Парламентская междоусобица

11 Ноябрь 2011 666

Граждане Украины неоднократно становились свидетелями метаморфоз отечественного парламентаризма. Не успев толком разобраться в тонкостях предыдущей «конструкции», люди вновь вынуждены вникать в новшества избирательной системы. Новый закон о выборах вызывает множество споров. Пять редакций, рекомендации Венецианской комиссии, вето президента, протесты оппозиции - всё это происходит на фоне замечаний со стороны международного сообщества.

Конфликт интересов

Напомним, предлагаемый закон о выборах, автором которого является глава фракции Партии регионов в украинском парламенте Александр Ефремов, предусматривает введение смешанной, пропорционально-мажоритарной избирательной системы: 225 депутатов избираются в Верховный Совет по закрытым партийным спискам, ещё 225 представляют одномандатные - мажоритарные округа, на которые в будущем будет разделена вся страна. Закон даёт право на участие в выборах только партиям и не позволяет участвовать в процессе избирательным блокам. Проходной барьер планируется поднять с 3% до 5%.

Автор закона поясняет, что возврат к смешанной системе выборов является выполнением обещаний, данных избирателям.

- В ряде европейских государств действует именно смешанное законодательство. И наши избиратели в своём большинстве желают выбирать депутатов непосредственно. При этом в законе о выборах заявлено право самовыдвижения кандидатов в мажоритарных округах. В плане демократии закон прописан идеально. Установление пятипроцентного барьера существенно повысит уровень политической ответственности. Мы изучили европейский опыт, и хочу сказать, что абсолютное большинство в европейских странах имеет аналогичный барьер или выше, - говорит Ефремов.

Заметим, согласно последним социологическим опросам, проходной барьер в настоящее время способны преодолеть лишь три политические силы: Партия регионов, «Батькивщина» и «Фронт перемен».

В свою очередь проекты, представленные оппозицией, предлагают и сохранить трёхпроцентный барьер, и позволить участие в выборах партийным блокам. Также предусматривается создание 30-ти региональных избирательных округов, в которых избиратели смогут отдать свой голос за открытый региональный список той или иной партии или блока.

В проекте большинства имеется предложение об установлении денежного залога для партии - участника выборов в размере двух миллионов гривен. Оппозиция уже нарекла такую норму «дискриминационной», направленной на отстранение от выборов ряда партий, которые таких финансовых средств не имеют. Вдобавок регионалы предлагают отменить положение о финансировании избирательной кампании из государственного бюджета.

В вопросе формирования избирательных комиссий расхождений не меньше. Оппозиция опасается, что предложение о непропорциональном распределении мест в комиссиях приведет к её «выдавливанию» из этих комиссий большинством представителей провластных партий.

Как оказалось, законопроект Ефремова всё же содержит ряд неконституционных положений. По решению Конституционного суда Украины предоставление кандидатам в депутаты права баллотироваться одновременно по спискам партии и по мажоритарному округу противоречит конституционным нормам. То, что украинские избиратели, находящиеся за границей, лишаются права голосовать за кандидатов в депутаты по мажоритарным округам, также не соответствует Основному Закону.

По сути, все споры вокруг избирательного законодательства вызваны попытками власти и оппозиции подогнать правила игры «под себя». При сохранении пропорциональной системы оппозиционные партии смогут делегировать в Верховный Совет Украины больше народных депутатов. А при смешанной системе Партия регионов за счёт «мажоритарщиков» гарантирует себе большинство в будущем составе парламента. В свою очередь отмена запрета избирательных блоков позволит партиям-аутсайдерам объединяться для преодоления проходного барьера.

Пристальное око Европы

Одиннадцатый пункт резолюции Европарламента по Украине гласит: «Европарламент решительно поддерживает рекомендации, высказанные в общих выводах Венецианской комиссии по проекту закона о выборах народных депутатов; считает необходимым принятие и внедрение этих рекомендаций должным, инклюзивным и всесторонним путём с привлечением оппозиции и гражданского общества».

Недавно содокладчик ПАСЕ Майлис Репс пригрозила Украине «действительно серьёзными проблемами», если избирательное законодательство «будет использовано определённым образом». То есть, если правящей партии удастся одержать убедительную победу над оппозицией, снова заговорят если не о «фальсификациях», как в 2004-м, то о «недемократичном» избирательном законодательстве, позволяющем избирать во власть не тех, кого рекомендует Запад.

- Мы потеряли представительскую функцию в парламенте, оторвали депутатов от тех, кто их избирает. Мажоритарная составляющая вернёт эту функцию. Люди будут знать и видеть в лицо своего депутата, - прокомментировал ситуацию министр юстиции Александр Лавринович и добавил, что Парламентская ассамблея Совета Европы не имеет права угрожать Украине.

Постановлением Верховного Совета в парламенте создана временная специальная комиссия по доработке законопроекта о выборах народных депутатов. В неё вошли тринадцать нардепов из разных фракций во главе с Русланом Князевичем. До середины следующей недели они должны разработать проект закона, который устроил бы всех. Если комиссия сделать это не сумеет, Верховный Совет рассмотрит все проекты, зарегистрированные ранее.

Как поведут себя народные избранники и сумеют ли они договориться друг с другом таким образом, чтобы граждане Украины вновь не ощутили на себе всю мощь политического антагонизма? Вопрос остаётся открытым.

Блажен, кто верует

- Противостояние власти и оппозиции с недавнего времени утрачивает первоначальное значение у избирателей, для которых не совсем понятны реформы в исполнении власти, равно как и цели оппозиции на её немногочисленных митингах, - считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. - Это значит, что общество живёт в ожидании появления новых лидеров, способных не только декларировать реформы, но и реализовывать их, не только бездумно критиковать власть, но и заставлять её принимать непопулярные решения. Понятно, что это будут внешне успешные и молодые политики, кардинально отличающиеся от всех тех, кого мы видим сегодня. Это политики, которые не кричат «ганьба» или «хай живе». Это политики, способные быть эффективными как во власти, так и в оппозиции, позитивно зарекомендовавшие себя на любом другом поприще.

Александр ДРЕМЛЮГИН.