В лес за лекарством от хандры

5 Ноябрь 2011 694
Опята греются друг от дружки.
Опята греются друг от дружки. Фото автора.

Ветрено, холодно, сыро. То ли осень не удалась, то ли годы берут своё, но и листья в этом году не такие солнечно-жёлтые, как прежде, и в выходные больше тянет к дивану и телевизору, чем на прогулки по свежему воздуху. А на самом деле стоит только приложить одно усилие, и разорвётся нить диванного притяжения. И вот ты уже шагаешь по пряной мокрой листве туда, куда заводит хитрая лесная тропка, способная удивить скептика и излечить городскую хандру.

Еле втиснувшись в переполненный троллейбус, курсирующий до Перевального, понимаешь: для грибников не бывает плохой погоды. Скорее, наоборот: когда в городе осенняя слякоть, они трубят общий сбор. И валят в лес сплошной разношёрстной массой, кто - пешком, кто - на велосипеде, а большей частью - на самом дешёвом и одновременно комфортном троллейбусе с единичкой на номере маршрута, который давно прозвали «лешим». За то, что в какую сторону ни пойдёшь от его конечной остановки - всюду грибные поляны. И совсем не важно, что лесной массив просматривается только со стороны Ангарского перевала: грибы растут и на травянистых полянах, и на поросших редким терновником склонах.

Смущает только то, что «официальный» грибной сезон приходится на август и начало сентября и к ноябрю должен был закончиться. Поэтому некоторые вынуждены приставать с расспросами к попутчикам, чтобы выяснить, не зря ли потратились на проезд и будет ли добыча? Крепенький мужчина средних лет хитро ухмыляется, оценивая взглядом городских «незнаек». Но долго пыжиться в своей важности ему, похоже, не под силу, и уже через несколько минут он начинает долгий рассказ о грибах, которые растут даже в декабре, под первым снегом. Знакомимся, и Палыч даже сам не заметил, как выдал «конкурентам» своё любимое грибное место, которое по местным ориентирам определяется, как «налево мимо подстанции».

Но путь к нему от троллейбусной остановки неблизкий, поэтому мы отправляемся в ближайший реденький лесок. Что искать - теперь известно: в осенние холода под сосновой хвоей гнездятся рядовки, которые на рынках называют «мышатами».
В лиственном подлеске в эту пору можно встретить семейки лесных опят или набрести на полянку поздних коричневых груздей, которые старожилы зовут «поддубками». Эти грибы в отличие от их белых собратьев не придётся вымачивать от горечи: их можно сразу варить и жарить на сковороде.

А на заросших травой лужайках ещё могут греться в скупых солнечных лучах белые грузди. Не их вина, что август выдался сухим и жарким, вот и дожидались грибы своей некалендарной дождливой поры. А сыроежкам, похоже, вообще календарь не нужен: их здесь и в мае было немало, и в ноябре хватает. Так и сверкают своими красными и сиреневыми шляпками на самых неприступных горках. Чтобы грибник обязательно поскользнулся на мокрой листве и съехал вниз на своей пятой опорной точке, и перепачкался в жирном чернозёме. Иначе лесная награда не будет заслуженной, ведь выстраданный гриб - самый вкусный.

Пока набрали по лукошку лесных гостинцев, мы не просто согрелись, а словно на июльском пляже распарились. Может, и вправду, в этих местах время меняет ход? Вот и сосны стоят такие же зелёные и пушистые, как весной и в середине лета. А их обволакивающий хвойный аромат стал ещё духовитее, будто норовит навсегда вскружить голову. Только молодые дубы, как и положено, сменили зелёные платья на огненные, а ольховник - как будто укутался самотканым золотым покрывалом. Значит, заканчивается грибная пора и опять придётся хандрить в промозглом городе. А может, с первым снегом вновь стоит вырваться на эту опушку? Хотя бы за той диковинкой, о которой взахлёб рассказывал случайный попутчик Палыч.

Это интересно

В мире известно около 15 тысяч всевозможных видов грибов. В Крыму произрастает гораздо больше разновидностей грибов, чем на Западной Украине. Зарегистрировано их более 900, в числе которых 200 съедобных и 25 ядовитых. Остальные известные грибы либо не имеют практического значения из-за своих размеров, либо пока не употреблялись в пищу. Крымчане собирают только
30-40 видов съедобных грибов, или пятую часть от их общего количества.

Наталия ГОНЧАРОВА.