Рейс в неизвестность

4 Ноябрь 2011 1337
Медработники госпиталя ЧФ, погибшие на «Армении».
Медработники госпиталя ЧФ, погибшие на «Армении».

Четыре минуты борьбы после взрыва торпеды и около семи тысяч погибших, большинство из которых дети, женщины, раненые. Это итог последнего рейса из Крыма на Кавказ санитарного транспорта «Армения», погибшего 7 ноября 1941 года. До сих пор в этой истории больше вопросов, чем ответов. Неизвестны количество погибших, точные координаты места трагедии, а дело о гибели корабля ещё в 1949 году по неизвестным причинам и неизвестно по чьему приказу изъято из Военно-морского архива и уничтожено.

Странные приказы

Сегодня - 70 лет после того, как «Армения» ушла из Туапсе в Крым, увозя на борту резервистов для защиты полуострова. Вернуться обратно транспорту, уже вывезшему из Одессы и Севастополя на Кавказ тысячи раненых и гражданских лиц, было не суждено.
В тот год теплоходу «Армения», построенному в Ленинграде, исполнилось 13 лет. За три месяца до катастрофы его переоборудовали под санитарный транспорт. Зная, что фашистская авиация не обращает внимания на красные кресты на бортах кораблей, на «Армении» установили пулемёты. Воспользовались ли ими 7 ноября 41-го - неизвестно.

В Севастополе «Армения» должна была забрать только раненых. Но командир корабля капитан-лейтенант Владимир Плаушевский получил неожиданный приказ: эвакуировать все медучреждения флота. «На «Армению» погружено около 300 раненых, - вспоминал полковник медслужбы А. Власов, - медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом Семёном Каганом. Начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники; 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя». Медики, хирурги, которые могли бы спасти не одну жизнь в осаждённом городе, получили приказ покинуть его. Выходит, правы те, кто утверждает: в начале обороны мало кто из командования верил, что защитники Севастополя будут держаться не одну неделю.

Уйди «Армения» на Кавказ вечером, трагедии бы не случилось. Но Владимир Плаушевский получил новый странный приказ: загруженному транспорту идти в Ялту, чтобы забрать семьи руководящих работников, местные госпитали и почти весь медперсонал (а ведь можно было вывезти их на других судах, ещё остававшихся в портах, перебросить из Ялты в Севастополь и либо грузить там, либо оставить врачей в обороняющемся городе). Уже в море новый приказ: свернуть в Балаклаву. Там сотрудники НКВД погрузили на борт ящики. Что в них - очередная загадка. То ли коллекция вывезенной из Алупки передвижной выставки Русского музея, то ли партийные архивы, документы НКВД. Непонятно, почему именно «Армению» вынудили мотаться по морю, теряя спасительные часы.

Воспоминания

Неизвестно число оказавшихся на борту. Очевидцы вспоминают, что в Севастополе и Ялте не только местные спешили попасть на теплоход, но и те, кому удалось уехать из Симферополя и окрестностей. Вряд ли кто-то считал и записывал фамилии. Анатолию Бородию, одному из немногих выживших в катастрофе, было 11 лет. Его воспоминания прислала из Евпатории сестра Галина Малышева. «Днём
6 ноября в наш дом в Севастополе ворвался отец, закричал: «Скорей собирайтесь! Возможно, уходит последний корабль». На причале много народа. Всё оцеплено. Раненых несли, вели, а кто сам шёл. Было много людей в белых халатах. А потом что-то произошло, и все стоявшие вокруг хлынули к теплоходу. Была такая паника, давка, что люди падали. Отец буквально втолкнул нас с мамой на корабль, и больше мы папу не увидели. Говорили, что скоро будем на Кавказе, а некоторые вдруг стали говорить, что идём в Ялту. Я уснул. Когда проснулся, было темно, мы опять стояли у причала. Спросил маму: «Мы уже в Ялте?». А она ответила, нет, опять у какого-то причала (очевидно, Балаклава. - Ред.). Потом приплыли в Ялту. Там столпотворение ещё больше. Сначала грузили раненых, а потом опять началась давка. Какая-то женщина в белом халате протянула мне чайник и сказала: «Напои раненых, взрослый не пройдёт». Показала, где вода. Я просто ходил по людям».

«В октябре 1941-го, - вспоминает Владимир Комаров из посёлка Ленино, - детскому противотуберкулёзному санаторию, находившемуся в Ливадии, предписано готовиться к эвакуации. Мы должны были ехать в Ялтинский порт, но вдруг пришло сообщение: место на теплоходе отдано какому-то госпиталю. Не знаю, на каком теплоходе нас хотели эвакуировать, но через день на шоссе ниже санатория появились немецкие мотоциклисты, а последней из Ялты ушла «Армения». И ещё не могу забыть один эпизод. В ноябре 41-го я, выздоровев, бегал везде. С нашей горки Ялта не была видна, зато акватория порта - как на ладони. И вот днём, смотрю, выходит теплоход. Как только отошёл от порта, над ним закружились самолёты. Одни входили в пике, другие взмывали вверх. Настоящая карусель. Всё сопровождалось грохотом разрывов. Не знаю, чем кончилась схватка - мама затащила меня в комнату. Была ли это «Армения» - мне неизвестно. Но если она, то вблизи порта спасшихся могло быть больше.
А может, тогда ей удалось уйти, но уже дальше её догнал вражеский торпедоносец?».

Гибель

«Армения» вышла из Ялты 7 ноября в 8 утра. Якобы Владимир Плаушевский проигнорировал приказ командующего Черноморским флотом Филиппа Октябрьского, которого, кстати, в тот день не было в Крыму, о запрете выхода до темноты. Но тогда откуда взялись два катера сопровождения, на которые потом и подняли несколько спасённых? Их командиры вышли в море в знак дружбы с командиром «Армении»? Да и сам Владимир Плаушевский прекрасно понимал, что грозит за ослушание. Впрочем, понимал и то, что ждать темноты в незащищённом порту Ялты - самоубийство: фашисты подходили к городу, а в море был шанс спастись. Как минимум лучше уйти к Севастополю с его артбатареями и дождаться вечера. Возможно, «Армения» и шла в Севастополь, но уже новый приказ командования, возможно, того же Октябрьского: вернуть госпитали обратно. Когда сантранспорт грузился в Ялте, появилась директива ставки Верховного главнокомандования командующим войсками Крыма, Черноморским флотом: «Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами». Отосланные врачи могли пригодиться.

По официальной информации, в 11 часов 25 минут «Армения» атакована самолётом-торпедоносцем противника. Где точно - неизвестно, координаты перетасованы. «Когда отошли от Ялты, прилетел самолёт и сбросил торпеду, - вспоминал Анатолий Бородий. - Корабль стал тонуть. Моряки сбросили две или три лодки. Кто-то нас с мамой со всей силой толкнул в лодку. Потом люди из воды поднимались в лодку. А самолёт стал расстреливать всех, очень низко летел. Почему-то мне кажется, что самолётов было два. Нашего теплохода уже не было, а вокруг плавали носилки, вещи и люди, почти все убитые. Потом подошли два катера, и нас туда пересадили. И убитых тоже поднимали». Дальнейшая судьба спасённых (по одним данным, восьми, по другим, около 80 человек) неизвестна, как и то, где хоронили, да и хоронили ли вообще тела, которые удалось поднять. Долгое время о гибели «Армении» вспоминали только близкие погибших. А памятника тем, кто ушёл в последний рейс 7 ноября 41-го, в Крыму нет до сих пор.

«Армению» обязательно найдём!»

В этом уверен подводный археолог Сергей ВОРОНОВ, вместе с другими энтузиастами много лет занимающийся поиском погибшего санитарного транспорта. «Это наш долг перед погибшими 70 лет назад.
К сожалению, в этом году из-за реорганизации нашего научного учреждения мы не смогли осуществить запланированную научно-исследовательскую экспедицию «Берег богов». Но она обязательно состоится в следующем году. Хотя государственного финансирования поисков «Армении» нет как с украинской, так и с российской сторон: политикам и большинству бизнесменов они неинтересны. Будем обходиться собственными силами. Очень надеемся, что, найдя «Армению», уточним хоть часть фамилий погибших, возможно, списки благодаря слоям сероводорода Чёрного моря всё-таки сохранились в сейфах командира корабля Владимира Плаушевского и начальника санитарной службы Петра Дмитриевского. Но даже если никаких списков не будет, сделаем всё, чтобы затонувшее судно, огромнейшая братская могила в Чёрном море, получило статус международного морского мемориала. Законопроект о внесении изменений в закон «Об охране культурного наследия», касающихся присвоения объектам подводного наследия статуса морского мемориала, в Верховном Совете Украины есть. В предложенном списке - 29 объектов как Российской Империи, Советского Союза, так и Венгрии, Германии, находящихся в территориальных водах Украины. «Армения» в нём под номером один. К сожалению, уже дважды наш законопроект отправляют на доработку. А ведь присвоения «Армении» статуса мемориала родные погибших ждут не меньше, чем обнаружения санитарного транспорта.

Искать мы будем и найдём обязательно. Остались два неисследованных квадрата: за территориальными водами напротив Ай-Тодора и на траверзе Аюдага. Глубины поиска - от 470 до 1500 метров. «Армения» не могла исчезнуть бесследно».

В тему

К поискам «Армении» подключался Институт археологической океанографии США, его директор Роберт Баллард, нашедший «Титаник». Увы, поиски не увенчались успехом. Не подтвердили учёные и заявление одной из фирм о том, что ей удалось вычислить точное место гибели: в указанном месте остатки «Армении» не обнаружены.