Деньги есть - купить нельзя?

20 Октябрь 2011 791

Когда бухгалтеры выдают зарплату мелкими купюрами, они, словно извиняясь, говорят: «Других не было, какая разница - это тоже деньги». А если вы получили заработную плату купюрами номиналом в сто или двести гривен, не спешите радоваться: наличие крупных купюр в кошельке ещё не гарантирует, что вам дадут сдачу в магазине или маршрутном такси.

Без вины виноватые

Как бы ни уверяли чиновники, что в Симферополе уже давно нет «газелек», а только просторные «богданы» и «мерседесы», поездка утром в столичных маршрутках превращается в пытку. Но привыкшие уже и к таким условиям симферопольцы смирились с подобным «комфортом» - лишь бы скорее добраться на работу. И вот заходишь, а точнее, в утренний час пик втискиваешься в маршрутное такси, протягиваешь водителю двести гривен с вежливой просьбой: «Возьмите за проезд». И начинается.

- Вы издеваетесь, где я сдачу вам возьму? Что только не придумают, чтобы проехаться на халяву, - на не очень хорошем русском с характерным акцентом отвечает водитель.

Вежливо и спокойно, чтобы не портить перед рабочим днём настроение, начинаешь объяснять, что других денег у тебя нет, что ты даёшь эту купюру не специально, даже пытаешься найти компромисс: «Мне ехать до конечной, за сорок минут у вас наберётся сдача».

- Выходи, много вас таких умных. Не повезу. У меня семнадцать посадочных мест, и если каждый будет двухсотку совать.... Выходи, сказал! - водитель не унимается.

Ладно, не повезёт этот, поеду на следующей маршрутке. И пассажир, которого обругали за его же деньги, покорно выходит и пересаживается в более просторный автобус. Но посадочные места - хамству не препятствие. История повторяется. Только теперь проявляешь настырность: «Не выйду, давайте сдачу». У водителя упрямства оказалось не меньше. Он выключает мотор и отказывается ехать, пока не выйдет злосчастный пассажир. Нервничать начинают все пассажиры. Кто-то очень «сердобольный» советует разменять злополучную «двухсотку» в магазине. Раздосадованный снова выходишь из маршрутки.

Отсутствие сдачи - проблемы продавца

По дороге от остановки к ближайшему мини-маркету мысленно прикидываешь, что купить, если тебе ничего не надо и эта покупка не входила в твои планы.

В магазине охрана требует положить пакет в камеру хранения. Такие же настойчивые просьбы охранники адресуют и девушкам, сумки которых им кажутся слишком большими. Наконец подходишь к кассе и снова слышишь: «Сдачи нет». И тут терпение лопается даже у самого спокойного человека. Начинаются распри с кассиром, который возмущается, что вы купили бутылку воды за пять гривен, а требуете сдачу с двухсот гривен, кто только за такими мелочами в мини-маркет приходит. А на вопрос покупателя, где в магазине книга жалоб, кассир так удивляется, словно вы просите у него взаймы:

- Только кляузничать умеете, сами посидите на кассе целый день. Ну что я, нарисую вам эту сдачу? Сейчас разменяю в соседнем отделе, - сжалилась наконец.

И вроде проблема решена, и сдача есть, даже гневное послание в книгу жалоб не пришлось писать, только на душе осадок остался и настроение испорчено на весь день. Почему нас делают виноватыми за наши же деньги? Складывается впечатление, что ты постоянно что-то должен работникам сферы услуг. Приносишь выручку магазину, так тебе обязательно нахамят, откажутся дать сдачу с крупных купюр и займут полчаса твоего времени на складирование пакетов в камеру хранения. А если у вас что-нибудь пропадёт, то администрация не несёт ответственности за вещи, оставленные в камере хранения.

А водители симферопольских маршрутных такси, у которых постоянно нет сдачи с трёх гривен, отдавать пассажиру 25 копеек не спешат.

- Где я столько мелочи возьму? - коронный ответ водителей.

Дайте книгу жалоб!

Однако закон на стороне покупателя и пассажира. За свои права надо бороться, а не проглатывать хамство продавцов и водителей. Если в магазине продавец отказывается сам разменивать купюры, покупатель должен потребовать книгу жалоб и описать в ней происшедшее. После этого обратиться в Республиканский комитет по торговле и защите прав потребителей. Если в магазине ещё и отказываются дать книгу жалоб, то вы можете вызвать милицию. Правоохранители проверят документацию торговой точки и документы продавца, которого они могут оштрафовать. Отказ принять плату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это - серьёзное нарушение прав потребителя.

Юристы рекомендуют: если хотите довести дело до конца, отправляйтесь в ближайшее отделение милиции по месту нахождения магазина или торгового павильона и напишите заявление о возбуждении административного дела. Если из-за отказа продавца от заключения договора купли-продажи покупателю причинён существенный моральный, материальный ущерб или нанесён вред его здоровью, а продавец отказался удовлетворить требование потребителя возместить ущерб добровольно, то можно смело подавать иск в суд. Он будет на вашей стороне. Водители маршрутных такси также обязаны выдать сдачу пассажиру, а вот высадить его они не имеют права.

Конечно, к подобным случаям можно относиться, как к мелочам, из-за которых не стоит закатывать скандал и обращаться в суд. Вся жизнь состоит из мелочей, и какими они будут - приятными или нет - зависит от вас.

Так по закону

Кассир и другой работник, имеющий право получать от потребителя деньги за проданный товар, обязаны принимать без ограничений банкноты и монеты Национального банка Украины, в том числе изношенные банкноты, которые являются средствами платежа, а также обеспечивать наличие в кассе банкнот и монет для выдачи сдачи.

В тему

Если покупатель не сдал сумку в камеру хранения, ему не имеют права отказать в продаже товара. Это - нарушение принципа свободы заключения договора, записанного в Гражданском кодексе Украины. Также в магазине не имеют права отказать в продаже товаров при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу. К тому же никто не обязывает покупателей сдавать свои вещи в камеры хранения супермаркетов для реализации права на осуществление покупок.

Юлия ЦИСАРЬ.