Апробация сотрудничества

3 Ноябрь 2011 554

По мнению учителей автономии, одна из главных проблем преподавания русского языка и литературы в Крыму - тотальное сокращение часов. Об этом и не только они говорили на первом семинаре для учителей русского языка и литературы, состоявшемся в Русском культурном центре в рамках программы Краснодарского края по работе с соотечественниками за рубежом.

- Требования в программах остаются прежними, а количество часов - минимально. Когда за один-два урока надо дать детям «Войну и мир», что уж говорить об изучении творчества современных писателей: Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, Владимира Маканина, Людмилы Петрушевской. Эти авторы проходят мимо наших детей, только отдельные произведения изредка встречаются в украинских программах, - сетуют крымские педагоги.

В Краснодарском крае школьники с первого по одиннадцатый класс как отдельный предмет изучают историю и литературу Кубани. Краснодарский край, как и наш полуостров, - поликультурный регион. Там проживают около 150 национальностей, по численности второе место после русского населения занимают украинцы. Все эти особенности учитываются на уроках кубановедения. Кроме этого, в России введены элективные курсы, которые давно зарекомендовали себя как отличный способ дать ученику дополнительные знания в интересующей его области. Это курсы, обязательные для изучения, направленность которых школьник выбирает самостоятельно.

Симферопольские педагоги обратили внимание на ещё одно преимущество образовательной системы в России - апробация учебников. На Украине апробация новых учебников проходит одновременно с обучением.

- Каждый новый учебник нужно не менее пяти лет проверять как экспериментальный в одной-двух школах, а не использовать сразу во всех учебных заведениях. Учебники старого образца могли переиздаваться и дополняться по 20 с лишним раз, теперь же каждые пять лет у нас появляются абсолютно новые, - рассказывает методист городского методического центра Симферопольского горсовета Ирина Челышева.

В России проблему апробации учебников решают так. Подбирают общеобразовательную школу в городской или сельской местности. Учитель с 5 по 11 класс использует учебник одного автора. Если учебник «прижился», его начинают постепенно использовать и другие педагоги школы, затем города, района.

В ближайшее время подобные курсы повышения квалификации планируется провести для всех крымских учителей русского языка. Педагоги надеются, что Минобразования автономии поддержит эту идею.

Юлия ЦИСАРЬ.