Новый триумф «Таврического благовеста»

9 Ноябрь 2011 861
Выступление крымчан в Историческом музее.
Выступление крымчан в Историческом музее. Фото автора.

На этот раз камерный хор Крымской государственной филармонии отличился на первом международном хоровом фестивале в столице России. И автор этих строк стала свидетелем очередного успеха замечательного коллектива, которым руководит заслуженный деятель искусств АРК, лауреат премии Крыма и премии имени Максимилиана Волошина за вклад в развитие русской культуры Владимир Николенко.

Вряд ли приняла бы приглашение отправиться в Москву автобусом, если бы оно исходило не от руководителя этого коллектива. Любому понятно, что подобная поездка лёгкости не сулит, а уж кто испытал это на себе, да ещё не раз...... Но при всей трудности такого вида передвижения на столь значительное расстояние три предыдущие подобные поездки с «Таврическим благовестом» в российскую столицу оставили приятные воспоминания не только от посещения таких прославленных залов, как в гостинице «Россия», в Большом театре и в Доме музыки (на самом первом концерте здесь, в день открытия), но и самой атмосферой в долгом пути, доброжелательной, весёлой, без нытья, с задорными песнями и байками. Решилась и, конечно, не пожалела. Как и мои коллеги с ГТРК «Крым». Трудности преодолели стойко, а концерты в Историческом музее на Красной площади и в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского сполна компенсировали все неудобства в пути.

Грандиозный праздник музыки

Задуманный и осуществлённый композитором, доцентом кафедры хорового дирижирования Горьковской государственной консерватории, художественным руководителем мужской капеллы «Благовест», заслуженным артистом РФ Львом Германовичем Панкратовым фестиваль проходил по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, под патронатом председателя правительства России Владимира Путина. Поводом для проведения этого грандиозного праздника музыки стало 450-летие окончания строительства уникального Покровского собора на Красной площади - храма Василия Блаженного.

В фестивале участвовали двадцать хоров из России, Белоруссии, США, Франции, Германии, среди которых Петербургский камерный хор, фестивальный русский хор из Бостона, хор студентов Московской консерватории.

«Таврический благовест» - единственный представитель Украины. Почему именно он, директор фестиваля Лев Панкратов ответил на пресс-конференции в храме Василия Блаженного коротко и ясно: «В нашем фестивале участвуют только лучшие коллективы!».

И наши земляки доказали в очередной раз, что сполна соответствуют этой высокой оценке. Приятно было наблюдать за пришедшими на концерт в Парадных сенях Исторического музея и слушать отзывы любителей хорового пения, специалистов. Под сводами уникального по акустике зала звучали не только классические песнопения Павла Чеснокова, Александра Кастальского, Александра Гречанинова, Дмитрия Бортнянского, но и хоровая музыка крымских композиторов: севастопольцев Екатерины Троценко и Максима Устинова, симферопольцев Александра Лебедева и Галины Григорьевой, русские, украинские и крымскотатарские народные песни.

Невозможно не отметить, что наш небольшой хор не потерялся на фоне намного превосходящей его по численности Донской хоровой капеллы, которая выступала вслед за ним. Слушателей покорили благородство звука, тембровое наполнение, красота и выразительность фразировки, яркие музыкальные образы, отточенность каждого аккорда, фразы, высокая исполнительская культура «Таврического благовеста», разнообразие его творческой палитры, и они не скрывали своего восхищения.

- Выступление в Парадных сенях Исторического музея, безусловно, событие нерядовое, -
отметил Владимир Николенко. - Но с особым трепетом ступили мы на сцену Рахманиновского зала. Не раз был там как слушатель, а вот выступить в этом прославленном зале со своим коллективом даже не мечтал. В этих стенах некогда было Синодальное училище, где готовили церковных регентов и певчих. Здесь выступали Чесноков, Кастальский, Рахманинов и другие композиторы, исполнители из плеяды выдающихся деятелей русской и мировой музыкальной культуры. Выступить в таком, можно сказать, святом месте для каждого музыканта - большая честь и огромная ответственность.

И чести не уронили, и ответственность выдержали.

Голос человеческой души

Не случайно так называют хоровое пение коллективов, основную часть программы которых составляют православные песнопения. Именно к таким относится «Таврический благовест», созданный двадцать лет назад выпускником Киевской государственной консерватории Владимиром Николенко.

- Невозможно было смириться с тем, что в Крыму, где крестился князь Владимир, нет ни одного профессионального хора, - говорит Владимир Михайлович. - Ведь именно хоровое херсонесское пение во время осады города, как утверждают летописцы, стало одним из поводов для принятия решения о крещении Руси. Вот и взял на себя создание певческого коллектива, основа репертуара которого - православная духовная музыка. А возникла эта идея ещё в годы учёбы в консерватории. Тогда же начал собирать партитуры, советовался с опытными коллегами. Название пришло само собой. «Таврический благовест» - древний топоним Крыма соединён с православным духом: благовест - колокольный звон, призывающий людей в храм. Мы призываем слушателей к постижению молитвенной музыки, идущей с небес.

Творческий коллектив за эти годы выступал на всемирно известных сценах, в том числе в Зале Ростроповича (Савойя), в кафедральном соборе Страсбурга, в органном зале Белостокской филармонии (Польша). Значение этого высокопрофессионального коллектива для развития хорового искусства в целом, светских хоровых жанров, фольклора народов нашей республики, в деле воспитания вкуса слушателей понято пока ещё не всеми, не оценено по достоинству. Поистине - в родном Отечестве пророков нет. Поэтому и приходится напоминать об этом, об инициативах коллектива, благодаря которому появились и пользуются огромной популярностью фестивали «Пасхальные певческие ассамблеи», «Рождественские встречи в Крыму», «Масленичные встречи».
К сожалению, поддержки со стороны руководства республики нет. Всё держится, что называется, на голом энтузиазме. А трудностей всё прибавляется. Хор теряет людей, потому что урезана заработная плата.

- Стыдно сказать, что артист первой категории получает 1200 гривен, все надбавки сняты, - с грустью замечает Владимир Михайлович.

Вот в таких условиях и приходится работать нынче творческим людям. Умудряются ещё и на фестивали ездить, не получая командировочных. Мир не без добрых людей, находятся спонсоры, которые понимают значение таких поездок не только для коллектива, но и для республики, её престижа.

Прощаясь с «Таврическим благовестом», директор первого международного хорового фестиваля «В Историческом музее на Красной площади» Лев Панкратов, которому за организацию этого яркого, незабываемого праздника, подарка всем ценителям русского искусства «Таврический благовест» вручил от всех крымчан лавровый венок, отметил:

- Неповторимое исполнительское мастерство вашего коллектива тронуло сердце, вас можно слушать бесконечно. Вы покидаете Москву, но мы не расстаёмся: крымский коллектив будет самым желанным участником фестиваля, который, надеюсь, будет проводиться теперь регулярно.

Домой хор вернулся с грамотами министра культуры РФ
А. Авдеева, с партитурами редко звучащих произведений, приглашением на второй Московский международный хоровой фестиваль, на фестиваль «Певцы третьего тысячелетия» в Ростове-на-Дону и на выступления с концертами в Бостон. На фестивале в Москве завязались новые контакты, ещё раз продемонстрировано просвещённому миру, что в Крыму живо настоящее искусство, развивается самобытная многонациональная музыка. Именно на таких встречах создаётся позитивный имидж Крыма.

В первой декаде декабря лауреат престижных международных конкурсов камерный хор «Таврический благовест» отметит своё 20-летие. Хотелось бы, чтобы это стало настоящим праздником и хористов, и всех крымчан. А зависит это не только от коллектива, который в любом случае будет на высоте. Дело за руководством республики, за Министерством культуры, которое должно инициировать проведение праздника, в том числе и финансовыми вливаниями. Пока же из министерских стен льётся одна песня - о необходимости перехода творческих коллективов на полную самоокупаемость. Тоскливая песня безысходности. Но как бы ни глумились над культурой, попранной она быть не может. Поэтому и культура. Доступная народу, но не всегда доступная и понятная власти.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.