Стабильность, законность и развитие

принесёт полуострову бывший начальник крымской милиции, считают крымские политологи

9 Ноябрь 2011 815

Крымский премьер Анатолий Могилев, руководивший крымской милицией в 2007 году, запомнился ликвидацией самозахвата на Ай-Петри. Не зарегистрированный в правовом поле Украины крымскотатарский меджлис обвинил тогда Могилёва во всех смертных грехах за то, что он обеспечил исполнение судебного решения о сносе самозахвата. Сегодня в меджлисе назвали назначение Могилёва «попыткой давления на крымских татар» и фактором дестабилизации обстановки на полуострове. Что означает возвращение Могилёва в Крым? Соответствуют ли заявления о потенциальных угрозах сложившимся полуостровным реалиям? Каковы перспективы развития автономии? За комментариями мы обратились к крымским политологам.

Андрей МАЛЬГИН:
- Исходя из этого назначения, можно сказать, что уровень политиков, которые руководят Крымом, весьма высок. Ни для кого не секрет, что Мустафа Джемилев плохо относится к Могилёву. Но не стоит путать личное мнение о Могилёве Мустафы Джемилева с позицией крымских татар и крымскотатарского политического движения. Тем более Джемилев не раз позволял себе грубые высказывания по адресу нынешней власти. Если речь идёт о боязни этого назначения тех, кто нарушает закон, - это другой вопрос.

Денис БАТУРИН:
- О том, что это не понижение, говорит то обстоятельство, что Крым никогда не был местом ссылки для опальных украинских политиков. Необходимо обратить внимание на события, которые разворачивались накануне согласования кандидатуры Могилёва на пост крымского премьера. Это конструктивный раунд переговоров между меджлисом, крымскими татарами и исполняющим обязанности премьера Павлом Бурлаковым по вопросам самозахватов. И это не случайное совпадение. Крым должен оставаться таким же управляемым регионом, каким его сделал Василий Джарты, и в этой ситуации необходимо сохранить ту часть команды Джарты, которая обеспечивает реализацию стратегии развития Крыма до 2020 года. Это вопрос экономический, вместе с которым, видимо, будет решён политический и межнациональный блок вопросов. Безусловно, будут те, кто станет выражать недовольство и иногда в достаточно острой форме. Но, скорее, руководители меджлиса будут сохранять лицо, чем дискредитировать фигуру нового премьера. Ведь главное здесь - не приемлемая кандидатура на посту премьера, а приемлемые договорённости.

Сергей КИСЕЛЁВ:
- С точки зрения действующей иерархии назначение Могилёва может выглядеть, как понижение: отраслевой министр становится руководителем одного из регионов. Однако Крым - регион, во многом определяющий не только международный имидж Украины, но и особенности её внутренней политики. Считаю, что пост крымского премьера - один из ключевых в стране. Что касается заявлений меджлиса, то возникает вопрос: почему, когда говорят о Крыме, говорят только об одной этнической группе, далеко не первой по численности? Если вопросы будут решаться в интересах большинства, в том числе так, как Могилёв обеспечивал в 2007 году исполнение судебного решения об освобождении самозахватов на Ай-Петри, это можно только приветствовать. Пусть меджлис входит в правовое поле Украины, действует по закону и тогда ставит под сомнение законность или незаконность чьих-либо действий. В геополитическом плане Крым наиболее стабильный, устойчивый регион Украины. Думаю, больших проблем не будет, если не будет проводиться политика поощрения самозахватов, задабривания одних за счёт других, а Могилёв сможет правильно определить, на кого опереться в своей политике на территории полуострова.

Владимир ДЖАРАЛЛА:
- Решение, принятое президентом, свидетельствует об уровне доверия к Могилёву. Этот человек сможет реализовать озвученные Януковичем планы развития автономии. Короткий промежуток взаимоотношений Василия Джарты и меджлиса показали, что влияние меджлиса уже далеко не то, что прежде. И вряд ли можно говорить о возможности возникновения какого-то конфликта. Установился своеобразный нейтралитет: обозначены границы, которые меджлис не может переступить. И мы знаем, что такое неофициальное соглашение с властью соблюдается. Однако Джемилев позволяет себе достаточно агрессивные высказывания по адресу крымской власти. Возможно, будет некий словесный обмен ударами, но в реальности стороны сохранят паритет. Власть знает, что более сильна, чем меджлис. В целом ситуация прогнозируема и стабильна. Одна из главных задач Могилёва - контакты с Киевом и получение ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития Крыма до 2020 года.

Говорит Киев

Председатель крымскотатарского меджлиса, народный депутат Украины Мустафа ДЖЕМИЛЕВ:
- Я не знаю, из каких соображений исходил президент Янукович, возможно, из планов дальнейшего давления на крымских татар, но уверен: это назначение не будет способствовать стабильности и национальному согласию в Крыму.

Зампредседателя фракции Партии регионов в Верховном Совете Украины Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО:
- У Анатолия Могилёва нет и никогда не было конфликта с крымскими татарами. Во время событий на Ай-Петри он всего лишь исполнял закон, его фигура жителями полуострова воспринимается нормально. Что же касается его якобы ксенофобских высказываний, то это лишь чёрный пиар оппонентов. О Могилёве я знаю одну, но главную вещь: он очень чётко выполняет поставленные перед ним задачи. Это его козырь, главное преимущество.

Президент аналитического центра «Открытая политика» Игорь ЖДАНОВ:
- Между Могилёвым и покойным Василием Джарты были давние связи, поэтому это назначение было ожидаемым. Вместе с тем Василий Джарты начал делать определённые шаги по урегулированию проблемы крымских татар, и сейчас существует угроза, что с приходом Могилёва хрупкий компромисс может быть нарушен.

Алексей ЕРМОЛИН.