«Хорошие песни - правило души»

12 Октябрь 2011 795
15 октября Бутусову исполнится 50.
15 октября Бутусову исполнится 50. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

На рок-фестиваль, посвящённый 30-летию группы «Кино», приехал один из самых загадочных рок-музыкантов 80-х - Вячеслав Бутусов. Основатель легендарной группы «Наутилус Помпилиус», ныне лидер группы «Ю-Питер» верит в сверхидею русского рока и терапевтический эффект собственных песен, ценит творчество Цоя и Бориса Гребенщикова, любит Феодосию, где прошли его детские годы, и не любит ездить за границу. Он вдумчиво слушает вопросы, отвечает кратко и искренне, не вдаваясь в туманные рассуждения. И, на удивление, часто улыбается и шутит со свойственной ему самоиронией.

- Вячеслав, как вы считаете, почему в роке стало меньше протестных песен? Не с чем бороться?

- Я понимаю это, как судьбоносное явление, потому что, во-первых, протестовать бессмысленно, а во-вторых, протестовать надо уметь. У нас понятие «аристократичность» пропало, декабристы вымерли. А протестовать никто и не знает как, а просто друг друга вёслами по головам лупасить - это не протест. Должен быть смысл, должна быть сверхидея. И эту сверхидею мы пока ещё только начинаем осознавать, поэтому есть время передохнуть и поговорить о насущном, об истинных ценностях, и, слава Богу, роптать не на что.

- Значит, рок-музыка изменилась?

- Нет, рок-музыка никак не изменилась. Изменились её социальное положение и отношение людей к музыке. А суть её носит общечеловеческий характер. Есть определённый кодекс правил - искренность, откровенность, ещё какие-то вещи, условно говоря, напористость, открытость. Вот собственно и всё. А музыка, она сама по себе есть, на неё просто надо обратить внимание или жить этим.

- Возможно ли рождение нового «Наутилуса»?

- Я не буду зарекаться и никого отговаривать от этого. Создать новый «Наутилус» - навязчивая идея. Но, конечно, его не будет. А если и будет, то не новый, а какой-то другой, не тот, которого все хотели бы. Это - легенда. Люди говорят о том, как бы нам вернуть те времена, когда нам было хорошо. Просто не надо их терять, вот и всё, и будет хорошо постоянно.

- У каждого поколения - свои кумиры. Насколько сейчас востребована неоромантика «Кино» и «Наутилуса»?

- Сейчас эта музыка в большей степени востребована, чем в те времена, когда был так называемый бум рока. Мне и самому близко творчество Цоя тем, что оно основополагающее, в нём нет ничего лишнего. Всё очень просто, внятно, без всяких изысков - и это вообще самое сложное, в том числе и в музыке, где очень много искушений.

Думаю, закономерно и то, что рок-фестиваль «Кино» сначала» проходит в Крыму. Во-первых, здесь находится тот пляж, на котором было принято историческое решение, во-вторых, Цой - это
народное достояние. Столько внимания, сколько уделили этой музыке в нашей стране и до сих
пор уделяют, - большая редкость. А внимание - самый ценный продукт. Не время, не деньги! Так вот, Цой столько выработал человеческого внимания, что можно гидроэлектростанцию подпитывать, можно Китай кормить.

- У вас есть любимая песня группы «Кино»?

- Я не могу сказать, что есть какая-то одна-единственная, самая любимая, потому что они все по-разному воспринимаются, каждая из них какое-то воспоминание вызывает, соответствующие эмоции и ощущения. Но для меня очень дорога песня «Легенда», я к ней по-особенному отношусь. Когда её исполняю, у меня дыхание перехватывает, поэтому она звучит на концертах в редких случаях - очень трудно даётся.

- Если бы вы могли принять участие в фестивале памяти западного артиста, то кто бы это был?

- Я с удовольствием исполнил бы песни «Doors».

- Как вы считаете, если бы Цой остался жив, какое место он занимал бы сегодня среди рок-музыкантов?

- Могу ряд вариантов предложить на рассмотрение, но они все бессмысленны. Я вообще не вижу смысла даже развивать эту тему. Так, как оно есть, - наилучший путь развития.

- А какие отношения у вас сейчас с Борисом Гребенщиковым, который был и вашим продюсером, и продюсером группы «Кино» в самом начале?

- Во-первых, у меня к нему уважение с точки зрения профсоюза нашего, потому что, чего греха таить, у нас были разные отношения в разные периоды и с разными людьми, но сейчас меня очень радует, что мы все начали объединяться. С Борисом у нас никогда не было никаких противоречий. Он человек в этом смысле очень мудрый, и я его всегда любил, продолжаю любить всё больше и больше. Хай живе БГ! (смеётся).

- Борис Гребенщиков в Коктебеле сказал, что джаз - это музыка времени и настроений. Раньше исполнение рока несло дух свободы, агрессии. Какое настроение рок дарит молодёжи сегодня?

- Если идти по схеме, которую вы задали - дифференциации музыки и времени, то я бы сказал, что сейчас для меня, например, это должно быть детское хоровое исполнение.

- На песнях «Наутилуса» и Цоя выросло почти всё поколение 80-х. А кого вы сейчас чаще всего видите на своих концертах?

- Я могу смело сказать, что сейчас уже приходят дети тех людей, о которых вы говорите. Это особенно заметно за границей, хотя мы не очень любим туда ездить, но тем не менее приходится.

- А в каком составе теперь гастролируете?

- «Ю-Питер» - это такая супергруппа, в которую вошли Вячеслав Бутусов из «Наутилуса», Георгий Каспарян из группы «Кино» и первоначально Женя Кулаков из «Пойманных муравьедов» - вот три человека, которые образовали коллектив. В таком составе и продолжаем. К нам ещё присоединился бас-гитарист, и мы стали полноценной группой. То есть четыре человека: две гитары, бас и барабаны.

За десять лет существования коллектива было несколько периодов. Сначала мы довольно настырно исполняли песни исключительно из репертуара «Ю-Питера», чтобы себе доказать, что мы не лыком шиты. Потом, когда натиск публики достиг такого предела, что мы его не смогли выдержать, начали включать в выступления песни «Наутилуса». Потом народ вдруг понял, кто такой Георгий Каспарян, и начал требовать песни «Кино». Так в нашей программе появились песни «Кино», «Ю-Питера» и «Наутилуса». Но в связи с тем, что достигнута такая дата, как десятилетие, мы сейчас будем расширять состав песен «Ю-Питера». Из четырёх альбомов, которые мы записали за десять лет, набирается очень приличная программа.

- Что для вас было бы большим признанием: когда полный зал на концерте или когда молодёжь поёт ваши песни под гитару во дворах?

- Конечно, пусть люди лучше просто поют, потому что это насыщает нашу атмосферу. Это очень важно для музыканта.

- В 80-е были сильные тексты, но слабее музыка. Сейчас наоборот: музыка - разнообразная, а тексты - примитивные. Почему?

- Я не анализировал так подробно и могу говорить только о себе. Для меня написание текстов стало более осмысленным. Раньше я это делал на интуитивном уровне, используя палитру каких-то символов, знаков, которые порой черпал по доверию у того же БГ. Я комбинировал, но не всегда понимал их значение. Это было игрой слов, калейдоскопом значений. Сегодня несу ответственность за каждое слово, поэтому для меня эти тексты имеют определённый терапевтический характер: таким образом
я себя преобразовываю, выправляю. Для меня написание любого слова - это правило, а точнее, как говорили раньше, правило. Хорошие песни - правило души.

Сейчас для того, чтобы рок-продукт был полноценным, его нужно холить и лелеять. Нашему рок-профсоюзу в своё время повезло, эту музыку слушали все, даже уборщицы и домохозяйки, потому что это было неизбежное социальное явление, мимо которого никто не проходит. Нам показали, как это должно быть в идеале, а теперь сами. Рокерам новой волны нужно проявить усердие и труд, чтобы не стать музыкой только для фона.

- Вы часто бываете с гастролями в Крыму. По зову сердца или просто концертный график?

- Люблю Феодосию, потому что провёл там свои детские годы. А Крым люблю за море, солнце, горы, особенный воздух.

Досье

Вячеслав Геннадьевич Бутусов родился 15 октября 1961 года в посёлке Бугач Красноярского края. В 1983 году создал группу «Наутилус Помпилиус», которая стала популярной после выхода в 1986 году альбома «Разлука» - совместного проекта Вячеслава Бутусова и Ильи Кормильцева. Дискография «Наутилуса» насчитывает 16 номерных альбомов и шесть концертных изданий. Последний альбом группы «Яблокитай» записан Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова и английского музыканта Билла Нельсона, который стал его продюсером. В 1997 году Вячеслав Бутусов начал сольную карьеру. Написал саундтреки к фильмам «Брат», «Брат-2», «Жмурки». В 2005 году получил премию «Муз-Тв-2005» за вклад в развитие отечественной рок-музыки. В 2007 году в продаже появилась книга Бутусова «Виргостан», включающая две повести и словарь житейских состояний. 8 сентября 2011 года Бутусов презентовал «свою литературную симфонию» - автобиографическую книгу «Архия».

Юлия ЦИСАРЬ.