Береги автомобиль,

или Как не угодить в ловушку автоугонов

3 Ноябрь 2011 899
Вместе со сканером воры используют телефон.
Вместе со сканером воры используют телефон.

С либерализацией законодательства в сфере безопасности дорожного движения мы должны были стремительно приблизиться к европейским нормам, но вместо взаимной вежливости пешеходов и водителей нововведения, как и прогнозировала наша газета, породили новую волну преступности. Популярным «бизнесом» стал угон дорогих автомобилей, на которых теперь можно «рассекать» без документов о праве собственности. Уберечь свою машину от воров не помогают ни противоугонные средства, ни охраняемые парковки.

Когда закон вору на руку

Как уже писала наша газета, с 1 сентября на Украине отменили генеральные доверенности, которые ранее требовалось предъявлять гаишникам по первому требованию. Теперь достаточно иметь при себе водительские права, чтобы разъезжать по дорогам на чужом автомобиле. Послаблением не замедлили воспользоваться преступники: пока хозяин заявит о пропаже, они успевают надёжно спрятать угнанную машину.

Как рассказали нашей газете в департаменте по связям с общественностью крымского главка ГАИ, угонный бизнес в Крыму, как и на всей Украине, сегодня процветает как никогда. Если в прошлом году на Украине было похищено более 2000 автомобилей, то с принятием поправки это число может значительно вырасти. К примеру, до уровня в Германии, где ежегодно угоняют около 67 тысяч машин. Ситуация для этого складывается особо благоприятная, так как в стране идёт глобальное сокращение личного состава Госавтоинспекции. Это значит, что угонщиков скоро будет просто некому ловить. Другое дело, что немецкие краденые автомобили до сих пор сбывали в развивающихся странах, в том числе и у нас. А вывозить ворованное за пределы Украины не получается: на въезде в Европу существует жёсткий контроль по розыскной базе данных.

На коммерческой основе

По словам гаишников, которые занимаются розыском пропавших машин, угоны процветают потому, что в стране существует развитая коммерческая сеть торговли крадеными автомобилями. Дорогую иномарку загоняют в «отстойник» или прямо заказчику и буквально в течение часа перебивают на ней номера кузова. Часто надёжно спрятать авто удаётся ещё до того, как владелец обнаружит пропажу и заявит об угоне. Тогда ищи ветра в поле, ведь к «заказным» автомобилям заранее готовится пакет документов, с которыми новый владелец может ехать куда захочет.

Кстати, по мнению правоохранителей, заказов на новые дорогие иномарки становится всё больше: искушение обладать престижным автомобилем за половину его стоимости оказывается сильнее законов. Тем более что на Украине уголовной ответственности за покупку краденого авто нет и потерять можно только свои деньги.

Железные двойники

Одна из популярных афер, процветающих на теневом авторынке, - продажа автомобиля-двойника по доверенности. Краденый автомобиль перегоняют из одного региона страны в другой, где на него изготавливают дубликат технического паспорта или новую генеральную доверенность и второй комплект номерных знаков. Раньше машины-двойники были большой редкостью, сейчас в Госавтоинспекцию всё чаще обращаются автовладельцы и сообщают, что они видели точно такой же автомобиль, как у них, с такими же номерами. Всё раскрывается, когда автомобиль попадает в руки экспертов, которые могут определить, перебивали или нет номера кузова и двигателя. Но если автомобиль эксплуатируется в одном регионе и редко выезжает за его пределы, вероятность встречи с двойником сводится к нулю.

Сложнее, если одинаковые автомобили попадают в серьёзные ДТП или их владельцы обращаются в одну и ту же страховую компанию. Тогда владельцам ворованных авто можно лишь выразить свои соболезнования, поскольку дальнейшая эксплуатация таких машин запрещена законом.

Сканер-угонщик

В мире не существует панацеи от угона автомобиля: кража машины фиксируется каждые 10-15 секунд. При этом на рынок поступает великое множество противоугонных средств, которые постоянно совершенствуются. Считается: чем дороже система против угона, тем она надёжнее. Однако при большом желании и технической оснащённости можно взломать любую систему. Автомобильные мошенники используют для этого, как правило, сканер замочного кода, который позволяет на расстоянии считать информацию с брелока. Для этого достаточно один раз оказаться поблизости в тот момент, когда владелец открывает или закрывает центральный замок. Второе условие удачной кражи - период времени до того, как владелец авто оповестит о случившемся посты ГАИ. Поэтому машины воруют главным образом ночью, когда они припаркованы на стоянках или у подъездов домов.

Кстати, владельцы платных парковок сняли с себя ответственность за доверенное им на хранение имущество. По слухам, охранники сами часто выступают наводчиками для воров. К примеру, на прошлой неделе чёрный «Порш Кайен» угнали с охраняемой стоянки санатория «Ай-Петри» в Мисхоре. Угонщики действовали нагло: иномарку загнали на эвакуатор и увезли в неизвестном направлении на глазах у охраны. «Порш» успешно вывезли за пределы автономии, но потом по неизвестной причине угонщики решили бросить украденное авто. По предварительной версии, не смогли просканировать замок и вскрыть автомобиль без повреждений. Может, просто потеряли заказчика, и «Порш» вернулся к своему владельцу, но такое везение - исключительная редкость.

Губа не дура

С начала года в Ялте и Симферополе угнано семь автомобилей «Тойота Ленд Крузер Прадо». За прошлую неделю в этих же городах угнано четыре автомобиля престижных марок: «Тойота Ленд Крузер Прадо», «Порш Кайен», «Лексус 470» и «Субару Легаси».

В течение 2010 года в Крыму злоумышленники угнали 133 автомобиля, за девять месяцев текущего года - 136, из которых только 77 удалось найти и вернуть владельцам. Часть возвращённого имущества утратила своё первоначальное состояние: хозяева получили сгоревшие, разбитые или разобранные на запчасти машины.

Важно

Чтобы не стать жертвой угонщиков:
- не оставляйте автомобиль с ключом в замке зажигания;
- не доверяйте ключ зажигания посторонним и не оставляйте его без присмотра;
- используйте сразу несколько противоугонных систем защиты;
- даже защищённый автомобиль не оставляйте без присмотра на длительное время;
- в большей безопасности ваше авто будет в гараже под надёжным замком.

Наталия ГОНЧАРОВА.