Страшные сказки

9 Ноябрь 2011 1047

«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - эту нехитрую премудрость усваивает каждый ребёнок, когда слушает или читает сказку. Сказочный мир впервые знакомит ребёнка с понятиями о добре и зле. Новоиспечённые украинские писатели навязывают детям новых героев для подражания: Красную Шапочку, которая курит, пьёт и «ботает по фене», и новых злодеев - «москалей», убивающих слоников из Киевского зоопарка, и «москалей-каннибалов» вроде змеючки-Олэнкы из сказки об «Ивасыке-Тэлэсыке».

Брутальная Красная Шапочка

Не знаю, схватился бы за сердце Шарль Перро, если бы узнал, в кого спустя столько лет превратится его непослушная, наивная и всё же добрая Красная Шапочка, или нет, но родителей, чьи дети прочитали новую версию сказки, охватил ужас. Новой Красной Шапочке шестнадцать, она носит балахон и облегающие потёртые джинсы, в которых прячет сигареты, распивает вино в лесу под кустом и поёт шансон. Пристрастие к алкоголю у Красной Шапочки, надо полагать, семейное: мама передаёт бабушке «подкрепиться» пирог и бутылку вина. Девочка-подросток общается на сленге - очумел», «шкет», «предки», «похавать», «бабло», «кукарекать», дышит перегаром на волка, вымогает у бабушки деньги, хамит и угрожает охотнику, вступившемуся за старушку: «А ты в семейные дела не вмешивайся! Браконьер несчастный! Вот напишу на тебя жалобу, что ты убил Волка, обворовал бабушку и приставал ко мне. Тогда закукарекаешь». И чем дальше в лес, тем страшнее сказка: Красная Шапочка - людоедка! Она угрожает бабушке, что съест её, если та не накормит голодную внучку или не даст денег на чипсы. Евгений Дударь, автор этого «шедевра», хэппи-эндов не любит. Сказка заканчивается криминальной драмой, подробности которой дети могут дофантазировать сами: «Что дальше происходило в бабушкином доме, никто не знает. Потому что свидетелей не было. Только где-то в полдень из дома вышла Красная Шапочка с набитым узелком на спине. И исчезла в лесу».

Самое удивительное, что эта история попала на страницы украинских учебников и сразу вызвала бурю негативных эмоций у педагогов. В 2008 году «криминальный триллер» киевского писателя-сатирика Евгения Дударя с кодовым названием «Красная Шапочка» - сказки на новый лад - включили в учебник украинской литературы для 8 класса. Первыми забили тревогу учителя и родители крымских и николаевских школьников. Их поддержали детские психологи, которые назвали сказку разрушающей психику ребёнка и фиксирующей подростка на вредных привычках и девиантном поведении.

Не остались без внимания в сказке Дударя и взаимоотношения полов. Бытует мнение, что в более древнем варианте сказки Шарля Перро, основанном на народном сюжете, волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Сказка призывала девиц опасаться соблазнителей, а родителей - не оставлять своих маленьких дочерей без присмотра. Вариант сказки, который стал классическим в современной детской литературе, был записан позже братьями Гримм уже без сексуально окрашенных мотивов. В дударевской интерпретации Красная Шапочка всю ночь каталась верхом на волке, а, протрезвев, под утро пришла к бабушке с угрозами: «Ша!.. Если маман будет спрашивать, где я была, скажешь, у тебя ночевала».

Чиновники, оправдывая сказку, уверяли, что это - сатира, адресованная современным ученикам, чтобы они задумались над своим поведением.

- В конце сказки нет ни одного поучительного слова, типа Красной Шапочке надо задуматься над своим поведением или что за такое поведение могут наказать. Это не сатира, не юмор, а сплошной бред и пошлость, - делится своими впечатлениями мама одного из восьмиклассников, прочитавших сказку Дударя. Зато её чаду «творение» понравилось, он оценил его однозначно: «Круто!».

За что «москали» убивают киевских слоников?

Пока одни «юмористы» пиарятся на сказках, другие киевские сатирики взялись за поэзию. Писатель-авангардист Юрко Позаяк (литературный псевдоним бывшего руководителя службы подготовки выступлений экс-президента Украины Виктора Ющенко) сеет межнациональную вражду и строчит «Думки про слоника»: «Слоника замучили/Кляті москалі,/Похилився хоботом/Слоник до землі./ «Прощавай же, Україно,/Ти ж мій рідний краю! /Безневинно молоденький/Слоник умирає! Гей! Гей!». У этого «виршика» есть предыстория. В 1970 году в Киевском зоопарке скоропостижно скончался африканский слон, который был его гордостью.
В Московском зоопарке в тот момент слонов не было вообще, тогда же и родилась легенда, что смерть слона не случайна. В Киеве пустили слух, что акцию по ликвидации слона осуществила спецгруппа КГБ, чтобы украинцы ни в чём не чувствовали себя лучше москвичей. Никаких доказательств в пользу этой версии не было, но сплетня так прижилась, что со временем стала легендой. Любитель абсурдных баек Юрко Позаяк из мухи сделал слона и притянул его за уши в свои стишки в духе современного «национально-патриотического воспитания».

Враги Украины в сказках для дошколят

Страшный образ врага-москаля появился на иллюстрациях к украинской народной сказке «Ивасык-Тэлэсык». У змеючки-Олэнкы, которая хочет вместе со своей матерью зажарить и съесть Ивасыка, есть помощники - нечисть в национальных костюмах. Здесь и змея в русском национальном костюме, с венком и трёхцветной лентой - белой, голубой и красной, и змей в тюбетейке. Как отмечают психологи, у ребёнка на подсознательном уровне откладывается образ врага. И даже когда вырастет и забудет картинку из сказки, сам того не осознавая, он будет испытывать неприязнь к представителям этих культур. Зримый образ - картинка - врезается в память ещё сильнее, чем вербальный. Поэтому такой иллюстрации вполне достаточно, чтобы вбить в голову несмышлёного малыша, что россияне, флаг которых так умело обыгран в сказке, татары, представители среднеазиатских народов, у которых тюбетейка - национальный головной убор, - враги Украины.
А значит, и враги ребёнка, людоеды, которые так хотят полакомиться несчастным украинским мальчиком.

Вероятно, иллюстраторы и авторы этих книжек надеются, что из детей, воспитанных на таких сказках, вырастет достойная смена украинским националистам.
А подобное творчество не что иное, как разжигание межнациональной вражды, зомбирование детей, которое приводит к ксенофобии.

Шутки, анекдоты и «сказочки» - один из самых действенных способов психологического манипулирования. И примеров, как это «работает в жизни», достаточно. Так при помощи анекдотов из героя гражданской войны Василия Чапаева сделали недалёкого паренька и даже гомосексуалиста, который постоянно попадает в какие-то передряги.

Через анекдоты и фильмы девушкам вбили в голову, что быть секретаршей или няней, как героини известных сериалов, - модно и престижно. А главное, это современный вариант Золушки, которая встретила своего принца. Мальчикам навязали образ супергероя-вышибалы или бандита, у которого всегда есть деньги и женское внимание.

Теперь добрались и до сказок. Читайте, детки, о москалях - людоедах и живодёрах, подражайте Красной Шапочке - пейте, курите, не ночуйте дома. «Берегите своих детей от таких книжек», - рекомендуют психологи. Читайте детям добрые сказки, а не националистические байки, если хотите воспитать психически здорового и адекватного ребёнка, который не будет вести себя, как дударевская Красная Шапочка, и не станет избивать соседа по парте только за то, что он говорит на другом языке.

Юлия ЦИСАРЬ.