«Соборное мнение о Мазепе»

8 Ноябрь 2011 725

В презентации этой книги в Русском культурном центре приняли участие её авторы-составители: член Союза писателей России Виктор Шестаков и заместитель директора по науке украинского филиала Института стран СНГ, руководитель организации «Таврический союз» Анатолий Филатов, а также историки, общественные деятели.

Участники обсуждения отметили, что личность Мазепы, представляемая сегодня в ракурсе «национального исторического достояния и образца для подражания», уже несколько столетий используется как символ «сопротивления украинцев против вековой московской колонизации». Но аморальная и во многом позорная историческая фигура предателя столь же долго остаётся символом измены и подлости, символом «иудиного подвига». Долгие годы это было очевидным и не требовало доказательства.

На презентации говорили о разрушительной сути мазепинства, о тех, кому выгодно «вбрасывать» этого «героя» в информационное поле человеческого сознания. Подчёркивали, что его измену Вере и Государю загораживают мифами о некой исключительности Мазепы как политика, полководца, мецената, государственника, человека высокоморального и порядочного. Гражданам Украины навязывают искажённую информацию о неком «особом интересе к Мазепе» со стороны европейцев. Мазепа превратился в информационную технологию, в оружие массового поражения, жертвами которого становятся сотни тысяч людей, особенно молодых, будущего государства.

В руках современных интерпретаторов мазепинства как некого политического направления миф о Мазепе приобретает особый смысл, подтверждающий якобы «политико-административную обособленность «Гетманщины-Украины» и её руководителя, для подтверждения мифа о «государственных традициях Украины» современной.

Авторы книги «Соборное мнение о Мазепе», вызвавшей огромный интерес и широкое обсуждение, поставили перед собой задачу прекратить или приостановить насильственную прививку мазепинством, при котором измена преподносится, как «подвиг во имя нации и Украины».

Те, кто уже успел ознакомиться с книгой, отметили то, что делает её уникальной - коллективное авторство: составители использовали труды не только современных историков, политиков и публицистов Украины, России и Приднестровья, но и «авторитетов прошлого»: Н. Маркевича, Д. Бантыш-Каменского, Н. Костомарова,
Т. Шевченко, П. Кулиша, Стефана Яворницкого, Феофана Прокоповича, В. Соловьёва, Н. Ульянова,
Д. Яворницкого, Ф. Булгарина и многих других признанных наукой и временем исследователей.

Виктор Шестаков и Анатолий Филатов считают, что этот коллективный труд - своеобразная хрестоматия, характеризующая не столько самого Мазепу, сколько обосновывающая, почему именно он был выбран на роль терминатора, почему ему отведена роль разрушителя.

Досье

Иван Мазепа - государственный и политический деятель. С 1687 года - гетман Войска Запорожского Левобережной Украины, а с 1704 года, после объединения Левобережной и Правобережной Украины, - Войска Запорожского обеих сторон Днепра. Длительное время был одним из ближайших сподвижников русского царя Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. За воинские заслуги королём Речи Посполитой Августом Сильным награждён польским орденом Белого Орла.

В 1708 году перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома русской армией. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме. После поражения Карла XII под Полтавой бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры (ныне Молдавия).

Галина ПЕТРОВА.