидов спросил архитектора: «Можешь ли ты создать аналогичную башню?». «Могу! И даже лучше!» - ответил зодчий и создал шедевр, но Демидов столкнул архитектора с балкона со словами: «Моя башня должна быть самой лучшей!». И башня в знак скорби поклонилась своему создателю.

На ней до сих пор установлены стоившие по тем временам баснословно дорого - 5000 рублей - английские музыкальные часы. До сих пор исследователи ломают голову, как заводчику удалось заказать часы в Англии в то время, когда Россия не имела с ней дипломатических отношений. Есть предположение, что механизм курантов изготовил Лонгли Бредли, а колокола отлил лондонский мастер Ричард Фельпс. Оба известны тем, что изготовили часы для собора Святого Павла в Лондоне.

Часы установили в 1732 году и почти за три столетия ремонтировали лишь трижды. На большом музыкальном валу записано двадцать английских мелодий. В XIX веке часы играли «Боже, царя храни!», а в 30-е годы ХХ века - «Широка страна моя родная!». Как и в старину, часы до сих пор заводят вручную. Ежедневно часовщик взбирается на башню и двадцать минут вращает лебёдку.

На вершине - металлический шпиль с флюгером весом в 25 килограммов с дворянским гербом Демидовых. К шпилю подведено заземление. Таким образом башня была оснащена громоотводом за четверть века до того, как аналогичную конструкцию создал Бенджамин Франклин.

В башне множество комнат, в том числе рудная лаборатория  Демидовых, в которую можно попасть по узкой винтовой лестнице. Акинфий Демидов всю жизнь клялся, что в невьянской земле нет золота. Однако в саже, взятой из дымохода печи, исследователи обнаружили не только золото, но и серебро, и медь. Другую комнату называют «слуховой». Если повернуться лицом к одному из углов, можно чётко услышать шёпот человека, находящегося в противоположном углу. Ощущение не из приятных. Кажется, с тобой разговаривает сама стена. Однако тот, кто стоит посреди комнаты, «тайных переговоров» не слышит. Акустический эффект вызван особой геометрией сводчатого потолка и определённым соответствием высоты свода и размеров комнаты. Исследователи задаются вопросом: «слуховая комната» - случайность, гениальная ошибка строителей или тонкий расчёт?. Если расчёт, то кого подслушивал Акинфий Демидов? Ведь недаром про него говорили в народе: «Демид всё слышит».

Алексей ЕРМОЛИН.