Будьте здоровы! И вам не хворать

21 Октябрь 2011 1553

Особенностью «прямой линии» с министром здравоохранения Крыма Игорем ШПАКОМ, прошедшей в редакции «Крымской правды», стало то, что ему пришлось не только отвечать на общие (журналистов) и конкретные (читателей) вопросы, касающиеся медицинского обслуживания в автономии, но и практически решать проблемы, связанные со здоровьем крымчан, позвонивших в нашу газету. Распоряжаться о консультациях со специалистами, медицинском обследовании, помещении в стационар и даже переводить на русский язык аннотации к медпрепаратам.

Зачем нужна Университетская клиника?

- Многие читатели нашей газеты недоумевают: зачем создавать новое республиканское учреждение «Университетская клиника» и проводить реорганизацию существующих медицинских учреждений. Не проще ли было развивать и улучшать то, что уже есть?

- Наша цель - это в первую очередь повышение доступности и качества медицинской помощи. Университетская клиника подразумевает преобразования в сфере высокоспециализированной помощи. И её создание по большому счёту никак не отразилось на судьбе медицинских работников и тех учреждений, которые были реорганизованы в единое юридическое лицо.

Не секрет, что жителям сельских районов и отдалённых от крымской столицы городов было сложно попасть в республиканские медицинские учреждения.
В некоторых регионах нет высокотехнологического медицинского оборудования, отсутствуют узкопрофильные специалисты - это нарушает социальную справедливость и ухудшает показатели здоровья крымчан.

В медучреждениях отсутствовала логическая система оказания помощи пациентам. Например, человек, который обратился с жалобами на боль в сердце, мог быть госпитализирован как минимум в три учреждения - Республиканский кардиодиспансер, Республиканскую больницу имени Семашко и диагностический центр. И каждое из этих учреждений проводило диагностику и лечение не согласно требованиям медицинского стандарта, а в соответствии со своими возможностями. Теперь же из любого крымского региона можно поступить на лечение в Центр сердца, который располагается на территории клинического городка №1, известного, как больница имени Семашко, в отделение острой коронарной недостаточности, где в соответствии со стандартом будет проведена дифференциальная диагностика и предложено соответствующее лечение.

По такому же принципу будет работать каждый из 12 медицинских центров в составе Университетской клиники. Сейчас руководители всех подразделений клиники работают над созданием маршрутов движения пациентов из всех уголков Крыма.
И если врач где-нибудь в Керчи выявит подозрение на ишемический инсульт, в течение четырёх часов пациент будет доставлен в клинику, а значит, у медиков появятся реальные шансы предотвратить печальные последствия болезни.

- В Университетской клинике будут обслуживать пациентов только с серьёзными заболеваниями?

- Клиника подразумевает третичный уровень оказания медицинской высокоспециализированной помощи. Поясню: первичный уровень представлен расположенными непосредственно в сёлах фельдшерско-акушерскими пунктами, врачебными амбулаториями и участковыми больницами. Вторичный обеспечивается районными больницами, диспансерами и другими районными специализированными лечебно-профилактическими учреждениями, в том числе станциями и отделениями скорой помощи.

Но это в теории, а на практике в крымских больницах и поликлиниках было совершенно по-другому: в больнице имени Семашко, к примеру, в лор-отделении в одной палате могли лежать больные раком носоглотки и гайморитом. Палаты на 16 человек с чёрными от грибка стенами. Разве это нормально? Это неприемлемо! Поэтому необходимо было лор-отделение частично перевести в
7-ю горбольницу. Постепенно условия везде будут приведены в соответствие со стандартами.

Или, например, если в районе вообще нет врача-кардиолога (увы, система здравоохранения испытывает кадровый голод), значит, пациенты будут консультироваться в Университетской клинике. Если есть, то в клинику пациенты будут направляться, когда в этом возникнет необходимость. При этом врачи из регионов смогут на базе клиники повышать свою квалификацию, а молодые врачи-интерны получат возможность работать с высокотехнологическим оборудованием. На мой взгляд, крымское здравоохранение в настоящее время подобно рассыпанным по столу пазлам, а мы эти пазлы хотим собрать в единую картину.

- И всё же многие расценили оптимизацию медицинских учреждений, как их уничтожение....

- За девять месяцев моей работы в Крыму мы не закрыли ни одного медицинского учреждения, а только упорядочивали и распределяли их функции. Наоборот, открыли два новых отделения в 7-й городской больнице - глазное и лор, открываем в Университетской клинике перинатальный центр на 120 коек, на реконструкцию и лечебное оборудование которого мы получим 36 миллионов гривен из государственного бюджета, 6 миллионов - из республиканского и 5 миллионов - из фонда Виктора Пинчука. Финансирование начнётся с 1 января 2012 года.

- По поводу перинатального центра: необходим ли он Крыму? Ведь у нас уже есть Центр материнства и детства.

- В существующем Центре материнства и детства две трети помещений занимают частные структуры, а кроме того, он находится на балансе крымской столицы и отказывается принимать больных из регионов. Так же, как, кстати, и второй родильный дом Симферополя не хочет курировать всех беременных Крыма из-за недостатка финансирования.

Знаю, что некоторым руководителям медицинских учреждений реформы крымского здравоохранения не понравились, так как они лишились финансовой независимости или даже своих должностей. Однако решения о назначении того или иного руководителя принимались коллегиально. Некоторые кандидатуры, в частности директоров медицинских центров в составе Университетской клиники, коллектив принимал в штыки, и тогда мы от них отказывались. Во главу угла мы будем ставить дело и пациентов. Потому что только делом мы можем доказать правильность нашего курса.

- Сколько человек работает в Университетской клинике? И не многовато ли заместителей у её генерального директора?

- В клинике работают 3092 человека. Думаю, что восемь заместителей генерального директора Университетской клиники, рассчитанной на 1200 коек - это, возможно, даже мало. К счастью, нам на помощь пришли директора медицинских центров, которые вошли в состав клиники. Следует отметить, что мы используем потенциал сотрудников Крымского государственного медицинского университета, которые имеют учёные степени и большой опыт - как практический, так и преподавательский. Но при этом зарплату они будут получать не из республиканского, а из государственного бюджета.

Куда пойти лечиться?

Волкова М.А., г. Симферополь:

- Моя семья обслуживалась в 8-й поликлинике Симферополя. Почему нас из неё выдворили?

- Всё дело в том, что некоторые средства массовой информации дезинформируют население и порождают панику. Все без исключения пациенты, которые закреплены за 8-й поликлиникой по месту жительства, остались там же. Но врачи, которые их обслуживают, теперь прикреплены к соседней поликлинике и будут получать там зарплату, но, повторюсь, обслуживать пациентов будут по-прежнему в поликлинике на ул. Семашко, 8. Возможно, в этом учреждении работают люди, которые намеренно саботируют процесс лечения - тогда мы будем с ними разбираться. Но в этом случае нужны конкретные факты, когда людям отказали в лечении. Что же касается Республиканского диагностического центра, который работает по одному адресу с поликлиникой, то четыре её участка были прикреплены к нему в нарушение закона. Центр оснащён высокотехнологическим медицинским оборудованием: например, УЗИ эксперт-класса, компьютерный и магнитно-резонансный томографы. И совершенно неправильно использовать эту аппаратуру, например, для первичной диагностики ОРЗ, а именно так было до недавнего времени.

Агапова Е. Е., г. Симферополь:

- Где теперь будут лечиться чернобыльцы и в частности инвалиды-чернобыльцы, если больница имени Семашко, которая с 1998 года по решению Совмина являлась базой для их стационарного лечения, реорганизована в Университетскую клинику? И почему в Крыму нет аптек, отпускающих лекарства по бесплатным рецептам инвалидам-чернобыльцам?

- Те, кто нуждается в высокоспециализированной помощи и в дорогостоящих медикаментах, будет получать их в Университетской клинике. Но если у чернобыльца, предположим, насморк, а он будет настаивать на лечении в клинике, мы будем объяснять, что показаний для госпитализации у него нет. Ситуацию с аптеками будем изучать и исправлять.

Берегите ваше сердце...

Татьяна Петровна, Черноморский район:

- Мой муж получил в Республиканском диагностическом центре направление на госпитализацию в кардиоцентр, но там сообщили, что операцию нужно делать в больнице имени Семашко. Законно ли это? И возможно ли помочь материально с установкой сердечного стимулятора мужу, который является участником войны? Мы живем только на пенсию, других доходов нет.

- Если в кардиоцентре нет возможности провести обследование или лечение, которое нужно пациенту, ему предлагают обратиться в Университетскую клинику, в состав которой входит больница имени Семашко. Это делается в ваших интересах, чтобы максимально точно поставить диагноз и обеспечить соответствующее лечение. Мы будем искать возможность приобретения стимулятора для вашего мужа за бюджетные средства.

Галина Валентиновна, г. Симферополь:

- Делают ли в крымском Центре сердца операции шунтирования?

- Пока нет. Дорогостоящее оборудование для таких операций мы получим в лучшем случае в следующем году. Пока можем только провести диагностику и направить пациента в Киев, в Институт сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова.

Недавно в Крым приезжал главный кардиохирург Украины, директор Киевского городского Центра сердца, профессор Борис Тодуров и пообещал взять ситуацию под свой контроль. Кроме того, одно из приоритетных направлений национальной программы лечения и профилактики болезней сердца - развитие кардиохирургии в Крыму. Уже предусмотрено приобретение оборудования для диагностики нарушений ритма сердца стоимостью 20 миллионов гривен и современного ангиографа приблизительно за такую же цену. В перспективе в Крыму планируется открыть свой Центр кардиохирургии, а также филиал Института сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова в Ялте.

...и нервы

Барская Н. В., г. Симферополь:

- У моего мужа несколько заболеваний, можно ли пройти полное обследование и лечение в Университетской клинике? Сколько это будет стоить?

- Направление в Университетскую клинику должна выдать поликлиника, в которой вы обслуживаетесь, после проведения первичного обследования и установления первичного диагноза. После этого вы получите консультации и лечение в клинике. Платить за это не нужно - деньги с пациента клиники берут только в том случае, если он настаивает на проведении обследования, которое не посчитал нужным назначить его лечащий врач.

Иванова С., г. Симферополь:

- Какие отделения 6-й горбольницы вошли в состав Университетской клиники?

- Пока только ожоговое отделение. Отмечу, до того, как оно перешло в Университетскую клинику, на питание одного пациента выделялось 80 копеек в день, сейчас - 35 гривен. Есть разница? Отделение восстановительной ортопедии 6-й горбольницы станет частью Университетской клиники с 1 января 2012 года и будет финансироваться не из городского, а из республиканского бюджета.

Ирина Викторовна, г. Симферополь:

- Будет ли в Университетской клинике принимать врач-сомнолог, который лечит нарушения сна? В частной клинике в Симферополе приём у такого специалиста стоит 200 гривен.

- Могу со всей ответственностью заявить, что таких врачей не существует нигде в мире, не то что в Симферополе. Конечно, если в частном медицинском учреждении собрались врачи, которые решили заниматься только проблемами сна, то никто не вправе им запретить себя так называть. Но это врачи, которые сами придумали себе специальность. Нарушения сна входят в сферу деятельности врачей-невропатологов, которые есть и в поликлиниках, и в стационарах.

Сколько стоит бесплатная медицина?

Скляр Т. Б., г. Симферополь:

- Законно ли, что новорождённым детям делают прививки за деньги - 300 гривен? Такую сумму назвали невестке в 3-й поликлинике на улице Семашко.

- Конечно, незаконно. Если только речь не идёт о ситуации прошлого года, когда в Крыму не было вакцины БЦЖ и врачи предлагали приобретать эту вакцину самостоятельно. С начала октября эта вакцина у нас есть и должна предоставляться бесплатно.

Игорь Ульянович, г. Керчь:

- Лекарства очень дорогие. Почему нет закона, согласно которому пенсионеры, инвалиды, участники Великой Отечественной войны могли бы покупать медикаменты хотя бы за полцены?

- К сожалению, частные аптеки не находятся в ведении Министерства здравоохранения АРК. Более того, многие частные аптеки пишут на вывесках, что являются социальными, то есть фактически обманывают людей, и мы стараемся этому помешать. Уже направили свои предложения по решению этой проблемы в комитет по здравоохранению при Верховном Совете Украины и в Министерство здравоохранения Украины.

- Как часто к вам обращаются с подобными проблемами? Ведь ни для кого не секрет, что наша бесплатная медицина на самом деле стоит очень дорого.

- Это один из самых больных вопросов для обычных граждан. Медикаменты, безусловно, в большинстве своём очень дорогие и не соответствуют зарплатам или пенсиям. Маршрут движения пациента, который мы разрабатываем для Университетской клиники, подразумевает не только формальное перемещение по подразделениям, но и оптимальную схему диагностики и лечения. И в случае, если оно выйдет за рамки национального стандарта и пациент начнёт тратить лишние деньги, ответственность за это будут нести руководители медицинских подразделений.

Второй момент: ещё в прошлом году операция на хрусталике была платной даже для инвалидов и участников Великой Отечественной войны и стоила
8-12 тысяч гривен. А всё потому, что в глазном отделении больницы имени Семашко не было аппарата для проведения этой операции. Люди приобретали хрусталик за собственные деньги, шли в частную фирму на территории поликлиники на улице Ленинградской и оплачивали операцию.

Теперь аппарат есть в Университетской клинике, инвалиды и участники Великой Отечественной войны получают новые хрусталики бесплатно, а для тех, кто не входит в эту категорию, операция вместе со всеми сопутствующими материалами стоит четыре тысячи гривен. Есть разница?

Ещё один пример. Сложные операции методом стентирования проводятся и в Швейцарии, и на Украине. Только у нас стент - металлическая или пластиковая конструкция, которая помещается в просвет полых органов и обеспечивает расширение участка, суженного патологическим процессом, - стоит две с половиной-три тысячи долларов, а в Цюрихе - тысячу. Оказывается, цепочка посредников, которые поставляют изделия от производителя, приводит к колоссальным накруткам. Мы намерены открыть аптеку при Университетской клинике, куда материалы будут поступать непосредственно от производителя и продаваться по соответствующим ценам.

Мысли вслух

- У наших людей нет культуры отношения к собственному здоровью: многие всю жизнь курят, пьют, не занимаются спортом, а к старости спохватываются и начинают искать помощи у врачей. Но ведь государство не может компенсировать неправильный образ жизни! После сорока пяти следует регулярно раз в год проходить полную диспансеризацию, и врачи наверняка выявят у каждого фоновые заболевания, от которых можно избавиться, просто изменив образ жизни. Таким образом, пациент убережёт себя от болезней, которые вылечить гораздо труднее и дороже. К примеру, если вовремя диагностировать гипертонию, риск умереть от инсульта или инфаркта уменьшится в два раза. Но люди думают, что их заманивают на диспансеризацию, чтобы выкачать побольше денег. А всего-то нужно сделать кардиограмму и нагрузочную пробу или на сутки надеть на руку холтеровский монитор, чтобы потом снять показания

Игорь Шпак.

Вопрос ребром

«КП»:

- Можно ли искоренить врачебно-аптечную мафию?

Игорь Шпак:

- Мы уже подписали меморандум с Национальной медицинской академией последипломного образования имени Шупика об обучении наших сотрудников, и уже на следующей неделе крымские врачи начнут осваивать компьютеры. И если врач выписал очень дорогое или ненужное пациенту лекарство, сотрудникам отдела правового обеспечения, противодействия коррупции и ревизионной работы Минздрава тут же станет об этом известно.

Конечно, за месяц или день мы эту проблему не решим, но внедрить в больницах электронную документацию планируем в течение трёх лет. Главная же наша цель состоит в том, чтобы сами медицинские работники переосмыслили происходящее и поняли, что медицина ушла далеко вперёд и нам нужно её догонять. Никакая реклама не заманит пациента к врачу во второй раз, если его не устроит уровень профессионализма.

- Можно. Действительно, зачастую бывает так, что врач назначает огромное количество препаратов, которые просто не нужны пациенту - в том числе и потому, что может быть лично заинтересован в покупке дорогих лекарств. Поэтому развитие системы здравоохранения невозможно без создания единой информационной системы. В республиканском бюджете для этих целей заложено три с половиной миллиона гривен, и это - без учёта расходов на оборудование. Наша задача-минимум в том, чтобы вся документация в крымских больницах, начиная от регистратуры и заканчивая реанимационным отделением, была переведена в электронную форму.

Министр пришёл на помощь

Борис Андреевич, с. Далёкое, Черноморский район:

- Где можно получить лечение для больных глаз и сколько это будет стоить?

- Мы можем организовать для вас обследование в госпитале ветеранов войны в Симферополе или в офтальмологическом отделении Университетской клиники, где вы пройдёте диагностику и получите бесплатное лечение.

Лидия Васильевна, г. Симферополь:

- Отношусь к категории «дети войны». Где можно сделать бесплатно УЗИ матки?

- Вам нужно обратиться в Университетскую клинику, к заведующей поликлиникой Александре Ивановне Колисниченко.

Нина Ивановна, г. Симферополь:

- У меня трофическая язва не заживает уже несколько лет, лечилась в 6-й городской больнице Симферополя, но ничего не помогает. Что делать?

- Обратитесь к главному хирургу АРК Владимиру Викторовичу Мещерякову, он поможет.

От редакции. Как сообщили нам в Минздраве АРК, Борис Андреевич встретился со специалистами КРУ «Госпиталь ветеранов и инвалидов войны», вопрос о медицинской помощи должен решиться на уровне УОЗ Евпатории. Мы будем следить за ситуацией.

В министерстве заверили, что главный хирург Владимир Мещеряков проконсультировал Нину Ивановну. Лидия Васильевна тоже обратилась к специалисту, её вопрос решён.

Подготовили
Елена МАНИНА,
Диана СКЛЯРЕНКО.